Недействующий

     

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

от 31 августа 1998 года N 561


Об уточнении расчета численности мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга

(с изменениями на 24 августа 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 марта 2023 года на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
 от 13 марта 2023 года N 235-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 24 августа 2001 года N 443.

____________________________________________________________________



В соответствии с Законом "О бюджете Санкт-Петербурга на 1998 год" от 30.12.1997 N 235-71, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 05.02.1998 N 128-р, постановлением Правительства Санкт-Петербурга "О Программе реформирования системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 1998-2001 годы" от 20.04.1998 N 14 Комитету по образованию предписано провести мероприятия, направленные на приведение в соответствие с ассигнованиями, принятыми по бюджету.

В целях обеспечения единого подхода к вопросам определения численности мастеров производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга, рационального использования ими рабочего времени, целевого использования финансовых средств

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.09.1998:

1.1. Типовое положение о мастере производственного обучения учреждения начального профессионального образования Санкт-Петербурга, согласно приложению 1.

1.2. Пункт утратил силу - приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 24 августа 2001 года N 443 - см. предыдущую редакцию.

1.3. Пункт утратил силу - приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 24 августа 2001 года N 443 - см. предыдущую редакцию.

2. Установить с 01.09.1998:

2.1. Наполняемость учебных групп теоретического обучения на первом курсе учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга - не менее 30 человек.

2.2. Пункт утратил силу - приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 24 августа 2001 года N 443 - см. предыдущую редакцию.

3. Руководителям учреждений начального профессионального образования:

3.1. В срок до 01.10.1998 представить в управление финансово-экономического обеспечения расчет численности мастеров производственного обучения на 1998/99 учебный год в соответствии с утвержденными настоящим приказом нормативами. Учесть, что введение в 1998 году дополнительных должностей по сравнению с ранее утвержденными в соответствии с п.39 Закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 1998 год" не допускается.

3.2. Произвести соответствующее сокращение штатных единиц мастеров производственного обучения с соблюдением трудового законодательства в тех случаях, когда фактически занятые единицы превышают расчетную численность.

3.3. Разработать и утвердить в соответствии с типовым положением о мастере производственного обучения учреждения начального профессионального образования Санкт-Петербурга должностные обязанности мастеров производственного обучения профессионального училища (лицея).

3.4. Представить в управление начального профессионального образования сведения о подготовке в учреждениях квалифицированных рабочих (специалистов) по профессиям, связанным с выполнением работ повышенной опасности и (или) обслуживанием сложного оборудования, в соответствии с "Перечнем основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), подконтрольных Госгортехнадзору России, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности" (письмо Федерального горного и промышленного надзора России от 06.03.1996 N 01-17/96 "О порядке подготовки и проверки знаний промышленного персонала (основных профессий) и специалистов подконтрольных предприятий").

4. Директору Учебно-методического центра (Шапкин В.В.) провести в сентябре 1998 года обучение руководителей учреждений начального профессионального образования по действующим нормативным документам, связанным с организацией работы мастеров производственного обучения.

5. Управлению начального профессионального образования (Гаврилов В.И.) осуществлять контроль за разработкой и внедрением должностных обязанностей мастеров производственного обучения и данного приказа.

6. Инспекции Комитета по образованию (Пахомов Н.Н.) провести в течение 1998/99 учебного года выборочную проверку достоверности представленных руководителями учреждений начального профессионального образования документов и выполнение п.3.3 настоящего приказа.

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя Комитета по образованию - начальника управления начального профессионального образования Гаврилова В.И.

Председатель Комитета
 В.И.Криличевский

 


[Приложение 1]

УТВЕРЖДЕНО
 приказом Комитета по образованию
 Администрации Санкт-Петербурга
от 31.08.1998 N 561

     

Типовое положение о мастере производственного обучения
учреждения начального профессионального образования
Санкт-Петербурга

     

I. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения является инженерно-педагогическим работником учреждения начального профессионального образования, обеспечивающим единство процесса обучения и воспитания, осуществляющим основные функции по профессиональному обучению обучающихся.

