ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2000 года N 12


О Программе содействия занятости населения
Санкт-Петербурга на 2000 год



Заслушав и обсудив сообщение заместителя руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу Минкевич И.А. о Программе содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год, Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что цели, задачи и мероприятия Программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 1999 год в основном выполнены. Осуществлен комплекс мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Своевременно и в полном объеме оказывалась предусмотренная законодательством Российской Федерации материальная поддержка безработных граждан.

В Программе содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год предусматривается осуществление мер, направленных на поддержание стабильной ситуации на рынке труда города. Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Программу содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год согласно приложению.

2. Предложить Комитету по труду и социальной защите населения, Комитету по делам семьи, детства и молодежи и Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу организовать взаимодействие в осуществлении направленных на поддержание стабильной ситуации на рынке труда мер, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга -
председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 23.03.2000 N 12


Программа
содействия занятости населения
Санкт-Петербурга
на 2000 год

     

     

Паспорт
Программы содействия занятости населения
Санкт-Петербурга на 2000 год

Наименование Программы

-

Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

-

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Государственный заказчик Программы

-

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации".

Основные разработчики Программы

-

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, Комитет экономики и промышленной политики, Комитет финансов, Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по образованию, Комитет по науке и высшей школе, постоянная комиссия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по социальным вопросам (по согласованию), Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (по согласованию), Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга (по согласованию), Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по согласованию), Конфедерация труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по согласованию).

Цель и приоритетные направления Программы

-

реализация государственной политики по содействию эффективной занятости населения, сдерживанию роста безработицы, смягчению ее последствий для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

  

-

повышение качества и эффективности услуг, предоставляемых государственной службой занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан, смягчение социальных последствий длительной безработицы;

  

-

развитие сотрудничества государственной службы занятости с работодателями, поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан, организация общественных работ;

  

-

повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан путем совершенствования системы профессионального обучения;

  

-

обеспечение адресной поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Срок реализации Программы

-

в течение 2000 года.

Объемы и источники финансирования
Программы

-

на реализацию Программы предусматривается направить 587830 тыс. рублей, в том числе
562420 тыс. рублей из средств бюджета Государственного фонда занятости населения по Санкт-Петербургу;
25410 тыс. рублей из бюджета Санкт-Петербурга.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

реализация Программы окажет позитивное влияние на обеспечение занятости населения, сдерживание безработицы, сближение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, оказание материальной поддержки безработным гражданам.

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Администрация Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, определенными Уставом Санкт-Петербурга, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Координационный комитет содействия занятости населения Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством.

     

Введение


Обеспечение занятости населения является одной из наиболее острых социальных проблем. Для ее решения в Санкт-Петербурге создана эффективная система, позволяющая активно влиять на рынок труда, сдерживать рост безработицы и смягчать ее отрицательные последствия. Хорошо зарекомендовавшие себя подходы и технологии в работе по содействию занятости населения были впервые разработаны в Санкт-Петербурге и внедрены во многих регионах России. Задачи в сфере занятости населения решаются совместными усилиями исполнительной и законодательной ветвей государственной власти, службы занятости, работодателей и профсоюзов.

Проведение взвешенной и сбалансированной политики занятости позволяет поддерживать относительно стабильную ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга. С 1996 года уровень безработицы снизился вдвое и в конце 1999 года составил 0,9% от экономически активного населения, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем по России. Численность зарегистрированных безработных за этот период сократилась с 59,9 тыс. человек до 22,8 тыс. человек.

Своевременно и в полном объеме оказывается предусмотренная законодательством социальная поддержка безработным гражданам. Санкт-Петербург является одним из немногих регионов Российской Федерации, где нет задержек по выплатам пособий по безработице.

Важную роль в обеспечении занятости населения, сдерживании роста безработицы играют ежегодно разрабатываемые городские программы содействия занятости населения. Положительное влияние на состояние рынка труда Санкт-Петербурга оказывают также Программа действий Администрации Санкт-Петербурга по стабилизации и дальнейшему развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годах, Программа Санкт-Петербурга по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 годы, Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 1998-2000 годы, Программа развития образовательной системы Санкт-Петербурга в 1996-2000 годах "Петербургская школа - 2000", Стратегический план Санкт-Петербурга, другие городские и федеральные программы.

Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2000 год (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В ней учтены требования Закона Санкт-Петербурга "О целевых программах Санкт-Петербурга" и Федеральной целевой программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 1998-2000 годы. Программа сохраняет преемственность с Программой содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 1999 год в части реализации политики занятости в условиях преодоления кризисных явлений в экономике.

Наряду с оказанием безработным гражданам комплекса услуг и социальных гарантий, предусмотренных законодательством, значительное место в Программе уделено мерам содействия гражданам, ищущим вторичную занятость или желающим сменить место работы.

