О жилищной политике Санкт-Петербурга
(с изменениями на 4 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 мая 2006 года на основании
Закона Санкт-Петербурга
от 5 мая 2006 года N 221-32
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 года N 535-56 (Новое в законодательстве СПб.Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, Спец.выпуск, 02.12.2002).
Законом Санкт-Петербурга от 11 апреля 2003 года N 129-15 (Новое в законодательстве СПб.Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 7, 17.04.2003);
Законом Санкт-Петербурга от 30 января 2004 года N 29-5 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 2004 года N 354-54) (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 18, 22.07.04);
Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 19, 01.08.04);
Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 397-64 (Санкт-Петербургские ведомости, N 136, 27.07.2005);
Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 111-17 (Санкт-Петербургские ведомости, N 64, 13.04.2006).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2005 N 3-285.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
4 июля 2001 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет принципы и формы реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище в условиях жилищной реформы, конкретизирует установленные федеральным законодательством общие начала правового регулирования жилищных отношений при развитии различных форм собственности и видов недвижимости в жилищной сфере, а также обеспечивает защиту прав граждан в жилищной сфере Санкт-Петербурга.
Целями жилищной политики Санкт-Петербурга являются:
дальнейшее развитие различных форм улучшения жилищных условий жителей Санкт-Петербурга путем установления государственных гарантий предоставления, бесплатно или за доступную плату, малоимущим семьям жилья из государственного жилищного фонда;
создание системы государственной поддержки различных субъектов жилищных отношений, обеспечивающей реальную возможность приобретения жилья в собственность либо получения его на условиях найма;
упорядочение существующей системы льгот на получение жилья социального использования;
обеспечение эффективной защиты прав собственников жилья, а также прав всех жителей Санкт-Петербурга на проживание в жилище, отвечающем требованиям действующих стандартов качества.
(с изменениями на 14 июля 2004 года)
В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:
1. Жилое помещение - помещение, предназначенное и пригодное для проживания и зарегистрированное или учтенное органами инвентаризационного учета в качестве жилого. Требования к благоустроенности жилого помещения устанавливаются действующим законодательством.
2. Жилищный фонд в Санкт-Петербурге - совокупность жилых домов, а также жилых помещений в других строениях, независимо от форм собственности, находящихся на территории Санкт-Петербурга. В указанный жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговли, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
3. Виды жилищного фонда в Санкт-Петербурге:
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан (физических лиц), юридических лиц;
государственный жилищный фонд, включающий в себя:
государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности субъекта федерации - Санкт-Петербурга, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарных предприятий или государственных учреждений Санкт-Петербурга;
государственный жилищный фонд иных субъектов права - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении, оперативном управлении предприятий и учреждений Российской Федерации или иных субъектов права.
Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
жилищный фонд, находящийся в общей собственности (долевой) различных субъектов права;
В целях бюджетного регулирования под государственным жилищным фондом Санкт-Петербурга понимаются жилые дома, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или в государственной собственности Санкт-Петербурга и иных собственников.
(Абзац дополнительно включен с 3 декабря 2002 года на основании закона Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 года N 535-56).
4. Жилищная сфера Санкт-Петербурга - область городского хозяйства Санкт-Петербурга, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
5. Недвижимость в жилищной сфере Санкт-Петербурга - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития, жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
6. Коммунальная квартира - квартира государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга или муниципального жилищного фонда, жилые помещения в которой заселены по отдельным договорам (социального найма, найма, аренды) двумя и более нанимателями (арендаторами), не являющимися супругами, родителями, детьми или членами семьи нанимателя.
Коммунальными квартирами признаются также квартиры, относившиеся ранее к государственному жилищному фонду Санкт-Петербурга или муниципальному жилищному фонду, отвечавшие требованиям настоящего пункта, отдельные жилые помещения в которых перешли в собственность граждан и при этом хотя бы одно изолированное жилое помещение находится в государственной или муниципальной собственности.
7. Социальная норма площади жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. Социальная норма площади жилья в Санкт-Петербурге не может быть ниже аналогичного норматива, установленного законодательством Российской Федерации.
8. Учетный норматив площади жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья в расчете на одного постоянно проживающего, являющийся одним из оснований для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
9. Норма предоставления жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья, используемый в качестве минимального при предоставлении жилых помещений в государственном жилищном фонде Санкт-Петербурга или муниципальном жилищном фонде.
10. Житель Санкт-Петербурга - гражданин (гражданин Российской Федерации, иного государства или лицо без гражданства), имеющий постоянным местом жительства жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге, на основаниях, установленных статьей 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга. Для граждан Российской Федерации признание жилого помещения жилищного фонда в Санкт-Петербурге его постоянным местом жительства имеет правовыми последствиями обязанности Администрации Санкт-Петербурга по предоставлению установленных законодательством видов социального обеспечения и государственного содействия в отношении содержания жилья и содействия улучшению жилищных условий.
