Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О медико-социальной программе Санкт-Петербурга
"Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

Принят
 Законодательным Собранием
 Санкт-Петербурга
                           6 мая 1998 года

Статья 1

Утвердить медико-социальную программу Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга" (далее Программа) согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Администрации Санкт-Петербурга при разработке проекта бюджета Санкт-Петербурга на 1999 год и последующие годы предусмотреть средства, необходимые для реализации Программы в полном объеме.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев

Санкт-Петербург

3 июня 1998 года

N 92-17


Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
 "О медико-социальной программе
 Санкт-Петербурга "Гериатрическая
 помощь населению Санкт-Петербурга""
 от 06.05.1998 N 92-17

     

Медико-социальная программа Санкт-Петербурга
"Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"

     

Паспорт
медико-социальной программы Санкт-Петербурга
"Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"

Наименование Программы

- медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

  

- Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 883 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы"";

  

- постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 844 "О разработке Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997- 1999 годы";

  

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы";

  

- распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 30 сентября 1996 года N 260-р "О реорганизации государственного учреждения здравоохранения "Городской гериатрический (медико-социальный) центр со стационаром""

Государственный заказчик Программы

- Администрация Санкт-Петербурга в лице Комитета по труду и социальной защите населения (здесь и далее упоминаются комитеты Администрации Санкт-Петербурга)

Основные разработчики Программы

- Комитет по труду и социальной защите населения;

  

- Комитет по здравоохранению;

  

- Городской гериатрический (медико-социальный) центр со стационаром

Цели и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели

- улучшение качества жизни (продление способности к самообслуживанию, формирование удовлетворенности населения оказываемыми медико-социальными услугами) лиц пожилого возраста, страдающих хроническими заболеваниями, приводящими к инвалидности, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию;

  

- создание новых рабочих мест в рамках расширения сферы услуг населению;

  

- стимулирование местной промышленности к производству средств ухода за больными

Сроки реализации Программы

- 1998-2000 годы.

Перечень основных мероприятий

- разработка нормотворческих концепций медико-социальной, правовой защиты лиц пожилого возраста;

  

- создание сети учреждений гериатрической (медико-социальной) помощи;

  

- подготовка специалистов гериатрической службы;

  

- организация производства средств ухода и специальных приспособлений для пожилых граждан;

  

- научное обеспечение Программы.

Исполнители основных мероприятий

- Комитет по труду и социальной защите населения;
- Комитет по здравоохранению;

  

- Комитет экономики и промышленной политики;

  

- территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга.

Объемы и источники финансирования

- объем финансирования - 43698,5 тыс. руб., в том числе:
- бюджет Санкт-Петербурга - 20670,0 тыс. руб., в том числе:
- адресная программа капитальных вложений - 14000,0 тыс.руб.;
- Комитет по здравоохранению - 3 07,4 тыс.руб.;
- Комитет по труду и социальной защите населения - 3362,6 тыс.руб.;
- сметы территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга - 2028,5 тыс.руб.;
- федеральный бюджет - 21000,0 тыс.руб. (в случае включения медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга" в список программ, поддерживаемых из федерального бюджета);
- спонсорские средства

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- повышение продолжительности жизни населения Санкт-Петербурга на 3-5 лет;
- сокращение числа пациентов с явлениями социальной зависимости от окружающих на 25-30%;

  

- повышение удовлетворенности населения качеством медицинской социальной помощи;

  

- обеспечение гарантированным профессионально-качественным медико-социальным обслуживанием лиц пожилого и старческого возраста;

  

- максимальное приближение к принятым международным стандартам условий медико-социального обслуживания и среды обитания пожилых людей в городе;

  

- сокращение бюджетных расходов на оказание медицинских услуг пожилым гражданам в 4 раза (согласно расчетам медико-экономических стандартов);
- создание новых рабочих мест для женщин в системе социальной защиты и здравоохранения;

  

- создание новых рабочих мест в Санкт-Петербурге

Система организации контроля за исполнением Программы

- Межведомственная комиссия по гериатрической помощи; - экспертные проверки хода выполнения Программы. проводимые Комитетом по здравоохранению и Комитетом по труду и социальной защите населения.

     

1. Анализ демографической ситуации
и проблемы гериатрической помощи населению


В течение последних десятилетий во всех странах мира отмечается увеличение абсолютного и относительного количества пожилых граждан. Это явление уже создало серьезные социальные и экономические проблемы. Следствием общего увеличения числа пожилых является увеличение числа очень старых и немощных, проблемы которых оказывают существенное давление на учреждения здравоохранения.