Программа является составной частью системы целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики в Санкт-Петербурге.

Проект Программы рассмотрен и одобрен коллегией Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу (23.09.99), Координационным комитетом содействия занятости населения Санкт-Петербурга (26.10.99) и согласован Министерством труда и социального развития Российской Федерации (16.02.2000).

Рынок труда и ситуация в сфере занятости Санкт-Петербурга


Прогноз занятости и незанятости граждан Санкт-Петербурга на 2000 год учитывает ситуацию, которая сложилась в социально-экономическом комплексе города в 1999 году. Мероприятия, намеченные Правительством Российской Федерации и Администрацией Санкт-Петербурга на 1999 год по государственному регулированию рынка труда, успешно реализованы, а состояние сферы занятости в городе определяется в основном как благоприятное.

Как и предусматривалось расчетами, в 1999 году численность работающих составила 2328 тыс. человек, численность ищущих работу граждан единовременно не превышала 250 тыс. человек.

В службу занятости по вопросам трудоустройства обратились впервые 151,1 тыс. человек. Из них в качестве безработных было зарегистрировано 44,8 тыс. человек. Всего в течение года на учете состояли 85,4 тыс. безработных (на начало года состояли 40,6 тыс. человек, поставлены на учет 44,8 тыс. человек). Из 62,7 тыс. снятых с учета безработных в течение года были трудоустроены 35,8 тыс. человек, или 57,1%, а с учетом завершивших профобучение трудоустроены 43,6 тыс. безработных. На профобучение были направлены 6,8 тыс. безработных, закончили профобучение (с учетом направленных на профобучение в 1998 году) 7,9 тыс. человек, из них трудоустроены 7,8 тыс. человек, или 98,7% от окончивших обучение. По другим причинам сняты с учета (предприняли самопоиск работы) 18,9 тыс. человек, или 30,1% от всех снятых с учета безработных. Трудоустроились после получения в службе занятости различных видов помощи 86,4 тыс. человек, или 57,2% от всех обратившихся за содействием в службу занятости. Досрочная пенсия оформлена 1,1 тыс. безработных. На конец 1999 года уровень регистрируемой безработицы достиг 0,9% от численности экономически активного населения (далее - ЭАН).

Стратегическая цель экономической политики Правительств Российской Федерации и Санкт-Петербурга на 2000 год состоит в переходе к экономическому росту, в том числе на основе:

роста эффективности и конкурентоспособности экономики;

осуществления структурных реформ в направлении развития конкурентной среды;

развития инновационного и технологического потенциала;

преодоления сложившихся ограничений и угроз, связанных с деградацией обширных секторов экономики;

достижения социальной стабильности и повышения уровня жизни населения.

Среди важнейших стоит проблема сохранения и развития системы рабочих мест, обеспечения эффективной занятости населения.

Современный подход в экономической политике состоит в том, что государство на качественно иной основе усиливает свою экономическую функцию, связанную с корректировкой рыночных механизмов.

В соответствии с новой моделью экономики в 1999-2000 годах предполагается создать базу переориентации производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта. Структура товарного производства должна измениться в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста в рассматриваемый период станут, во-первых, отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие предложение отечественных товаров, во-вторых, отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне.

В 2000 году намечено создать финансовую базу расширенного воспроизводства за счет нормализации денежного оборота, вытеснения бартерного оборота и неплатежей, снижения налоговой нагрузки на предприятия. Продолжится рост номинальной и реальной заработной платы. Возможен переход к начислению пособия по безработице в зависимости от величины прожиточного минимума. В этом случае можно ожидать значительного прироста численности регистрируемых безработных.

Активизация структурных сдвигов в экономике страны без решения задачи создания новых рабочих мест, наряду с усилением процесса перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами, может привести к увеличению безработицы.

В значительной степени экономическое состояние Санкт-Петербурга в прогнозируемом периоде будет зависеть от хода реализации мер по преодолению последствий кризиса 1998 года, реализации мер по дальнейшему развитию экономики.

Правительством Санкт-Петербурга разработана и начала воплощаться в жизнь Концепция реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга. К основным целям реформирования относится обеспечение жителей города рабочими местами и регулярно выплачиваемой заработной платой, что позволит улучшить социальную обстановку.

Разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства, являющаяся одним из важнейших направлений стабилизации экономики и последующего социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Реализация Программы поможет снизить социальную напряженность за счет увеличения численности занятых в малом предпринимательстве.

Предусматривается широкое применение общественных работ как действенного инструмента обеспечения временной занятости безработных.

Внедряется система городского заказа на основе конкурсного отбора поставщиков продукции для нужд города. Система ориентирована на поддержку местных конкурентоспособных предприятий.

