Недействующий

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О медико-социальной программе Санкт-Петербурга
"Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга
 на 2001-2003 годы"

(с изменениями на 29 мая 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2003 года N 241-32 (Новое в законодательстве СПб. Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 15, 10.06.2003).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Внесены изменения слова "2001-2004" заменены словами "2001-2003" в названии Закона, в названии приложения к Закону, в паспорте Программы с 21 июня 2003 года - Закон Санкт-Петербурга от 29 мая 2003 года N 241-32.

____________________________________________________________________

     
Принят
 Законодательным Собранием
 Санкт-Петербурга
 20 сентября 2000 года

     

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую целевую медико-социальную программу Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы" (далее - Программа).

Статья 2


Средства для реализации Программы ежегодно выделяются из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 год.

Статья 3


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев



Санкт-Петербург

10 октября 2000 года

 N 461-48



Приложение
 к Закону Санкт-Петербурга
 "О целевой медико-социальной программе
 Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба
 и система хосписов
Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы"
от 20 сентября 2000 года N 461-48

     

Целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга
"Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга
на 2001-2003 годы"    

     

Паспорт
целевой медико-социальной программы
Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба и система хосписов
Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы"

(с изменениями на 29 мая 2003 года)   

Наименование Программы

целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга на 2001-2003 годы"

Правовые основания для разработки Программы

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 883 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы"

Государственный заказчик Программы

Санкт-Петербург в лице Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга

Основные разработчики Программы

постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга;
Межведомственная комиссия при Администрации Санкт-Петербурга по гериатрической помощи населению Санкт-Петербурга;
Межведомственный совет по гериатрии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академии медицинских наук;
государственное учреждение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга "Городской гериатрический (медико-социальный) центр" (далее - ГГЦ)

Цели и задачи Программы

решение социальных, медицинских и социально-психологических проблем граждан пожилого возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, путем развития эффективной гериатрической службы Санкт-Петербурга и создания системы хосписов Санкт-Петербурга;
создание сети гериатрических центров с Санкт-Петербургским гериатрическим центром в качестве системообразующего в ряде административных районов Санкт-Петербурга;
создание системы хосписов в административных районах Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургским хосписом в качестве системообразующего;

  

создание системы информационной поддержки гериатрической службы Санкт-Петербурга на основе санитарного просвещения;
создание в средствах массовой информации специальных валеологических программ, систематически занимающихся проблемами граждан пожилого возраста;
организация системы клубов по интересам для граждан пожилого возраста;
разработка нормативно-справочной информации по комплексу проблем гериатрической службы Санкт-Петербурга, функционированию хосписов Санкт-Петербурга, соблюдению прав граждан пожилого возраста;
развитие и усовершенствование материально-технической базы гериатрической службы Санкт-Петербурга;
оснащение подразделений и учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга современным медицинским оборудованием, аппаратурой и техникой, кадрами;
обеспечение постоянного поступления в достаточном ассортименте и количестве лекарственных средств в учреждения гериатрической службы Санкт-Петербурга;
обеспечение научного сопровождения Программы

Сроки реализации Программы

2001-2003 годы

Перечень основных мероприятий Программы

создание сети гериатрических центров в административных районах Санкт-Петербурга;
создание системы хосписов в административных районах Санкт-Петербурга;
приведение материально-технической базы учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга в соответствие с потребностями гериатрической службы и санитарно-техническими требованиями;
создание системы медико-психологической и профилактической помощи гражданам пожилого возраста;
совершенствование системы социальной защиты граждан пожилого возраста;
проведение необходимого ремонта и оснащение учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга медицинской техникой, аппаратурой и имуществом;
создание системы помощи социально-дезадаптированным гражданам пожилого возраста;
проведение научных работ по актуальным проблемам геронтологии и гериатрии

Исполнители основных мероприятий Программы

определяются в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга"

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования составляет 411211,5 тыс.руб., в том числе:
средства бюджета Санкт-Петербурга в объеме 23839,8 тыс.руб., в том числе по годам:
2001 год - 8062,1 тыс.руб.;
2002 год - 8255,0 тыс.руб.;
2003 год - 7522,7 тыс.руб.;
средства других источников - 387371,7 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