К пожилому населению следует относить людей старше 60 лет, а не любого члена общества, достигшего пенсионного возраста в более раннем возрасте. К старым людям относят лиц, перешагнувших 75-летний рубеж, а лица старше 90 лет являются долгожителями. Подобное разделение на три группы (пожилые, старые, долгожители) позволяет точнее планировать и организовывать процесс медико-социального обслуживания населения. Общей демографической тенденцией будущего является рост численности старых людей, то есть лиц старше 75 лет.

Традиционными источниками получения долговременных услуг по уходу за пожилыми были семья, религиозные организации, больницы. Однако в настоящее время общие тенденции развития общества привели к ослаблению функций поддержки немощных пожилых граждан семьей, религиозной общиной, медицинскими учреждениями, особенно больных, живущих дома.

В связи с этим происходит столкновение интересов огромного количества немощных старых людей, нуждающихся в потреблении финансовых и кадровых ресурсов общества, с реальными возможностями традиционных учреждений социальной защиты и лечебных учреждений и организаций, располагающих этими ресурсами. Характер демографических перемен в Санкт-Петербурге виден из таблицы 1.

Таблица 1

Возраст
(лет)

1989 г.

1994 г.

1996 г.

1996 г. к 1989 г.
%

60-74

615699

671184

666931

+ 8,3

75-90

232976

221167

213095

-8,5

90 и более

6003

8827

10293

+ 71,5

Всего:

854678

901178

890319

+4,2


Следует особо обратить внимание на увеличение числа очень старых людей (таблица 2).

Таблица 2

Возраст
(лет)

1989 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1996 г. к 1989 г.,
%

90-94

4921

7909

8536

9342

+ 89,8

95-99

978

727

762

801

-18,1

100 и более

104

191

169

150

+44,2

Всего:

6003

8827

9467

10293

+ 71,5


Такой стремительный рост числа пожилых людей происходит на фоне снижения рождаемости, высоких показателей смертности, снижения показателей средней продолжительности предстоящей жизни.

Средняя продолжительность предстоящей жизни, показатели которой катастрофически снизились в последние годы, не отражает средний возраст живущих, а является показателем числа лет, которые в среднем предстоит прожить родившемуся в данном году, если предположить, что на всем протяжении его жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой, какой она была в данном году.

Для понимания необходимости создания службы гериатрической помощи более существенными являются показатели дожития, определяющие среднюю продолжительность оставшейся жизни поколения людей, которым в данном году исполнилось то или иное количество лет.

Таблица 3

     

Средняя продолжительность предстоящей жизни
населения Санкт-Петербурга в 1996 году

Возраст в 1996 г. (лет)

Все население (лет)

Мужчины (лет)

Женщины (лет)

60-64

17,6

14,5

19,5

65-69

14,3

12,0

15,4

70-74

11,3

9,8

12,0

75-79

8,8

7,8

9,1

80-84

6,6

6,2

6,8

85 и более

4,9

4,8

4,9


Из таблицы 3 видно, что при достижении возраста 70-74 года людям предстоит прожить в среднем еще 11 лет, а при возрасте 80-84 года - еще 6,6 года. Хорошо известно, что именно в этом возрасте наступает состояние медицинской и социально-бытовой зависимости.

Гериатрическая помощь населению - это долговременная медико-социальная помощь лицам пожилого возраста, утратившим частично или полностью способность к самообслуживанию вследствие хронических заболеваний, приводящих к инвалидности.

Сегодня в Санкт-Петербурге около 260 тысяч граждан старше 60 лет нуждаются в гериатрической помощи. Среди них около 26% (67 тысяч больных пожилого возраста) имеют явно выраженные явления зависимости, т.е. являются лежачими больными. Однако кроме оказания долговременной медико-социальной помощи гериатрическая служба обязана решать вопросы профилактики явлений зависимости, т.е. профилактики утраты способности к самообслуживанию. Существенным звеном гериатрической помощи является психологическая поддержка.

Несмотря на огромную потребность в долговременной медико-социальной помощи и на осознание организаторами здравоохранения нецелесообразности решать все вопросы оказания пожилым медицинской помощи традиционным путем госпитализаций и лекарственных назначений, развитие гериатрических услуг происходит крайне медленно.

В 1994 году в Санкт-Петербурге создан первый в России Городской гериатрический (медико-социальный) центр, предоставляющий услуги гражданам, проживающим в домашних условиях. В 1995 году открыто первое стационарное гериатрическое отделение для жителей Адмиралтейского района. В 1996 году издано распоряжение губернатора Санкт-Петербурга о реорганизации Городского гериатрического (медико-социального) центра. Однако развитие и становление гериатрической помощи возможно лишь путем реализации комплексной медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга".

2. Цель и задачи Программы

Цель настоящей Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»