(с изменениями на 29 мая 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2003 года N 241-32 (Новое в законодательстве СПб. Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 15, 10.06.2003).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Внесены изменения слова "2001-2004" заменены словами "2001-2003" в названии Закона, в названии приложения к Закону, в паспорте Программы с 21 июня 2003 года - Закон Санкт-Петербурга от 29 мая 2003 года N 241-32.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
20 сентября 2000 года
Утвердить прилагаемую целевую медико-социальную программу Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы" (далее - Программа).
Средства для реализации Программы ежегодно выделяются из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 год.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
10 октября 2000 года
N 461-48
Целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга
"Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга
на 2001-2003 годы"
(с изменениями на 29 мая 2003 года)
Наименование Программы | целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы" |
Правовые основания для разработки Программы | Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; |
Государственный заказчик Программы | Санкт-Петербург в лице Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга |
Основные разработчики Программы | постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; |
Цели и задачи Программы | решение социальных, медицинских и социально-психологических проблем граждан пожилого возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, путем развития эффективной гериатрической службы Санкт-Петербурга и создания системы хосписов Санкт-Петербурга; |
| создание системы информационной поддержки гериатрической службы Санкт-Петербурга на основе санитарного просвещения; |
Сроки реализации Программы | 2001-2003 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | создание сети гериатрических центров в административных районах Санкт-Петербурга; |
Исполнители основных мероприятий Программы | определяются в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга" |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования составляет 411211,5 тыс.руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | подготовка и принятие нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих работу учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга и системы хосписов Санкт-Петербурга; |
Система организации контроля за исполнением Программы | постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; |
Изменение возрастной структуры населения экономически развитых стран в сторону его старения является отличительной чертой современной эпохи. С 1950 года относительная доля людей в возрасте старше 65 лет в структуре населения многих стран удвоилась и составляет в настоящее время 13%, а к 2020 году возрастет до 20%.
В Санкт-Петербурге численность граждан пожилого возраста возросла за последние 30 лет в 3 раза. При этом удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности жителей Санкт-Петербурга достигает в настоящее время 20%, опережая среднемировые темпы роста. Из этой категории лиц (граждане пожилого возраста) 65% находятся в возрасте 60 лет, до 25% - в возрасте 70 лет и около 7% - в возрасте 80 лет и старше.
В соответствии с планом действий, разработанным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по программе старения, во многих странах разработаны программы по улучшению состояния здоровья и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствуются методы медицинского обеспечения и социально-психологической реабилитации указанных граждан. Основная цель данных мероприятий - "оздоровление" старости, предупреждение наступления беспомощности и увеличение продолжительности социальной и трудовой активности граждан пожилого возраста.
Согласно концепции Организации Объединенных Наций, реабилитацию граждан пожилого возраста в широком смысле следует понимать как систему социально-психологических и медицинских мер, направленных на обеспечение сохранения их способности к работе, а также независимого существования.
Под медицинской реабилитацией применительно к гражданам в возрасте старше 65 лет понимается комплекс лечебных, профилактических, медико-психологических и собственно реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание и активизацию физиологических функций организма, обеспечение психологического комфорта. В случае возникновения заболеваний у граждан пожилого возраста медицинская реабилитация предполагает лечение и восстановление с тем, чтобы обеспечить их адаптацию, реадаптацию и возвращение к активной самостоятельной жизни.
В целом цель медицинской реабилитации граждан пожилого возраста достигается созданием цельной системы гериатрической помощи - гериатрической службы Санкт-Петербурга, деятельность которой осуществляется по следующим направлениям:
создание гериатрических центров с привлечением к их работе квалифицированных специалистов (врачей, психологов и социальных работников). При этом финансирование осуществляется как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также других источников. Гериатрические центры будут являться основными учреждениями гериатрической службы Санкт-Петербурга по оказанию помощи гражданам пожилого возраста;
создание системы достойного ухода из жизни - организация хосписов Санкт-Петербурга - специализированных медико-социальных учреждений, оснащенных современной медицинской аппаратурой и штатом квалифицированных медицинских, социальных работников, психологов с привлечением деятелей религиозных конфессий. Финансирование организации хосписов Санкт-Петербурга осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также других источников;
санитарное просвещение с привлечением средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио, телевидения. В СМИ создаются специальные валеологические программы, направленные на подготовку населения к "встрече со старостью", или информационные программы, в которых граждан пожилого возраста знакомят с существующими для них службами;
организация различных клубов по интересам, где граждане пожилого возраста вместе проводят время, занимаясь интересующими их делами. Чаще всего оплату за различного рода культурные мероприятия (например, экскурсии, лекции) осуществляют благотворительные фонды или частные компании, получающие за это налоговые льготы.