Перспективы развития Санкт-Петербурга в прогнозируемом периоде определяются, прежде всего, динамикой процессов сложившейся специализации и стабилизации производства и связаны в первую очередь с активизацией инвестиционного процесса, нормализацией расчетных отношений и оживлением производства на "опорных" предприятиях города. Стабилизация и переход к устойчивому развитию базируются на приоритетном развитии точного приборостроения, энергомашиностроения, сохранении ведущей роли предприятий города в отдельных видах транспортного машиностроения России, опережающем развитии отраслей, производящих товары народного потребления и ориентированных в основном на внутренний рынок, ускоренном формировании рыночной инфраструктуры.

Приоритетное значение имеет также использование потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией и странами Балтии.

Рынок труда останется достаточно стабильным, а структура и численность занятого населения претерпят лишь незначительные изменения.

Фактором, позволяющим сохранить устойчивость рынка труда, послужит активная политика службы занятости, включающая работу по информированию населения о потребности предприятий в кадрах, содействию занятости граждан путем профориентирования, психологической поддержке, профессиональной подготовке и переподготовке, оказанию адресной социальной поддержки гражданам групп риска.

Данный сценарий представляется наиболее вероятным.

Ожидается, что по этому - первому - варианту сценария (оптимистическому) в 2000 году величина трудовых ресурсов Санкт-Петербурга составит 100,3% от уровня 1998 года, что обусловливается ростом населения в трудоспособном возрасте. Численность занятых в экономике уменьшится в 2000 году на 6 тыс. человек по сравнению с 1998 годом. Численность ЭАН в 2000 году уменьшится на 15,6 тыс. человек и составит 2576 тыс. человек, прежде всего за счет ожидаемого сокращения доли пенсионеров в численности ЭАН. Доля лиц, не занятых трудовой деятельностью (из численности ЭАН), составит 250 тыс. человек. Численность граждан, оставшихся без работы в связи с проведением реорганизационных и ликвидационных процедур, увеличится в 2000 году на 0,5%. Развитие рыночных отношений в экономике поведет к сокращению скрытых форм безработицы, увеличению открытой безработицы, в том числе регистрируемой.

В службу занятости обратятся (схема 1) 200 тыс. человек, из которых будут признаны безработными 81,2 тыс. человек, остальные 118,8 тыс. человек будут искать работу без присвоения статуса безработного. Всего в течение года на учете в качестве безработных будут состоять 104 тыс. человек (на начало года состояли 22,8 тыс. человек, поставлены на учет 81,2 тыс. человек). Из 70 тыс. снятых с учета безработных будут трудоустроены 35 тыс. человек, или 50%. Будут направлены на профобучение 6,4 тыс. безработных, из которых 5,8 тыс. будут трудоустроены. Будут сняты с учета по другим причинам (предприняли самопоиск занятий) 27,5 тыс. человек, или 39,3% от всех снятых с учета безработных. Всего в течение года будет оказано содействие в занятости 68,3 тыс. безработных. Получат содействие службы занятости и предпримут самопоиск работы 21,1 тыс. ищущих работу граждан. Досрочная пенсия будет оформлена 1,1 тыс. безработных. На конец 2000 года уровень регистрируемой безработицы может достигнуть 1,3% от численности ЭАН.

Схема 1

     
Распределение граждан, обращающихся в Департамент Федеральной
государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу
в 2000 году (тыс.чел.)
(ожидаемые результаты)

     
1-й вариант



Второй вариант сценария (пессимистический) может сложиться в результате негативного влияния комплекса факторов, ухудшающих экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге и в стране в целом, что отрицательно скажется на функционировании и структурных характеристиках регионального рынка труда. Реальные возможности Правительства Российской Федерации и Администрации Санкт-Петербурга по регулированию макроэкономических параметров и проведению в жизнь конкретных стабилизационных программ окажутся ниже, чем намечалось. Темпы инфляции заметно превысят значения, заложенные в бюджете Санкт-Петербурга, снизится привлекательность города для иностранных инвесторов, продолжится падение уровня жизни населения. В результате ухудшится ситуация и в тех отраслях реального сектора экономики, которые в последние годы находились в авангарде рыночных реформ, что вызовет более заметное, чем при развитии событий по первому сценарию, сокращение занятости населения в промышленности, науке и научном обслуживании, на транспорте, в строительстве и торговле.

Большинство предприятий, в особенности крупные и средние, могут отреагировать на данный сценарий развития событий главным образом сокращением реальной заработной платы работников, увеличением уровня скрытой безработицы. В то же время значительного увеличения численности высвобождаемых не произойдет. Существенные сокращения коснутся лишь некоторой части рыночно ориентированных малых предприятий.

При переходе на исчисление пособия в соответствии с величиной прожиточного минимума следует ожидать в условиях вяло текущего социально-экономического процесса увеличения численности обратившихся в службу занятости населения с целью получения статуса безработного и пособия по безработице.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»