О проведении переаттестации школьных музеев в 1993/94 учебном году
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 9 января 2023 года N 4-р
____________________________________________________________________
Приказываю:
1. Утвердить положение о школьном музее Санкт-Петербурга (приложение N 1).
2. Утвердить состав городского межведомственного музейного совета (приложение N 2).
3. Городскому межведомственному музейному совету провести переаттестацию школьных музеев с 20 сентября по 31 декабря 1993 года (приложение N 3).
4. Районным органам управления образованием провести районную переаттестацию школьных музеев до 10.05.1993.
5. Городскому Дворцу творчества юных (Киселеву В.Н.) постоянно оказывать организационную и методическую помощь в деятельности школьных музеев.
6. Контроль за выполнением приказа возложить на управление учебно-воспитательных учреждений (Шилова Е.В.).
Председатель Комитета
О.Е.Лебедев
Положение
о школьном музее Caнкт-Пeтepбyрга
1. Общие положения.
1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев Санкт-Петербурга тесно связана с историей города, родного края.
1.2. Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии общественности.
1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.
2. Цели и задачи.
2.1. Школьный музей способствует:
- воспитанию у юных петербуржцев патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Санкт-Петербурга через практическое участие в сборе и хранении документов, изучениии благоустройстве памятников города.
2.2. Задачами школьного музея являются:
- использование культурных ценностей города для развития детей и подростков;
- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
3. Содержание и формы работы:
3.1. Школьные музеи в своей деятельности руководствуются документами:
- Закон Российской Федерации об образовании, постановление ВС РФ N 3266-1 от 10.07.1992;
- нормативные документы о фондах государственных музеев России.
3.2. Школьные музеи принимают участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвуют в традиционных городских краеведческих чтениях школьников, районных и городских предметных олимпиадах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.
3.3. Совет музея:
- изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;
- систематически пополняет фонды и библиотеки музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;
- ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
- создает и обновляет экспозиции, выставки;
- проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;
- работает в контакте с координационным советом общественных музеев Комитета по культуре и туризму Санкт-Петербурга, устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении им заданий;
- устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;
- проводит обучение по программе "Юный музеевед".
4. Организация деятельности музея.
4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой города и родного края, и возможно при наличии:
- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
- руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
- собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;
- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
- помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.
4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьные музеи могут иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественно-научный (географический, охраны природы и т.д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и т.д.
Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля являются мемориальными.
4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.
Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и культуре, Комитетом по образованию мэрии Санкт-Петербурга и оформляется приказом директора образовательного учреждения.
4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, городской аттестационной музейной комиссией присваивается звание "школьный музей" и выдается паспорт Санкт-Петербургского школьного музея*.
_______________
* Звание "народный музей" присваивается органами управления культуры.
4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объемных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.
4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит городская музейная комиссия.
5. Руководство работой музея.
5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель музея.
5.2. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог образовательного учреждения.
За руководство школьным музеем педагогу может быть повышен тарифный разряд или произведена оплата как педагогу-организатору, согласно соответствующей тарификации-аттестации.
5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.
5.4. Организационно-методическим городским центром по работе школьных музеев является городской Дворец творчества юных.
6. Учет и обеспечение сохранности фонда.
6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, опечатанной) заверенной органом управления образования.
6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории; культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи и т.п.).
6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.
6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях катеогрически запрещается.
7. Порядок закрытия школьного музея.
7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.
7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным органом управления образования, о чем ставится в известность городской организационно-методический центр при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.
7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передается в организационно-методический центр городского Дворца творчества юных.
Состав
Городского межведомственного музейного совета
Председатель совета |
| |
1. | Мерзляков Геннадий Викторович | - заместитель председателя Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга |
| Члены совета: |
|
2. | Шилова Евгения Васильевна | - заместитель начальника управления учебно-воспитательных учреждений Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга |
3. | Зубрилова Надежда Александровна | - гл.специалист управления учебно-воспитательных учреждений Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга |
4. | Яковлева Мария Дмитриевна | - ведущий специалист Комитета по культуре и туризму мэрии Санкт-Петербурга |
5. | Нагавкин Сергей Васильевич | - зав. отделом краеведения и туризма городского Дворца творчества юных |
6. | Архипова Эльвира Ильинична | - зав. сектором отдела краеведения и туризма городского Дворца творчества юных |
7. | Сорокина Наталья Васильевна | - зав. методическим кабинетом, отдела краеведения и туризма городского Дворца творчества юных |
8. | Александрова Наталья Витальевна | - методист сектора общественных музеев Санкт-Петербурга |
9. | Черкасов Николай Александрович | - председатель школьной комиссии СК |