подготовка и принятие нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих работу учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга и системы хосписов Санкт-Петербурга;
совершенствование функционирования ГГЦ, увеличение численности обслуживаемых лиц и повышение качества оказания медицинской, социальной и психологической помощи;
функционирование подразделений гериатрической службы Санкт-Петербурга в административных районах Санкт-Петербурга;
функционирование хосписов в административных районах Санкт-Петербурга;
повышение качества жизни и медико-социального обеспечения граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
сокращение нагрузки на поликлиники, стационары лечебных учреждений и службу скорой помощи Санкт-Петербурга за счет перевода потоков больных пожилого возраста в ведение гериатрической службы Санкт-Петербурга;
сокращение числа пациентов с явлениями социальной зависимости;
сокращение бюджетных расходов на оказание всех видов медицинской помощи гражданам пожилого возраста (в среднем в 3-4 раза по основным медико-экономическим стандартам);
совершенствование системы подготовки кадров в геронтологии и гериатрии;
повышение качества научных и научно-практических работ

Система организации контроля за исполнением Программы

постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
Межведомственная комиссия при Администрации Санкт-Петербурга по гериатрической помощи населению Санкт-Петербурга;
Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга;
Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга

     

     

1. Содержание проблемы и
обоснование необходимости ее решения


Изменение возрастной структуры населения экономически развитых стран в сторону его старения является отличительной чертой современной эпохи. С 1950 года относительная доля людей в возрасте старше 65 лет в структуре населения многих стран удвоилась и составляет в настоящее время 13%, а к 2020 году возрастет до 20%.

В Санкт-Петербурге численность граждан пожилого возраста возросла за последние 30 лет в 3 раза. При этом удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности жителей Санкт-Петербурга достигает в настоящее время 20%, опережая среднемировые темпы роста. Из этой категории лиц (граждане пожилого возраста) 65% находятся в возрасте 60 лет, до 25% - в возрасте 70 лет и около 7% - в возрасте 80 лет и старше.

В соответствии с планом действий, разработанным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по программе старения, во многих странах разработаны программы по улучшению состояния здоровья и качества жизни граждан пожилого возраста и совершенствуются методы медицинского обеспечения и социально-психологической реабилитации указанных граждан. Основная цель данных мероприятий - "оздоровление" старости, предупреждение наступления беспомощности и увеличение продолжительности социальной и трудовой активности граждан пожилого возраста.

Согласно концепции Организации Объединенных Наций, реабилитацию граждан пожилого возраста в широком смысле следует понимать как систему социально-психологических и медицинских мер, направленных на обеспечение сохранения их способности к работе, а также независимого существования.

Под медицинской реабилитацией применительно к гражданам в возрасте старше 65 лет понимается комплекс лечебных, профилактических, медико-психологических и собственно реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание и активизацию физиологических функций организма, обеспечение психологического комфорта. В случае возникновения заболеваний у граждан пожилого возраста медицинская реабилитация предполагает лечение и восстановление с тем, чтобы обеспечить их адаптацию, реадаптацию и возвращение к активной самостоятельной жизни.

В целом цель медицинской реабилитации граждан пожилого возраста достигается созданием цельной системы гериатрической помощи - гериатрической службы Санкт-Петербурга, деятельность которой осуществляется по следующим направлениям:

создание гериатрических центров с привлечением к их работе квалифицированных специалистов (врачей, психологов и социальных работников). При этом финансирование осуществляется как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также других источников. Гериатрические центры будут являться основными учреждениями гериатрической службы Санкт-Петербурга по оказанию помощи гражданам пожилого возраста;

создание системы достойного ухода из жизни - организация хосписов Санкт-Петербурга - специализированных медико-социальных учреждений, оснащенных современной медицинской аппаратурой и штатом квалифицированных медицинских, социальных работников, психологов с привлечением деятелей религиозных конфессий. Финансирование организации хосписов Санкт-Петербурга осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также других источников;

санитарное просвещение с привлечением средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио, телевидения. В СМИ создаются специальные валеологические программы, направленные на подготовку населения к "встрече со старостью", или информационные программы, в которых граждан пожилого возраста знакомят с существующими для них службами;

организация различных клубов по интересам, где граждане пожилого возраста вместе проводят время, занимаясь интересующими их делами. Чаще всего оплату за различного рода культурные мероприятия (например, экскурсии, лекции) осуществляют благотворительные фонды или частные компании, получающие за это налоговые льготы.

В результате частичного выполнения (из-за недостатка средств) в 1998-1999 годах ряда положений медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 1998 года N 92-17 "О медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга", необходимость создания полноценной системы гериатрической службы Санкт-Петербурга представляется чрезвычайно актуальной. Проведенные обследования состояния здоровья граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге показали, что лишь 12% из них относительно здоровы, у 18,7% хронические заболевания компенсированы, а у 69,3% субкомпенсированы (с 3-4 обострениями заболевания ежегодно) или декомпенсированы и сопровождаются серьезными нарушениями функций жизнеобеспечивающих систем организма. Подавляющее большинство посетителей поликлиник и пациентов стационаров, особенно в "старых" административных районах Санкт-Петербурга (например, Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском), - граждане в возрасте старше 65 лет.

