Прогноз занятости и незанятости граждан Санкт-Петербурга на 2000 год учитывает ситуацию, которая сложилась в социально-экономическом комплексе города в 1999 году. Мероприятия, намеченные Правительством Российской Федерации и Администрацией Санкт-Петербурга на 1999 год по государственному регулированию рынка труда, успешно реализованы, а состояние сферы занятости в городе определяется в основном как благоприятное.
Как и предусматривалось расчетами, в 1999 году численность работающих составила 2328 тыс. человек, численность ищущих работу граждан единовременно не превышала 250 тыс. человек.
В службу занятости по вопросам трудоустройства обратились впервые 151,1 тыс. человек. Из них в качестве безработных было зарегистрировано 44,8 тыс. человек. Всего в течение года на учете состояли 85,4 тыс. безработных (на начало года состояли 40,6 тыс. человек, поставлены на учет 44,8 тыс. человек). Из 62,7 тыс. снятых с учета безработных в течение года были трудоустроены 35,8 тыс. человек, или 57,1%, а с учетом завершивших профобучение трудоустроены 43,6 тыс. безработных. На профобучение были направлены 6,8 тыс. безработных, закончили профобучение (с учетом направленных на профобучение в 1998 году) 7,9 тыс. человек, из них трудоустроены 7,8 тыс. человек, или 98,7% от окончивших обучение. По другим причинам сняты с учета (предприняли самопоиск работы) 18,9 тыс. человек, или 30,1% от всех снятых с учета безработных. Трудоустроились после получения в службе занятости различных видов помощи 86,4 тыс. человек, или 57,2% от всех обратившихся за содействием в службу занятости. Досрочная пенсия оформлена 1,1 тыс. безработных. На конец 1999 года уровень регистрируемой безработицы достиг 0,9% от численности экономически активного населения (далее - ЭАН).
Стратегическая цель экономической политики Правительств Российской Федерации и Санкт-Петербурга на 2000 год состоит в переходе к экономическому росту, в том числе на основе:
роста эффективности и конкурентоспособности экономики;
осуществления структурных реформ в направлении развития конкурентной среды;
развития инновационного и технологического потенциала;
преодоления сложившихся ограничений и угроз, связанных с деградацией обширных секторов экономики;
достижения социальной стабильности и повышения уровня жизни населения.
Среди важнейших стоит проблема сохранения и развития системы рабочих мест, обеспечения эффективной занятости населения.
Современный подход в экономической политике состоит в том, что государство на качественно иной основе усиливает свою экономическую функцию, связанную с корректировкой рыночных механизмов.
В соответствии с новой моделью экономики в 1999-2000 годах предполагается создать базу переориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта. Структура товарного производства должна измениться в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста в рассматриваемый период станут, во-первых, отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие предложение отечественных товаров, во-вторых, отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне.
В 2000 году намечено создать финансовую базу расширенного воспроизводства за счет нормализации денежного оборота, вытеснения бартерного оборота и неплатежей, снижения налоговой нагрузки на предприятия. Продолжится рост номинальной и реальной заработной платы. Возможен переход к начислению пособия по безработице в зависимости от величины прожиточного минимума. В этом случае можно ожидать значительного прироста численности регистрируемых безработных.
Активизация структурных сдвигов в экономике страны без решения задачи создания новых рабочих мест, наряду с усилением процесса перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами, может привести к увеличению безработицы.
В значительной степени экономическое состояние Санкт-Петербурга в прогнозируемом периоде будет зависеть от хода реализации мер по преодолению последствий кризиса 1998 года, реализации мер по дальнейшему развитию экономики.
Правительством Санкт-Петербурга разработана и начала воплощаться в жизнь Концепция реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга. К основным целям реформирования относится обеспечение жителей города рабочими местами и регулярно выплачиваемой заработной платой, что позволит улучшить социальную обстановку.
Разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства, являющаяся одним из важнейших направлений стабилизации экономики и последующего социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Реализация Программы поможет снизить социальную напряженность за счет увеличения численности занятых в малом предпринимательстве.
Предусматривается широкое применение общественных работ как действенного инструмента обеспечения временной занятости безработных.
Внедряется система городского заказа на основе конкурсного отбора поставщиков продукции для нужд города. Система ориентирована на поддержку местных конкурентоспособных предприятий.
Перспективы развития Санкт-Петербурга в прогнозируемом периоде определяются, прежде всего, динамикой процессов сложившейся специализации и стабилизации производства и связаны в первую очередь с активизацией инвестиционного процесса, нормализацией расчетных отношений и оживлением производства на "опорных" предприятиях города. Стабилизация и переход к устойчивому развитию базируются на приоритетном развитии точного приборостроения, энергомашиностроения, сохранении ведущей роли предприятий города в отдельных видах транспортного машиностроения России, опережающем развитии отраслей, производящих товары народного потребления и ориентированных в основном на внутренний рынок, ускоренном формировании рыночной инфраструктуры.
Приоритетное значение имеет также использование потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией и странами Балтии.
Рынок труда останется достаточно стабильным, а структура и численность занятого населения претерпят лишь незначительные изменения.
Фактором, позволяющим сохранить устойчивость рынка труда, послужит активная политика службы занятости, включающая работу по информированию населения о потребности предприятий в кадрах, содействию занятости граждан путем профориентирования, психологической поддержке, профессиональной подготовке и переподготовке, оказанию адресной социальной поддержки гражданам групп риска.
Данный сценарий представляется наиболее вероятным.
Ожидается, что по этому - первому - варианту сценария (оптимистическому) в 2000 году величина трудовых ресурсов Санкт-Петербурга составит 100,3% от уровня 1998 года, что обусловливается ростом населения в трудоспособном возрасте. Численность занятых в экономике уменьшится в 2000 году на 6 тыс. человек по сравнению с 1998 годом. Численность ЭАН в 2000 году уменьшится на 15,6 тыс. человек и составит 2576 тыс. человек, прежде всего за счет ожидаемого сокращения доли пенсионеров в численности ЭАН. Доля лиц, не занятых трудовой деятельностью (из численности ЭАН), составит 250 тыс. человек. Численность граждан, оставшихся без работы в связи с проведением реорганизационных и ликвидационных процедур, увеличится в 2000 году на 0,5%. Развитие рыночных отношений в экономике поведет к сокращению скрытых форм безработицы, увеличению открытой безработицы, в том числе регистрируемой.
В службу занятости обратятся (схема 1) 200 тыс. человек, из которых будут признаны безработными 81,2 тыс. человек, остальные 118,8 тыс. человек будут искать работу без присвоения статуса безработного. Всего в течение года на учете в качестве безработных будут состоять 104 тыс. человек (на начало года состояли 22,8 тыс. человек, поставлены на учет 81,2 тыс. человек). Из 70 тыс. снятых с учета безработных будут трудоустроены 35 тыс. человек, или 50%. Будут направлены на профобучение 6,4 тыс. безработных, из которых 5,8 тыс. будут трудоустроены. Будут сняты с учета по другим причинам (предприняли самопоиск занятий) 27,5 тыс. человек, или 39,3% от всех снятых с учета безработных. Всего в течение года будет оказано содействие в занятости 68,3 тыс. безработных. Получат содействие службы занятости и предпримут самопоиск работы 21,1 тыс. ищущих работу граждан. Досрочная пенсия будет оформлена 1,1 тыс. безработных. На конец 2000 года уровень регистрируемой безработицы может достигнуть 1,3% от численности ЭАН.