Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 1998 года N 14


О Программе реформирования системы начального
профессионального образования в Санкт-Петербурге
на 1998-2001 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 24 октября 2002 года N 56

____________________________________________________________________


В целях осуществления государственной политики в области начального профессионального образования, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 908 "О Концепции реформирования системы начального профессионального образования" и в целях реализации прав молодежи на получение бесплатного начального профессионального образования, эффективного использования потенциала системы профессионального образования в подготовке и переподготовке рабочих кадров с учетом потребностей рынка труда Санкт-Петербурга и для реализации экономической стратегии развития города Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Программу реформирования системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 1998-2001 годы (далее - Программа) согласно приложению 1.

2. Согласиться с необходимостью расширения Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования для учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга, разработанного Комитетом по образованию совместно с Комитетом по труду и социальной защите населения, согласно приложению 2.

3. Предложить Комитету по образованию в установленном порядке:

3.1. На основе Программы ежегодно представлять на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга план мероприятий по ее реализации.

3.2. Внести предложения о расширении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования для учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации.

3.3. Утвердить:

- Примерное положение о структурном подразделении учреждения начального профессионального образования Санкт-Петербурга - центре обучения и проживания подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей;

- Примерное положение об отделениях и группах социальной реабилитации подростков-инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

3.4. Подготовить до 01.07.1998 проект закона Санкт-Петербурга "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Санкт-Петербурге" и представить в установленном порядке губернатору Санкт-Петербурга для внесения проекта закона на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4. Предложить:

4.1. Комитету финансов до 01.07.1998 подготовить предложения об источниках финансирования расходов, связанных с установлением с нового 1998/1999 учебного года региональных доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждений образования, не предусмотренных ранее принятыми правовыми актами.

4.2. Комитету экономики и промышленной политики совместно с Комитетом по образованию подготовить номенклатуру изделий, выпускаемых в учебно-производственных мастерских учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга.

5. Принять к сведению информацию президента Союза промышленников и предпринимателей о возможном возмещении затрат на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга промышленными предприятиями, входящими в Союз промышленников и предпринимателей.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.

Губернатор -
Председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

     

     

Приложение 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 20.04.1998 N 14



Программа
реформирования системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге на 1998-2001 годы

     

Сокращения, принятые в программе


ГУВД СПб - Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

ГУНО - Городское управление народного образования;

КО - Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга;

КУГИ - Комитет по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга;

МОТ - Международная организация труда;

ПЛ - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - Профессиональный лицей;

ПУ - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - Профессиональное училище;

РЛТК - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования - учебно-производственное объединение Российский лицей традиционной культуры;

РУНО (РОУНО) - Районное управление (отдел) народного образования.

Программа
реформирования системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге на 1998-2001 годы

     

I. Состояние системы начального профессионального образования
в Санкт-Петербурге


В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 106 учреждений начального профессионального образования, в том числе 43 - повышенного уровня (профессиональные лицеи), в которых ведется подготовка квалифицированных рабочих и служащих по 167 профессиям и специальностям.

Материальная база учреждений включает 53,5 тыс. ученических мест.

На 01.01.1998 численность обучающихся составила 60,4 тыс. человек, в том числе:

- окончившие 9 классов - 45,9 тыс. человек (76,0%);

- окончившие 11 классов - 5,6 тыс. человек (9,3%);

- не имеющие основного общего образования - 8,9 тыс. человек (14,7%).

В составе обучающихся отсутствуют иногородние.

Прием в профессиональные училища и лицеи составил:

- в 1994 году - 26,9 тыс. человек;

- в 1996 году - 28,6 тыс. человек;

- в 1997 году - 26,2 тыс. человек.

В 1992 году в училищах и лицеях созданы отделения общеобразовательной подготовки для школьников, не имеющих основного общего образования. В 1997 году контингент обучающихся на этих отделениях составил 1,8 тыс. человек.

В учреждениях начального профессионального образования обучаются 1457 детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, из них 485 человек проживают в пяти общежитиях, приспособленных для проживания подростков-сирот.

Профессиональный профиль подготовки в учреждениях начального профессионального образования города определился ранее сложившейся профессионально-отраслевой структурой занятости. В 1997 году выпуск по отраслям составил: в промышленности - 38,4%, сфере обслуживания -12,9%, строительстве - 10,9%, городском хозяйстве - 4%, сфере общественного питания и торговли - 15,2%, сфере транспорта - 12,7%. Число трудоустроенных выпускников составляет в среднем 85%.