Он непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения обучающихся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ, развитие у обучающихся умений творчески применять полученные знания на практике, соблюдение ими правил и норм по охране труда, воспитание у обучающихся осознанного отношения к учебе, любви к избранной профессии, уважения к труду, правам и свободам человека.

1.2. Мастер производственного обучения должен быть примером для обучающихся в соблюдении дисциплины, в отношении к делу, проявлять педагогический такт в обращении с обучающимися, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности обучающегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества, принимать меры по сохранению контингента обучающихся.

1.3. В своей деятельности мастер производственного обучения руководствуется Законом РФ "Об образовании", законодательными и нормативными актами РФ и Правительства Санкт-Петербурга по вопросам образования, уставом образовательного учреждения, государственным образовательным стандартом, учебными планами и программами, настоящим Положением.

1.4. Мастер принимается на работу директором учреждения начального профессионального образования, как правило, из числа высококвалифицированных рабочих, специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование.

Мастер по вождению транспортных средств должен иметь также трехлетний стаж работы на соответствующей категории автотранспортных средств и свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению по утвержденным программам.

Мастер по обучению профессии рабочего промышленного производства (объекта), подведомственного Госгортехнадзору Санкт-Петербурга, должен иметь документ о соответствующей аттестации.

Мастер, не имеющий педагогического образования, проходит в течение первого года работы подготовку на курсах повышения квалификации и сдает зачет по основам педагогики, психологии и методике производственного обучения.

1.5. В зависимости от конкретных условий мастер может закрепляться за учебной мастерской, лабораторией, участком, группой цехов предприятия, полигоном, учебным хозяйством для обучения по соответствующим видам работ и разделам программ.

Производственное обучение и практику обучающихся мастер проводит согласно учебному плану и расписанию занятий. Учебные занятия в мастерских и на полигонах проводятся, как правило, в учебных группах (бригадах) численностью по 12-15 человек. В период производственной практики на предприятиях, учреждениях, организациях мастер производственного обучения обеспечивает ее руководство в учебной группе численностью от 25 до 30 человек.

1.6. Мастер ведет учебную работу под непосредственным руководством старшего мастера и совместно с ним решает вопросы производственного обучения, производственной практики обучающихся, повышения производительности труда обучающихся и качества выпускаемой продукции.

Мастер воспитывает обучающихся как в процессе обучения, так и во внеучебное время совместно с другими инженерно-педагогическими работниками учреждения начального профессионального образования, органами ученического самоуправления, родителями.

1.7. В соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании" нормированная продолжительность рабочего времени мастера производственного обучения составляет 36 часов в неделю, в которые включается:

- личная подготовка и проведение занятий по производственному обучению;

- подготовка учебно-материальной базы обучения;

- создание комплексного методического обеспечения;

- организация производства полезной продукции;

- выполнение обучающимися различных видов работ, в том числе и во внеучебное время;

- профориентационная работа;

- мероприятия по формированию личности гражданина России, петербуржца.

Учебная нагрузка мастера непосредственно по производственному обучению и руководству производственной практикой обучающихся определяется учебными планами и программами.

1.8. Наиболее квалифицированным мастерам администрацией образовательного учреждения может быть поручено оказание технической и методической помощи другим мастерам по профессии. Эта работа включается в бюджет рабочего времени мастера производственного обучения.

1.9. Администрация учреждения начального профессионального образования может привлекать мастера в установленном порядке за дополнительную оплату к трудовому обучению учащихся общеобразовательных классов (отделений), руководить методической комиссией, вести кружки, заведовать учебным кабинетом (лабораторией), а также выполнять работу по совмещаемой профессии (должности), участвовать во внеучебное время в работе хозрасчетных подразделений, выпуске полезной продукции. Мастеру, как правило, с высшим или средним специальным образованием может быть разрешено вести преподавательскую работу.

1.10. Мастер в установленном порядке направляется на повышение квалификации и не реже чем один раз в три года проходит обучение и проверку знаний по охране труда.

