1. Внести в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2000 N 1346-р "Об утверждении Программы реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга" изменения, изложив приложение к распоряжению в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета финансов Кротова В.Ю.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Приложение
к распоряжению Администрации
Санкт-Петербурга
от 04.03.2002 N 291-ра
Программа реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга
Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
В предыдущие годы проделана большая работа по созданию бюджетной системы города: осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию и бездефицитному бюджету, проведена реструктуризация государственного долга, регламентированы процессы принятия и исполнения бюджета, создано городское казначейство, консолидированы в бюджете внебюджетные фонды, положено начало развитию системы межбюджетных отношений.
Однако все элементы системы управления региональными финансами требуют дальнейшего развития.
Основными целями реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга являются:
повышение уровня жизни населения Санкт-Петербурга;
обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств;
обеспечение социально-экономической стабильности в регионе, развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;
уменьшение долговой нагрузки на бюджет, экономику;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.
Реформирование системы управления региональными финансами должно исходить из следующих основополагающих принципов:
финансовая открытость и жесткий бюджетный контроль;
сбалансированность ресурсов и обязательств, полномочий и ответственности на всех уровнях бюджетной системы;
максимальная эффективность управления государственным долгом и активами, а также всех управленческих решений.
Приоритетами для целей реформирования бюджетной системы Санкт-Петербурга являются:
увеличение финансовых ресурсов, направляемых на развитие культуры и искусства, образования, здравоохранения и физической культуры, реализацию социальной политики, содержание жилищно-коммунального хозяйства, осуществление правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности населения;
обеспечение возможности самостоятельно, без привлечения заемных источников, финансировать текущие расходы бюджета;
снижение доли расходов на обслуживание долга в сумме расходов бюджета;
проведение стабильной, прозрачной, предсказуемой налоговой политики.
Перечень сфер деятельности, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств, в настоящее время достаточно широк и не имеет законодательного закрепления. Формулирование приоритетных направлений расходования средств находит свое отражение в различных нормативных правовых актах Санкт-Петербурга (распоряжениях Администрации Санкт-Петербурга, постановлениях Правительства Санкт-Петербурга и др.), а также в программных документах (Стратегический план Санкт-Петербурга, целевые программы Санкт-Петербурга).
Главной целью реформирования по данному направлению является максимальная ориентация бюджетных расходов на приоритетные задачи развития города и повышения уровня жизни населения.
Особое значение приобретает задача введения законодательного запрета финансирования отдельных сфер деятельности, которые не соответствуют приоритетным направлениям бюджетной политики.
Основными направлениями реформирования в сфере расходования бюджетных средств являются:
Законодательное закрепление:
перечня сфер деятельности, финансирование которых может полностью или частично проводиться за счет бюджетных средств;
перечня социально значимых сфер деятельности (услуг);
перечня сфер деятельности, на развитие которых могут распространяться бюджетные гарантии.
Инвентаризация, учет и мониторинг бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, в целях формирования оптимальной сети бюджетных учреждений.
Нормативное закрепление порядка и условий предоставления субсидий и субвенций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:
государственным предприятиям;
юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями;
физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Установление законом Санкт-Петербурга условий возврата неиспользованных или использованных не по назначению субсидий или субвенций.
N п/п | Название проекта правового акта | Сроки подготовки | Исполнители |
1 | Проект закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях предоставления субсидий и субвенций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" | IV квартал 2001 года | Комитет финансов, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли |
2 | Проект бюджетного кодекса Санкт-Петербурга | I полугодие 2002 года | Комитет финансов |
В настоящее время все более возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, необходимо выбрать образовательный сектор в качестве приоритета. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики. Система образования должна перейти из режима выживания в режим развития, от режима бюджетного содержания к режиму инвестирования в нее.
Основными целями реформирования управления финансами в области образования являются:
финансовое обеспечение государственных гарантий в сфере образования в пределах государственных образовательных стандартов;
обеспечение рационального и эффективного расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, находящегося в сфере образования;
создание условий для привлечения в сферу образования внебюджетных средств;
обеспечение хозяйственно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений.
Основными направлениями реформирования управления финансами в сфере образования являются:
оптимизация сети образовательных учреждений сферы образования;
адресность бюджетного финансирования, под которой понимается нормативное финансирование в расчете на одного обучающегося, воспитанника в образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего (педагогического) профессионального образования, сиротских и коррекционных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
разработка механизма расчета минимальных региональных нормативов финансирования по различным типам и видам образовательных учреждений;
расширение прав образовательных учреждений по распоряжению финансовыми ресурсами при участии попечительских советов;
обеспечение прозрачности и доступности для осуществления общественно-государственного контроля за финансовой деятельностью образовательных учреждений, включая ежегодную публикацию финансовых отчетов;
разработка механизма контроля за бюджетными средствами, направляемыми некоммерческим организациям;
переход к развитию образования через государственные инвестиции в сферу формирования информационной базы образовательных учреждений и обновления их учебного оборудования и материальной базы;
создание среднесрочной программы развития образования.
N п/п | Название проекта правового акта | Сроки подготовки | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проект закона Санкт-Петербурга "О программе развития системы образования Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы "Петербургская школа - 2004" | I квартал 2002 года | Комитет по образованию, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет финансов |
2 | Проект закона Санкт-Петербурга "О нормативах финансирования образовательных учреждений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" | II квартал 2002 года | Комитет по образованию, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитет финансов |
3 | Проект распоряжения Комитета по образованию "О мерах по усилению общественного контроля за расходованием финансовых ресурсов органами самоуправления государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга" | II квартал 2002 года | Комитет по образованию |
4 | Проект распоряжения Комитета финансов "Об утверждении рекомендаций по определению стоимости дополнительных платных услуг государственного образовательного учреждения" | III квартал 2002 года | Комитет финансов |
5 | Проект распоряжения Администрации Санкт-Петербурга "О мерах по обеспечению прав граждан на образование, обучающихся в негосударственных образовательных организациях Санкт-Петербурга" | III квартал 2002 года | Комитет по образованию |
Основными целями реформирования управления финансами в области социальной защиты населения являются:
финансовое обеспечение льгот и государственных гарантий, установленных федеральным законодательством, и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
обеспечение адресного и рационального использования бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, и эффективного использования государственного имущества, находящегося в оперативном управлении органов социальной защиты населения;
создание условий для привлечения в сферу социальной защиты населения внебюджетных средств;
обеспечение хозяйственно-финансовой самостоятельности учреждений социальной защиты населения.
Основными направлениями реформирования управления финансами в области социальной защиты населения являются:
высвобождение необходимых бюджетных ресурсов для оказания адресной социальной помощи путем сокращения бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств;
развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета;
создание условий для вовлечения в сферу социальной защиты населения некоммерческих организаций, разработка механизма контроля за бюджетными средствами, направляемыми некоммерческим организациям;
установление размера государственной помощи в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина), гарантируемой Санкт-Петербургом как субъектом Российской Федерации каждой семье (одиноко проживающему гражданину). Прожиточный минимум семьи - сумма значений прожиточных минимумов всех членов семьи с учетом ее социально-демографического состава;