Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     

О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга
"Дети-инвалиды" на 2001-2003 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

     
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
28 марта 2001 года

 

    

     

Статья 1


Утвердить целевую медико-социальную программу Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" на 2001-2003 годы (далее - Программа) согласно приложению.

Статья 2


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, выделяемых ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 год.

Статья 3


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

 

     

Санкт-Петербург

10 апреля 2001 года

N 251-36

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О целевой медико-социальной
программе Санкт-Петербурга
"Дети-инвалиды"
на 2001-2003 годы"
от 28 марта 2001 года
N 251-36


Целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга
"Дети-инвалиды" на 2001-2003 годы

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" на 2001 - 2003 годы.

Основания для разработки Программы

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 "О Президентской программе "Дети России";
Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 210 "О продлении действия Президентской программы "Дети России";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 года N 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы";
Закон Санкт-Петербурга от 13 января 1999 года N 12-3 "О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2000 года N 47 "О проекте закона Санкт-Петербурга "О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" на 2001 -2003 годы".

Государственный заказчик Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга (здесь и далее - комитеты Администрации Санкт-Петербурга).

Основные разработчики Программы

Комитет по труду и социальной защите населения;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по образованию;
Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ" (далее - ГАООРДИ).

Цель Программы

снижение уровня детской инвалидности, улучшение качества жизни детей-инвалидов.

Задачи Программы

профилактика детской инвалидности;
обеспечение комплексной реабилитации детей-инвалидов;
социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов;
формирование адекватного отношения общества к детям с отклонениями в развитии;
создание новых рабочих мест в рамках расширения сферы услуг населению.

Сроки реализации Программы

2001-2003 годы.

Основные мероприятия Программы

1. Повышение эффективности профилактики детской инвалидности:
разработка Санкт-Петербургского регистра и проведение системного анализа причин детской инвалидности;
организация массовой пренатальной диагностики плода и скрининга новорожденных на врожденную и наследственную патологию;

  

создание в административных районах Санкт-Петербурга центров абилитации младенцев.
2. Создание и развитие системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями:
совершенствование медицинской, социальной, профессиональной реабилитации детей-инвалидов и координация всех направлений реабилитации;
развитие службы детской медико-социальной экспертизы;
развитие сети реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;
совершенствование системы оздоровительного отдыха;
развитие системы творческой реабилитации детей-инвалидов.

  

3. Научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности:
научно-методическое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов;
совершенствование деятельности информационно-методического центра социальной реабилитации детей-инвалидов;
издание методических пособий для специалистов и родителей по вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов;
разработка новых социальных технологий реабилитации детей-инвалидов.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами, обучение родителей детей-инвалидов навыкам ухода, общения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет по труду и социальной защите населения;
Комитет по здравоохранению;
Комитет по образованию;
Комитет по делам семьи, детства и молодежи;
Комитет по строительству.

Объемы и источники финансирования Программы

источником финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год. Объем финансирования составляет 202397 тыс. руб., в том числе:
2001 год - 42 486,0 тыс.руб.;
2002 год - 87114,5 тыс.руб.;
2003 год - 72796,5 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты Программы

уменьшение количества рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, а также детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности;
увеличение продолжительности жизни детей с тяжелыми врожденными заболеваниями;
повышение качества и увеличение количества реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями;
обеспечение равных возможностей в образовании, развитии и профессиональной деятельности для детей с отклонениями в развитии;
углубление процесса интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
укрепление стабильности семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
изменение общественного мнения и отношения общества в целом к детям с ограниченными возможностями;
создание новых рабочих мест для женщин в системе социальной защиты населения.

Контроль за исполнением Программы

осуществляют Комитет по труду и социальной защите населения и Координационный совет по делам инвалидов при губернаторе Санкт-Петербурга.

     

     

1. Детская инвалидность. Состояние проблемы

     

1.1. Основные понятия, используемые в Программе


Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:

инвалидность детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации ребенка;

ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм;

ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность;

реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:

медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование;

профессиональная реабилитация понимается как процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации, рациональному трудовому устройству.

Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование  профессионального  самоопределения,  соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;

социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.

     

1.2. Социально-демографический аспект проблемы


На 1 января 2000 года в Санкт-Петербурге насчитывалось 19202 ребенка в возрасте до 18 лет, получающих пенсии по инвалидности, из них 58% - мальчики и 42% - девочки.

По сравнению с 1998 годом абсолютное число детей-инвалидов в Санкт-Петербурге увеличилось на 2539 человек. При этом следует отметить, что увеличение числа детей-инвалидов в основном произошло за счет увеличения возрастных границ инвалидности детей от 16 до 18 лет - 2200 человек, за счет постоянного увеличения (в возрасте до 16 лет) - 339 человек, что по сравнению с 1998 годом меньше чем в 3 раза.

Таким образом, наметилось снижение темпа прироста детской инвалидности. По данным Комитета по здравоохранению, до 1998 года темп прироста детской инвалидности составлял 1,3-1,5% на 1000 человек детского населения, в 1999 году -0,9%. В настоящее время количество детей, впервые признанных инвалидами, снизилось и достигло уровня 1997 года.

Самой многочисленной группой среди детей-инвалидов являются дети в возрасте от 10 до 14 лет (38%), второй - дети в возрасте от 15 до 18 лет (25%), третьей по численности - дети в возрасте от 5 до 9 лет (24%), самая малочисленная группа -дети в возрасте до 4 лет (13%). Более половины (63%) детей-инвалидов - в возрасте от 10 до 18 лет.

Вместе с тем показатель детской инвалидности в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к увеличению и в настоящее время составляет 19,12% (в 1998 году - 18,2%, в 1997 году - 16,9%). Частично это объясняется снижением общего количества детского населения, проживающего в Санкт-Петербурге. По данным статистики, население Санкт-Петербурга ежегодно уменьшается в среднем на 0,5%, а детское население уменьшается на 3,8% (в 1997 году - 3,3%, в 1998 году - 3,5%) с постоянной прогрессией значения на 0,3% в год.

Приведенные данные свидетельствуют о неблагоприятной демографической ситуации в Санкт-Петербурге: старении населения, и, при соответственном уменьшении молодого населения, происходит увеличение количества детей-инвалидов в данной группе.

1.3. Причины и структура детской инвалидности


Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие: биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода; медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления инвалидизирующего заболевания до оформления инвалидности и начала реабилитации, некачественное оказание медицинской помощи, недостаточное количество абилитационных служб для детей первых лет жизни; социально-средовые -ухудшение экологической обстановки, пищевой дефицит, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни.

Рост числа безнадзорных детей сопровождается значительным ростом травм и отравлений, приводящих к инвалидности (наступление инвалидности).

Более чем у 60% детей-инвалидов отмечаются сочетанные нарушения способностей передвигаться, производить точные движения, говорить, адекватно вести себя, контролировать собственные действия.

При низкой культуре брака и планирования семьи, при нарастающей патологии беременности и родов, то есть при растущем числе мало жизнеспособных новорожденных, как правило, происходит накопительный эффект в детской популяции больных с хронической патологией. При грубых повреждениях головного мозга в неонатальном периоде остаточные психоневрологические расстройства могут обнаруживаться в 60-97% случаев.

В структуре детской инвалидности в Санкт-Петербурге преобладают врожденные аномалии развития (24%), заболевания нервной системы (17%), психические расстройства и расстройства поведения (17%), заболевания внутренних органов (16%). В 2,5 раза в 1999 году по сравнению с 1998 годом возросло количество детей-инвалидов с заболеваниями органов пищеварения, что связано с высокой выявляемостью такого заболевания, как целиакия.

В целом структура детской инвалидности в Санкт-Петербурге стабильна на протяжении последних трех лет.

Хроническая заболеваемость в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях постоянно растет. Показатели хронической заболеваемости (на 1000 человек населения) в детских дошкольных учреждениях составляли: в 1998 году - 206,2%, в 1999 году - 211,1%; в общеобразовательных учреждениях в 1998 году - 261,3%, в 1999 году - 271,6%.

Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря комплексной и эффективной реабилитации в 1999 году 12,92% хронически больных детей снято с диспансерного учета.

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности профилактики детской инвалидности в Санкт-Петербурге должны быть направлены на основные группы факторов, провоцирующих детскую инвалидность, которые были подробно изучены в ходе реализации целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" в 1998-2000 годах (далее - Программа в 1998 - 2000 год). Кроме того, для снижения врожденных аномалий развития необходимо продолжить мероприятия по пренатальной диагностике патологических состояний плода, скринингу новорожденных на врожденные и наследственные заболевания. Для дальнейшего снижения хронической пораженности детей необходимо расширение отделений (центров) абилитации при детских поликлиниках, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений здравоохранения.

     

1.4. Характеристика существующей системы реабилитации
детей-инвалидов


В настоящее время в России, в том числе в Санкт-Петербурге, сложилась достаточно развитая система оказания социальной помощи детям-инвалидам.

Одновременно с этим детям-инвалидам оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение, которые осуществляются в ряде учреждений, обладающих различными возможностями для диагностики и реабилитации. К ним относятся специализированные медицинские центры (46% детей-инвалидов), профильные стационары (10% детей-инвалидов), детские поликлиники (33% детей-инвалидов). Однако до 11% детей-инвалидов, несмотря на постоянную потребность в медицинской реабилитации, вообще нигде не наблюдается.

Для детей-инвалидов создана и функционирует развитая сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 82% детей-инвалидов посещают образовательные учреждения, из них 34% - специализирующиеся на работе с данной категорией детей, 12% детей-инвалидов обучаются на дому.

Однако современное развитие общества требует создания системы реабилитации детей-инвалидов, объединяющей усилия всех ведомств и учреждений в решении вопросов комплексной реабилитации детей-инвалидов, и в первую очередь обучающихся и воспитывающихся на дому.

В ходе реализации Программы в 1998-2000 годах начато создание системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включающей в себя реализацию следующих мероприятий:

организованы педиатрические бюро медико-социальной экспертизы;

в 9 административных районах Санкт-Петербурга ведется работа по созданию отделений либо центров социальной реабилитации детей и подростков с  ограниченными возможностями. С 1998 года социально-реабилитационными услугами в указанных центрах воспользовались 2950 детей и подростков-инвалидов и членов их семей. По результатам анкетирования семей с детьми-инвалидами, 82% родителей, воспитывающих детей и подростков с нарушениями в развитии, считают необходимым дальнейшее развитие сети центров социальной реабилитации;

организован и работает центр творческой реабилитации детей-инвалидов на базе ГАООРДИ;

для детей с патологией опорно-двигательного аппарата, обучающихся в школах, созданы модели учреждений комплексной реабилитации с отделениями медицинской, профессиональной и социальной реабилитации: школа-центр "Динамика" и общественный школьно-производственный комплекс "Озерки", которые являются в своем роде единственными учреждениями в России;

начата работа службы индивидуальной профессиональной реабилитации в целях создания в Санкт-Петербурге условий равного доступа к профессиональному обучению подростков-инвалидов и молодых инвалидов, не имеющих возможности получить профессиональное образование в общеобразовательных учреждениях или требующих дополнительной поддержки в процессе профессиональной подготовки. В результате работы реабилитационной службы у многих молодых инвалидов при освидетельствовании в органах медико-социальной экспертизы ранее имевшаяся формулировка "нетрудоспособен" была изменена на "трудоспособен при определенных условиях";

для детей-инвалидов с сопровождающими их родителями ежегодно осуществляется организация оздоровительных мероприятий. В ходе проведения оздоровительной кампании для детей-инвалидов выполняются социально-реабилитационные программы в целях социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. Впервые летом 1999 года реализована программа занятости подростков-инвалидов.

Организация системы реабилитации детей-инвалидов в Санкт-Петербурге потребовала научно-методического и информационного обеспечения.

Создан информационно-методический центр социальной реабилитации детей-инвалидов на базе ГАООРДИ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»