Важной частью профессионального образования является учебно-производственная деятельность учебных заведений, обеспечивающая частичное возмещение затрат на профессиональное обучение и социальную поддержку обучающихся. Учебно-производственные мастерские действуют в 80% учреждений начального профессионального образования города. Объем выполненных работ и услуг в мастерских и на предприятиях в период производственной практики за 1996 год составил 11,5 млрд. рублей, в том числе произведено классно-лабораторного оборудования на 1,2 млрд. рублей.

В целом объем внебюджетной деятельности учреждений начального профессионального образования в 1997 году составил 33 млрд. рублей, или 24% бюджетного финансирования.

За 1997 год уточненный бюджет на начальное профессиональное образование составил 186,2 млрд. рублей (без капитальных вложений) или 46,2% от потребности, исчисленной в соответствии с действующими нормативами и ценами.

В системе начального профессионального образования в Санкт-Петербурге сконцентрирован значительный объем основных фондов (здания, сооружения, оборудование) общей стоимостью 1 млрд. 400 млн. рублей (в ценах 1998 года).

На состояние и развитие системы влияют ряд внутренних и внешних факторов.

Внутренними факторами, положительно влияющими на развитие системы, являются:

- наличие образовательных программ с различными сроками обучения и планируемым уровнем начального профессионального образования выпускников;

- высокий уровень мотивации преподавателей, осуществляющих процесс обучения в профессиональных училищах и профессиональных лицеях;

- достаточно высокий уровень мотивации учебы молодежи, зависящий от сектора экономики, к которой принадлежит профессия;

- наличие значительных основных фондов.

К числу негативных внутренних факторов, отрицательно влияющих на развитие системы, относятся:

- низкий уровень оплаты труда инженерно-педагогических работников;

- отток из системы кадров квалифицированных мастеров производственного обучения;

- моральный и физический износ материально-технической базы учебных заведений.

К числу внешних факторов, положительно влияющих на развитие системы, относятся:

- переход системы на региональное финансирование, что, в первую очередь, стабилизировало оплату труда инженерно-педагогических кадров;

- разграничение полномочий федеральных и региональных органов управления начальным профессиональным образованием, позволяющее оперативно учитывать специфику региона при подготовке квалифицированных рабочих.

Внешними факторами, отрицательно влияющими на развитие системы, являются:

- отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития потребности предприятий города в квалифицированных кадрах;

- рост числа подростков с недостатками в умственном и физическом развитии, требующих специальных методик и условий профессионального обучения;

- отсутствие финансирования на содержание зданий, ремонт оборудования и учебной техники, приобретение материалов и инструментов для учебных целей.

Прогноз потребности населения Санкт-Петербурга
в профессиональном образовании
и профессионально-образовательных услугах


Проведенный демографический анализ и оценка перспектив экономического развития Санкт-Петербурга позволяют прогнозировать:

- увеличение в период до 2001 года числа молодежи, продолжающей послешкольное образование в начальной и средней профессиональной школе;

- увеличение потребности в профессиональной переподготовке незанятого населения и работников, высвобождаемых в результате отраслевой реструктуризации производства;

- увеличение спроса занятого населения на профессионально-образовательные услуги, повышение квалификации в области менеджмента, информационного сервиса;

- повышение спроса на подготовку населения в сфере самозанятости;

- дальнейшее повышение спроса на подготовку по профессиям отраслей торговли, сферы обслуживания, туризма, коммунального хозяйства, строительства, транспорта;

- прекращение спада, стабилизация, а в дальнейшем увеличение спроса на профессии пищевой промышленности, художественных промыслов;

- повышение спроса на услуги в сфере образовательного менеджмента, образовательного аудита, а также на услуги по независимой квалификационной аттестации.

II. Цели и основные задачи программы реформирования
системы начального профессионального образования
Санкт-Петербурга на 1998-2001 годы


Целью реализации Программы является создание экономических, организационных и правовых механизмов оптимального использования потенциала системы начального профессионального образования для обеспечения прав граждан на получение бесплатного начального профессионального образования и потребностей предприятий, учреждений и организаций Санкт-Петербурга в профессионально-мобильных квалифицированных кадрах.

Результатом реализации Программы должно стать удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах разного уровня и высокого качества.

Основные задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»