Необходимо одновременно учитывать, что происходящие в последние годы социально-экономические изменения в стране оказывают негативное влияние на здоровье населения, особенно на граждан пожилого возраста, проявляясь у 80% явлениями социально-стрессовых расстройств, требующих мероприятий социально-психологической и медико-психологической коррекции и реабилитации, которые в настоящее время не могут быть предоставлены медицинскими учреждениями.

Особо остро стоит проблема обеспечения достойного ухода из жизни. Появление первых хосписов показало, насколько указанная проблема далека от сколь-нибудь удовлетворительного решения. Зафиксированные случаи летальных исходов в стационарах лечебных учреждений Санкт-Петербурга не дают полного представления по данной проблеме, так как в подавляющем большинстве случаев безнадежные больные (это абсолютное большинство граждан пожилого возраста) под благовидными предлогами выписываются из стационаров лечебных учреждений и остаются в одиночестве с зачастую неразрешимыми для них проблемами (уход, обслуживание, питание, лекарства, обезболивание, избавление от физических и морально-психологических страданий). Вопрос необходимости создания территориально ориентированной системы хосписов Санкт-Петербурга не нуждается в доказательствах. Уже сейчас очевидно, что единичные хосписы не решают указанных проблем, нужна цельная система хосписного обеспечения, являющаяся частью гериатрической службы Санкт-Петербурга.

Проблема гериатрической помощи не может быть решена только за счет медицинских мероприятий и должна рассматриваться как одна из составляющих социально-экономической концепции развития Санкт-Петербурга.

Учитывая большую социальную значимость геронтологических проблем, особую социальную незащищенность граждан пожилого возраста, а также тот факт, что существующие демографические тенденции сохранятся еще несколько лет, вопросу создания в Санкт-Петербурге гериатрической службы Санкт-Петербурга следует уделить особое, первоочередное внимание.

2. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является улучшение качества жизни и решение социальных, медицинских и социально-психологических проблем граждан пожилого возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, путем создания эффективной гериатрической службы и системы хосписов Санкт-Петербурга.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

создать сеть гериатрических центров с Санкт-Петербургским гериатрическим центром в качестве системообразующего в ряде административных районов Санкт-Петербурга;

создать систему хосписов в ряде административных районов Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургским хосписом в качестве системообразующего;

создать комплекс информационной поддержки гериатрической службы Санкт-Петербурга в виде системы санитарного просвещения с привлечением СМИ: прессы, радио, телевидения, представителей и служб религиозных конфессий;

создать в СМИ специальные валеологические программы, систематически занимающиеся проблемами граждан пожилого возраста, вопросами здорового образа жизни, направленные на подготовку населения к "встрече со старостью", а также информационные программы, в которых граждан пожилого возраста будут знакомить с существующими для них службами;

организовать систему различных клубов по интересам, условия которых позволят гражданам пожилого возраста вместе проводить время, занимаясь самостоятельным решением их проблем;

разработать и принять в качестве законов и подзаконных актов Санкт-Петербурга систему правовых норм и нормативно-справочной информации по комплексу проблем гериатрической службы Санкт-Петербурга, функционированию хосписов Санкт-Петербурга, соблюдению прав граждан пожилого возраста;

существенно улучшить материально-техническую базу гериатрической службы Санкт-Петербурга путем проведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга как на базе имеющихся объектов здравоохранения и социального обеспечения, так и за счет создания или приобретения новых;

провести оснащение подразделений и учреждений гериатрической службы Санкт-Петербурга и социального обеспечения современным медицинским оборудованием, аппаратурой, имуществом, техникой, кадрами;

обеспечить постоянное поступление в достаточном ассортименте и количестве лекарственных средств в учреждения гериатрической службы Санкт-Петербурга;

реализовать научную поддержку Программы.

3. Ресурсное обеспечение реализации Программы


Программа реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, внешних инвесторов.

Общий объем финансирования Программы составляет 411211,5 тыс.руб.

Из них:

стоимость мероприятий Программы, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, в 2001-2003 годах составит 23839,8 тыс.руб., их распределение по годам следующее:

2001 год - 8062,1 тыс.руб.;

2002 год - 9255,0 тыс.руб.;

2003 год - 7522,7 тыс.руб.;

средства других источников - 387371,7 тыс.руб.

     

4. Механизм реализации Программы


Реализация мероприятий Программы проводится исполнителями, привлекаемыми государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга". Государственный заказчик при необходимости может обращаться в установленном порядке с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы, льготных кредитов, налоговых льгот, целевых дотаций и субсидий.

     

5. Управление реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»