О пожарной безопасности Санкт-Петербурга
(с изменениями на 11 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 августа 2005 года на основании
Закона Санкт-Петербурга
от 18 июля 2005 года N 368-52.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
законом Санкт-Петербурга от 8 ноября 2001 года N 756-94;
законом Санкт-Петербурга от 11 апреля 2003 года N 129-15.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
10 января 2001 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Уставом Санкт-Петербурга регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга.
В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга применяются следующие понятия:
объект - движимое и недвижимое имущество, технологический процесс, в отношении которых устанавливаются требования пожарной безопасности;
опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасности людей;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на территории Санкт-Петербурга органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, пожарно-технических учебных заведений и иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
территориальный орган управления Государственной противопожарной службы - Управление государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
особый противопожарный режим - режим, устанавливающий комплекс мер, направленных на устранение чрезвычайной оперативной обстановки и (или) приведение объекта (территории) в соответствие с требованиями пожарной безопасности;
чрезвычайная оперативная обстановка - обстановка, при которой создается угроза пожарной безопасности Санкт-Петербурга, а сил и средств гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга и служб жизнеобеспечения, дислоцированных на территории Санкт-Петербурга, для ее ликвидации недостаточно.
Правовую основу пожарной безопасности и пожарной охраны Санкт-Петербурга составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга, настоящий Закон Санкт-Петербурга, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области и территориального органа управления Государственной противопожарной службы.
Органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты по пожарной безопасности. Нормативные правовые акты органов Администрации Санкт-Петербурга, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Нормы и правила в области пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, разрабатываются и утверждаются самостоятельно территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат обязательной регистрации и опубликованию в установленном порядке.
Участниками обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Санкт-Петербурга, юридические и физические лица, а также гарнизон пожарной охраны Санкт-Петербурга.
Права, обязанности и ответственность участников обеспечения пожарной безопасности определяются федеральным законодательством.
На личный состав Государственной противопожарной службы, содержащийся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные для сотрудников и работников органов внутренних дел федеральным законодательством.
Органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Личный состав Государственной противопожарной службы по предъявлении служебного удостоверения при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси).
Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения территориального органа управления Государственной противопожарной службы.
Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь, в том числе и служебная, по установленным действующим законодательством нормам предоставляется Администрацией Санкт-Петербурга по представлению руководителя территориального органа управления Государственной противопожарной службы или его районных подразделений.
В случае гибели сотрудника, работника, военнослужащего Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, работника, военнослужащего, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено Администрацией Санкт-Петербурга не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, имеют право на получение целевого беспроцентного займа на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет.
Органы государственной власти Санкт-Петербурга обязаны:
согласовывать проекты нормативных правовых актов, содержащих требования пожарной безопасности с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы;
часть исключена с 28 апреля 2003 года на основании закона Санкт-Петербурга от 11 апреля 2003 года N 129-15 - см. предыдущую редакцию.
осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты юридическими лицами отчислений на обеспечение пожарной безопасности;
часть исключена с 28 апреля 2003 года на основании закона Санкт-Петербурга от 11 апреля 2003 года N 129-15 - см. предыдущую редакцию.
не допускать использования встроенных нежилых помещений в жилые здания, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, под размещение промышленных производств, магазинов по торговле боеприпасами и пиротехническими изделиями, а также под складирование и торговлю легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, взрывчатыми веществами, баллонами с горючими газами;
привлекать представителей государственного пожарного надзора в случае выполнения работ (услуг), направленных на обеспечение пожарной безопасности на объектах, принадлежащих Санкт-Петербургу.
Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица до начала реконструкции отдельно стоящих нежилых зданий и сооружений обязаны согласовывать проектно-сметную документацию на производство строительно-монтажных работ с органами государственного пожарного надзора территориального органа управления Государственной противопожарной службы.
Начало эксплуатации законченных строительством, реконструкцией, реставрацией объектов, а также встроенных нежилых помещений в жилые здания, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, разрешается только после их приемки в эксплуатацию приемочной комиссией с обязательным участием представителей государственного пожарного надзора.
Органы государственной власти Санкт-Петербурга, юридические лица (собственники имущества) производят заключение и изменение договоров аренды (субаренды) зданий и сооружений, а также встроенных нежилых помещений в жилые здания, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, при наличии положительного заключения органов государственного пожарного надзора.
Юридические лица, определенные федеральным законодательством, обязаны создавать пожарную охрану в установленном порядке. Организация и деятельность пожарной охраны осуществляются при наличии лицензии, выдаваемой территориальным органом управления Государственной противопожарной службы, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности в Санкт-Петербурге осуществляют внештатные инспектора пожарной охраны. Положение о внештатных инспекторах пожарной охраны утверждается губернатором Санкт-Петербурга.
В целях реализации мер пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга каждые четыре года Администрацией Санкт-Петербурга разрабатывается целевая программа "Пожарная безопасность Санкт-Петербурга".
Межведомственная комиссия по пожарной безопасности при губернаторе Санкт-Петербурга - коллегиальный совещательный орган при губернаторе Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию деятельности в области обеспечения пожарной безопасности.
Межведомственная комиссия по пожарной безопасности при губернаторе Санкт-Петербурга создается губернатором Санкт-Петербурга.
Положение и состав Межведомственной комиссии по пожарной безопасности при губернаторе Санкт-Петербурга утверждаются губернатором Санкт-Петербурга.
Государственной противопожарной службой на территории Санкт-Петербурга осуществляется тушение пожаров в безусловном порядке на всех объектах, независимо от форм собственности.
Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Расписание выезда для тушения пожаров на территории Санкт-Петербурга подразделений гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга разрабатывает и утверждает начальник гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории Санкт-Петербурга определяется территориальным органом управления Государственной противопожарной службы и утверждается губернатором Санкт-Петербурга.
Тушение пожаров на территории посольств, консульств, торговых представительств и других объектов, обладающих экстерриториальностью, осуществляется с согласия их уполномоченного представителя либо в ином порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.
Порядок обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Санкт-Петербурга определяется территориальным органом управления Государственной противопожарной службы и утверждается губернатором Санкт-Петербурга.
Средства массовой информации на безвозмездной основе публикуют по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
В случае возникновения чрезвычайной оперативной обстановки распоряжением губернатора Санкт-Петербурга на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Разработку комплекса мер, направленных на устранение чрезвычайной оперативной обстановки и контроль за его выполнением, осуществляет Межведомственная комиссия по пожарной безопасности при губернаторе Санкт-Петербурга.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с территориальным органом управления Государственной противопожарной службы.
Международное сотрудничество в области обеспечения пожарной безопасности предполагает:
заключение договоров Санкт-Петербурга с органами государственной власти иностранных государств, соглашений по оказанию взаимопомощи при возникновении крупных пожаров, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
обмен опытом;
проведение совместных встреч, исследований и учений, направленных на улучшение общей организации деятельности в области пожарной безопасности;
разработку и проведение мероприятий по другим вопросам, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обеспечения пожарной безопасности.