Действующий

О Программе содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год

Схема 1

     
Распределение граждан, обращающихся в Департамент Федеральной
государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу
в 2000 году (тыс.чел.)
(ожидаемые результаты)

     
1-й вариант



Второй вариант сценария (пессимистический) может сложиться в результате негативного влияния комплекса факторов, ухудшающих экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге и в стране в целом, что отрицательно скажется на функционировании и структурных характеристиках регионального рынка труда. Реальные возможности Правительства Российской Федерации и Администрации Санкт-Петербурга по регулированию макроэкономических параметров и проведению в жизнь конкретных стабилизационных программ окажутся ниже, чем намечалось. Темпы инфляции заметно превысят значения, заложенные в бюджете Санкт-Петербурга, снизится привлекательность города для иностранных инвесторов, продолжится падение уровня жизни населения. В результате ухудшится ситуация и в тех отраслях реального сектора экономики, которые в последние годы находились в авангарде рыночных реформ, что вызовет более заметное, чем при развитии событий по первому сценарию, сокращение занятости населения в промышленности, науке и научном обслуживании, на транспорте, в строительстве и торговле.

Большинство предприятий, в особенности крупные и средние, могут отреагировать на данный сценарий развития событий главным образом сокращением реальной заработной платы работников, увеличением уровня скрытой безработицы. В то же время значительного увеличения численности высвобождаемых не произойдет. Существенные сокращения коснутся лишь некоторой части рыночно ориентированных малых предприятий.

При переходе на исчисление пособия в соответствии с величиной прожиточного минимума следует ожидать в условиях вяло текущего социально-экономического процесса увеличения численности обратившихся в службу занятости населения с целью получения статуса безработного и пособия по безработице.

В этом случае численность безработных по второму сценарию существенно превысит величину, рассчитанную по первому варианту. Реализация второго сценария представляется менее вероятной, чем первого.

По второму сценарию величина трудовых ресурсов в 2000 году увеличится по сравнению с 1998 годом на 0,2% и составит 3050 тыс. человек. Численность занятых в экономике сократится в 2000 году на 8 тыс. человек. Экономически активное население к 2000 году в соответствии с этим сценарием сохранится на уровне 1999 года, что приведет к росту численности незанятого ищущего работу населения. Доля оставшихся без работы увеличится в 2000 году до 1,9% против 1,7% в 1998 году.

Одновременно значительно снизятся возможности самостоятельного трудоустройства граждан как за счет сокращения числа вакантных рабочих мест, так и за счет чрезвычайно низкого уровня реальной заработной платы на многих из них (экономически неэффективные рабочие места). Указанные обстоятельства также вызовут больший, чем при реализации первого сценария, рост численности обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Существенную роль сыграет осознание многими безработными необходимости трудоустройства на низкооплачиваемые рабочие места. Возможности службы занятости по трудоустройству безработных в этих условиях, напротив, сократятся прежде всего за счет уменьшения числа вакансий, предоставляемых в распоряжение службы занятости. Несмотря на финансовые трудности службы занятости, удастся сохранить объем профессиональной переподготовки безработных.

При реализации пессимистического сценария в службу занятости обратятся (схема 2) 220 тыс. человек, из которых будут признаны безработными 85 тыс. человек, остальные будут искать работу без присвоения статуса безработного. Всего в течение года на учете в качестве безработных будут состоять 107,8 тыс. человек (на начало года состояли 22,8 тыс. человек, поставлены на учет 85 тыс. человек). Из 60 тыс. снятых с учета безработных будут трудоустроены 28,8 тыс. человек, или 48,0%. Будут направлены на профобучение 6,4 тыс. безработных, из которых 5,9 тыс. будут трудоустроены. Будут сняты с учета по другим причинам (предпримут самопоиск занятий) 23,7 тыс. человек, или 39,5% от числа всех снятых с учета безработных. Всего в течение года будет оказано содействие в занятости 58,4 тыс. безработных. Получат содействие службы занятости и предпримут самопоиск работы 19,5 тыс. ищущих работу граждан. Досрочная пенсия будет оформлена 1,1 тыс. безработных. На конец 2000 года уровень регистрируемой безработицы может достигнуть 1,8% от численности ЭАН.