(с изменениями на 13 июля 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 9 января 2023 года N 4-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 июля 2007 года N 1128-р.
____________________________________________________________________
В целях реализации прав детей с проблемами в развитии на образование и в соответствии со статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" (1996 г.):
1. Утвердить порядок открытия классов (групп) для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (приложение N 1).
2. Установить, что порядок открытия классов (групп) для детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга распространяется на дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения (исключая гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов), подведомственные как Комитету по образованию, так и территориальным органам управления образованием.
3. Территориальным органам управления образованием:
3.1. Взять под контроль открытие классов (групп) для детей с нарушениями речи в соответствии с установленным порядком.
3.2. Обеспечить планирование и выделение соответствующих финансовых средств на открытие классов (групп) для детей с нарушениями речи.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Управления общего и дополнительного образования Н.И.Роговцеву.
Председатель Комитета
Т.И.Голубева
Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
28 марта 2001 года
Регистрационный N 232
Порядок
открытия классов (групп) для детей с нарушениями речи
в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга
(с изменениями на 13 июля 2007 года)
1.1. Классы (группы) для детей с нарушением речи комплектуются в общеобразовательных учреждениях (за исключением гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов) в соответствии со статьей 50, п.10, Закона "Об образовании", п.2.8 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 1001) и Типовым положением о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 288. Классы (группы) для детей с нарушением речи являются одной из форм организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и предоставляют детям с нарушением речи обучение, воспитание, а также преодоление нарушения речи и связанной с ним особенности психофизического развития ребенка.
1.2. Классы (группы) детей с нарушениями речи комплектуются в общеобразовательных школах по мере выявления таких обучающихся в ходе медико-психолого-педагогических комиссий района и города.
Решение об открытии классов (групп) принимает образовательное учреждение согласно уставу учреждения, наличию лицензии на реализацию специальной (коррекционной) образовательной программы V вида, соответствию санитарных норм, условий и подготовленным кадрам, необходимым для осуществления образовательного процесса, по согласованию с учредителем данного образовательного учреждения.
1.3. Главная задача открытия данных классов (групп) - социальная адаптация и интеграция детей средствами образования, путем;
- развития активной познавательной деятельности;
- развития и совершенствования основных интеллектуальных умений; анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- расширения знаний об окружающей действительности;
- расширения, уточнения, обогащения и активизации словарного запаса ребенка;
- формирования и развития фонематических процессов (фонематического анализа, фонематического синтеза, фонематических представлений и фонематического восприятия);
- коррекции дефектного звукопроизношения;
- развития устной монологической речи;
- своевременного предупреждения и коррекции нарушений письменной речи;
- проведения диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития речевой функции учащихся;
- обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом состояния речевой функции, возможностей и личностных особенностей каждого учащегося.
Основной целью обучения в классах для детей с нарушением речи является развитие речи, формирование и коррекция навыков чтения и письма для достижения достаточного уровня готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной логопедической поддержки.
2.1. Классы (группы) открываются для учащихся в общеобразовательных школах (за исключением лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов), дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей:
- с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР);
- с общим недоразвитием речи (ОНР - III уровня);
- с нередко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР),
а также с наличием затруднений в овладении чтением и письмом на основе этих нарушений, при наличии направления Комитета по образованию и заключения психолого-медико-педагогической комиссии района либо города до 20 августа.
2.2. В классы (группы) направляются дети с согласия родителей или законных их представителей в возрасте от 6 лет 6 мес. до 12 лет, имеющие нарушения легкой и средней степени выраженности, а также нарушении чтения и письма.
2.3. Наполняемость классов (групп) для детей с нарушением речи осуществляется образовательным учреждением по согласованию с Учредителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.4. Закрытие классов (групп) для детей с нарушением речи осуществляется образовательным учреждением по согласованию с Учредителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.5. Отчисление и перевод учащихся из классов (групп) для детей с нарушением речи осуществляется с согласия родителей или законных представителей согласно ст.19, ст.50, п.19, Закона "Об образовании":
- по рекомендации психолого-медико-педагогической школьной комиссии; ;
- утверждается педагогическим советом образовательного учреждения;
- по заявлению родителей или законных представителей.
2.6. Во всех классах для детей с нарушением речи в образовательных учреждениях открываются группы продленного дня на основании заявления родителей либо законных представителей.
2.7. Не подлежат приему в классы (группы) для детей с нарушением речи:
- имеющие снижение слуха;
- имеющие интеллектуальные нарушения;
- больные эпилепсией;
- с психопатоподобными расстройствами;
- не обслуживающие себя в силу тяжелых физических нарушений;
- больные шизофренией со стойкими психопатоподобными расстройствами;
- с речевыми нарушениями, которые могут быть исправлены на занятиях при логопунктах.
3.1. Учебно-воспитательный процесс в классах осуществляется на основе учебного плана для специальных (коррекционных) ОУ V вида, программ с использованием коррекционно-развивающих методов в работе, индивидуального образовательного маршрута, разработанного психолого-медико-педагогической службой сопровождения в соответствии с особенностями ребенка и утвержденного педагогическим советом ОУ.
3.2. В отдельных случаях по состоянию соматического здоровья ребенка обучение, воспитание и развитие может быть организовано на дому по индивидуальным коррекционно-развивающим программам при наличии рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума и рекомендации МТО.
3.3. На основании результатов обследования детей психолого-медико-педагогической службой сопровождения определяется уровень речевого развития их потенциальных возможностей, особенностей познавательных интересов личности, формируется индивидуальный образовательный маршрут.
3.4. Продолжительность учебного года, каникулы, занятия, перерывы между ними устанавливаются согласно уставу ОУ с учетом рекомендаций Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга.
3.5. Обучение в классах осуществляется по программам 1-4 кл., 5-10 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида и зависит от результатов образовательной и коррекционной работы педагогов и логопеда учреждения.
3.6. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке МО РФ, но с учетом специфики речевых нарушений.
3.7. Учащиеся, получающие образование в объеме десятилетнего обучения, проходят итоговую аттестацию и получают свидетельство об окончании основного образования.
4.1. Финансирование классов (групп) производится Учредителем образовательного учреждения в пределах средств бюджетного финансирования с 01.01.2002.
4.2. Учредитель обеспечивает условия по оплате труда работников в этих классах (группах), представителям администрации и педагогам, назначенным приказом директора школы курировать эти классы, определяет повышение на 20% от соответствующего должностного оклада, ставки в пределах средств учреждений, направленных на оплату труда.
4.3. К финансированию этих классов (групп) могут привлекаться дополнительные внебюджетные средства.
5.1. Педагогические работники (учителя и воспитатели) назначаются для работы в классы (группы) для детей с нарушением речи, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование и окончившие курсы по подготовке логопедов.
5.2. Руководство деятельностью классов (групп) осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который:
- организует деятельность педагогического коллектива по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию учащихся;
- контролирует осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;
- отвечает за своевременное выявление и коррекцию речевых нарушений;
- осуществляет контроль за правильностью ведения речевых карт;
- организует методическую работу по вопросам обучения и коррекции учащихся с нарушениями речи.
5.3. Пункт утратил силу - распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 июля 2007 года N 1128-р. - См. предыдущую редакцию.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена ЗАО “КОДЕКС”