В результате частичного выполнения (из-за недостатка средств) в 1998-1999 годах ряда положений медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 1998 года N 92-17 "О медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга", необходимость создания полноценной системы гериатрической службы Санкт-Петербурга представляется чрезвычайно актуальной. Проведенные обследования состояния здоровья граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге показали, что лишь 12% из них относительно здоровы, у 18,7% хронические заболевания компенсированы, а у 69,3% субкомпенсированы (с 3-4 обострениями заболевания ежегодно) или декомпенсированы и сопровождаются серьезными нарушениями функций жизнеобеспечивающих систем организма. Подавляющее большинство посетителей поликлиник и пациентов стационаров, особенно в "старых" административных районах Санкт-Петербурга (например, Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском), - граждане в возрасте старше 65 лет.
Необходимо одновременно учитывать, что происходящие в последние годы социально-экономические изменения в стране оказывают негативное влияние на здоровье населения, особенно на граждан пожилого возраста, проявляясь у 80% явлениями социально-стрессовых расстройств, требующих мероприятий социально-психологической и медико-психологической коррекции и реабилитации, которые в настоящее время не могут быть предоставлены медицинскими учреждениями.
Особо остро стоит проблема обеспечения достойного ухода из жизни. Появление первых хосписов показало, насколько указанная проблема далека от сколь-нибудь удовлетворительного решения. Зафиксированные случаи летальных исходов в стационарах лечебных учреждений Санкт-Петербурга не дают полного представления по данной проблеме, так как в подавляющем большинстве случаев безнадежные больные (это абсолютное большинство граждан пожилого возраста) под благовидными предлогами выписываются из стационаров лечебных учреждений и остаются в одиночестве с зачастую неразрешимыми для них проблемами (уход, обслуживание, питание, лекарства, обезболивание, избавление от физических и морально-психологических страданий). Вопрос необходимости создания территориально ориентированной системы хосписов Санкт-Петербурга не нуждается в доказательствах. Уже сейчас очевидно, что единичные хосписы не решают указанных проблем, нужна цельная система хосписного обеспечения, являющаяся частью гериатрической службы Санкт-Петербурга.
Проблема гериатрической помощи не может быть решена только за счет медицинских мероприятий и должна рассматриваться как одна из составляющих социально-экономической концепции развития Санкт-Петербурга.
Учитывая большую социальную значимость геронтологических проблем, особую социальную незащищенность граждан пожилого возраста, а также тот факт, что существующие демографические тенденции сохранятся еще несколько лет, вопросу создания в Санкт-Петербурге гериатрической службы Санкт-Петербурга следует уделить особое, первоочередное внимание.
Целью Программы является улучшение качества жизни и решение социальных, медицинских и социально-психологических проблем граждан пожилого возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, путем создания эффективной гериатрической службы и системы хосписов Санкт-Петербурга.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
создать сеть гериатрических центров с Санкт-Петербургским гериатрическим центром в качестве системообразующего в ряде административных районов Санкт-Петербурга;
создать систему хосписов в ряде административных районов Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургским хосписом в качестве системообразующего;
создать комплекс информационной поддержки гериатрической службы Санкт-Петербурга в виде системы санитарного просвещения с привлечением СМИ: прессы, радио, телевидения, представителей и служб религиозных конфессий;
создать в СМИ специальные валеологические программы, систематически занимающиеся проблемами граждан пожилого возраста, вопросами здорового образа жизни, направленные на подготовку населения к "встрече со старостью", а также информационные программы, в которых граждан пожилого возраста будут знакомить с существующими для них службами;
организовать систему различных клубов по интересам, условия которых позволят гражданам пожилого возраста вместе проводить время, занимаясь самостоятельным решением их проблем;
разработать и принять в качестве законов и подзаконных актов Санкт-Петербурга систему правовых норм и нормативно-справочной информации по комплексу проблем гериатрической службы Санкт-Петербурга, функционированию хосписов Санкт-Петербурга, соблюдению прав граждан пожилого возраста;
существенно улучшить материально-техническую базу гериатрической службы Санкт-Петербурга путем проведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга как на базе имеющихся объектов здравоохранения и социального обеспечения, так и за счет создания или приобретения новых;
провести оснащение подразделений и учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга и социального обеспечения современным медицинским оборудованием, аппаратурой, имуществом, техникой, кадрами;
обеспечить постоянное поступление в достаточном ассортименте и количестве лекарственных средств в учреждения гериатрической службы Санкт-Петербурга;
реализовать научную поддержку Программы.
Программа реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, внешних инвесторов.
Общий объем финансирования Программы составляет 411211,5 тыс.руб.
Из них:
стоимость мероприятий Программы, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, в 2001-2003 годах составит 23839,8 тыс.руб., их распределение по годам следующее:
2001 год - 8062,1 тыс.руб.;
2002 год - 9255,0 тыс.руб.;
2003 год - 7522,7 тыс.руб.;
средства других источников - 387371,7 тыс.руб.
Реализация мероприятий Программы проводится исполнителями, привлекаемыми государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга". Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, льготных кредитов, налоговых льгот, целевых дотаций и субсидий.