1.11. По итогам аттестации с учетом результатов работы и личного вклада в совершенствование учебно-воспитательного процесса мастеру производственного обучения может быть присвоена II, I или высшая квалификационная категория, а также в установленном порядке звания и государственные награды, утвержденные Правительством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

II. Основные обязанности мастера производственного обучения

2.1. Мастер производственного обучения формирует у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ производственного обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство полезной продукции.

2.2. Обучает обучающихся рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Обеспечивает высокое качество изготовления обучающимися продукции, выполнение ими норм времени и выработки плана производственного обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции. Несет ответственность за охрану труда обучающихся.

2.3. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности производственного обучения, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к урокам, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвует в методической работе, проводимой в учебном заведении.

Широко использует в учебном процессе научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт.

2.4. Содержит в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты, приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Обеспечивает мастерские оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения.

2.5. Совместно с работниками предприятий, организаций, учреждений подбирает рабочие места, соответствующие учебным программам и требованиям правил и норм по охране труда, участвует в подготовке и оформлении договора с предприятием на прохождение обучающимися производственного обучения и практики.

Организует производственное обучение и практику обучающихся, привлекает высококвалифицированных рабочих и специалистов к проведению инструктажа, знакомит их с программой и графиком перемещения обучающихся по рабочим местам.

2.6. Осуществляет контроль за перечислением предприятиями денежных сумм за работы, выполненные обучающимися в процессе производственного обучения и практики, своевременной выплатой им в учебном заведении установленных вознаграждений.

2.7. Участвует в комплектовании учебных групп, обеспечивает сохранность контингента и распределение выпускников согласно договорам с предприятиями, для которых подготавливаются квалифицированные рабочие кадры.

2.8. Периодически посещает занятия по теоретическому обучению обучающихся групп, в которых он проводит уроки производственного обучения. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

2.9. Изучает индивидуальные особенности обучающихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний. Добивается выполнения каждым обучающимся правил внутреннего распорядка, культурного поведения в учебном заведении, на предприятии, в быту, непримиримости к отклонениям от норм морали и нравственности, проявлениям нерадивого отношения к учебе и труду.

Развивает познавательные интересы обучающихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе. Способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня обучающихся путем привлечения их к занятиям в кружках по интересам, спортивных секциях, к участию в конкурсах, олимпиадах, в художественной самодеятельности.

Развивает у обучающихся стремление к техническому и художественному творчеству, рационализаторской и изобретательской деятельности как основе профессионального мастерства. Подготавливает обучающихся к поэтапной аттестации, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении.

2.10. Проявляет заботу о здоровье обучающихся, их медико-санитарном обслуживании, о проведении медицинских осмотров, лечебно-оздоровительных мероприятий, летнего отдыха, пропагандирует здоровый образ жизни. Систематически контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и учебы обучающихся, организацию их питания и жилищно-бытового обслуживания Поддерживает связь с родителями, информирует их об успеваемости и поведении обучающихся, участии в общественной жизни коллектива.

III. Мастер производственного обучения имеет право

3.1. Свободно обсуждать на педагогическом совете, во всех формах методической работы, собраниях, совещаниях и конференциях вопросы обучения и воспитания обучающихся, критиковать недостатки в работе, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки обучающихся, их производственного обучения, совершенствованию учебно-воспитательной и методической работы, рациональной организации труда руководству учебных заведений, в вышестоящие органы управления образованием и другие организации.

3.2. Прекращать работу обучающихся в мастерских учебных заведений, на производстве и при выполнении общественно полезного труда в случаях неисправности оборудования, инструментов, других нарушений охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении мастер немедленно ставит в известность руководителей учебного заведения и предприятия (объединения, организации).

3.3. Участвовать в работе общественных организаций, творческих объединений, содействовать развитию коллективных форм и самодеятельного технического творчества обучающихся и инженерно-педагогических работников.

3.4. Определять совместно с преподавателями, с ученическим активом меры поощрения обучающихся, добившихся высоких показателей в учебно-производственной деятельности, активной общественной работе в коллективе. Ходатайствовать перед администрацией учебного заведения о наложении взысканий за нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»