11. Жилищные отношения - отношения между органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, юридическими и физическими лицами по поводу:
учета семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставления и использования жилых помещений в домах государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и Российской Федерации;
пользования жилыми помещениями в домах частного жилищного фонда и жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности нескольких собственников (Российской Федерации, Санкт-Петербурга, муниципальных образований, юридических и физических лиц);
возникновения, перехода и прекращения права собственности на объект недвижимости в жилищной сфере Санкт-Петербурга;
управления жилищным фондом в Санкт-Петербурге; обеспечения его сохранности, воспроизводства, содержания и ремонта;
обеспечения выполнения договорных обязательств;
регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением риэлтерских услуг;
обеспечения социальной защиты граждан через предоставление адресных жилищных компенсаций;
проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга;
передачи внаем (коммерческий наем) и аренду физическим и юридическим лицам жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
иных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти Санкт-Петербурга создают благоприятные условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем его покупки или строительства в порядке, установленном федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, без ограничения размеров либо путем заключения установленных законом договоров с собственниками жилых помещений.
Администрация Санкт-Петербурга оказывает жителям Санкт-Петербурга -гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, помощь посредством предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставления или продажи на льготных условиях государственных жилищных сертификатов, предоставления кредитным организациям гарантий Санкт-Петербурга по банковским кредитам на строительство и приобретение жилья, а также иных форм содействия, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга. Малоимущим гражданам, иным, указанным в действующем законодательстве гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в государственном жилищном фонде Санкт-Петербурга. Основания, условия и порядок предоставления жилья в этих случаях устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга создают условия для реализации прав на жилище путем обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно-коммунальных услуг, при условии их своевременной оплаты, а также недопущения, при распоряжении гражданином имеющимся у него жилым помещением, произвольных, не предусмотренных законодательством ограничений либо нарушения охраняемых законом прав и интересов иных лиц.
Администрация Санкт-Петербурга обеспечивает реализацию прав граждан на жилище путем создания отвечающей современным экономическим условиям системы содержания жилищного фонда, осуществления эффективного контроля и регулирования отношений в жилищной сфере Санкт-Петербурга.
Жителям Санкт-Петербурга - гражданам Российской Федерации предоставляется субсидия (дотация) для покрытия части затрат на содержание занимаемых жилых помещений. Указанная субсидия предоставляется независимо от форм собственности на жилые помещения, в пределах площади жилья и в размерах, определяемых законом Санкт-Петербурга.
Отдельным категориям граждан, при недостаточности их доходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга предоставляется компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг.
1. Жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге учитывается в качестве места жительства гражданина по основаниям, установленным настоящим Законом Санкт-Петербурга, и в порядке, определяемом губернатором Санкт-Петербурга.
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга систематизируют сведения о гражданах, проживающих в жилых домах или жилых помещениях жилищного фонда в Санкт-Петербурге, согласно статье 48 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2004 года Законом Санкт-Петербурга от 30 января 2004 года N 29-5, - см. предыдущую редакцию).
2. Для жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основания учета жилого помещения в качестве места постоянного жительства гражданина определяются условиями одного из следующих договоров, заключенных на срок более одного года:
договор социального найма, заключаемый бессрочно на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 апреля 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 111-17, - см. предыдущую редакцию).
договор найма;
договор безвозмездного пользования;
договор аренды.
3. Для жилого помещения, находящегося в частной собственности, основанием его учета в качестве места постоянного проживания гражданина является:
договор, заключенный гражданином с собственником жилого помещения на срок более одного года, дающий право пользования данным помещением (договоры найма, аренды, безвозмездного пользования, иные договоры, предусмотренные действующим законодательством);
в случае отсутствия договора с собственником жилого помещения, дающего право пользования данным помещением, - волеизъявление собственника жилого помещения, оформленное письменным уведомлением, направленным в уполномоченный орган Администрации Санкт-Петербурга, о проживании собственника и (или) членов его семьи и (или) иных лиц в данном жилом помещении.
4. Основанием учета жилого помещения в качестве места временного проживания на срок свыше 6 месяцев является:
договор, заключенный с собственником жилого помещения на срок до одного года, по которому оно передается в пользование данным гражданам;
в случае отсутствия договора с собственником жилого помещения -волеизъявление владельца (собственника, арендатора) жилого помещения или общее согласие граждан, обладающих самостоятельным правом пользования данным помещением в соответствии с долгосрочным договором найма или безвозмездного пользования, с уведомлением собственника.
Временное проживание не влечет самостоятельного права пользования жилым помещением, может быть запрещено и прекращено в соответствии с действующим законодательством.
Временное проживание не является основанием для предоставления Администрацией Санкт-Петербурга установленных законодательством видов социального обеспечения и государственного содействия в отношении содержания жилья и содействия улучшению жилищных условий.
5. Жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге перестает признаваться постоянным местом жительства гражданина в случаях:
вселения гражданина для постоянного проживания в другое жилое помещение;
утраты гражданином права постоянного пользования данным жилым помещением;
признания гражданина безвестно отсутствующим;
смерти гражданина.
1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют защиту прав и законных интересов граждан в жилищной сфере Санкт-Петербурга.