В целях развития информационного общества в Санкт-Петербурге, соблюдения, прав граждан и юридических лиц на доступ к информационным ресурсам и обеспечение информационной безопасности Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить концепцию "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу" (далее - Концепция), представленную Комитетом по печати и связям с общественностью в рамках проекта "InfoDev".
2. Предложить Комитету по печати и связям с общественностью доработать Концепцию с учетом предложений и обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за выполнением постановления остается за губернатором - председателем Правительства Санкт-Петербурга.
Губернатор - председатель
Правительства Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Концепция
"Стратегия перехода Санкт-Петербурга
к информационному обществу"
Введение
В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества - формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов.
В социальной сфере взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, правовых, социальных, культурных и технологических факторов в становлении информационного общества проявляется в либерализации правил регулирования информационного и телекоммуникационного рынков, в технологической и организационной конвергенции, формировании новых требований к работникам и организации делового процесса, в изменениях в информационном законодательстве, повышении роли государственного регулирования и международного сотрудничества.
Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний, развиваются наиболее быстрыми темпами, оказывают воздействие на все отрасли экономики и конкурентоспособность стран на мировой арене. Происходит интенсивный процесс формирования мировой "информационной экономики", заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении "электронной торговли" по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.
Правовой основой информационного общества являются законы и другие нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность. Информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества.
Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.
Понятие "информационное общество" появилось во второй половине XX века. Термин "информационное общество" был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.
По современным воззрениям информационное общество - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека.
Основными отличительными признаками информационного общества являются:
- информационная экономика;
- высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;
- высокая информационная культура;
- свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.
Информационному обществу присущи:
единое информационное пространство;
доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;
возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;
фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;
высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу - это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.
Каждая страна разрабатывает свою концепцию вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т.д.). Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании. Однако анализ различных программ и концепций позволяет выявить следующие инвариантные свойства, которые и составляют ядро любой концепции перехода к информационному обществу.
1. При разработке концепций перехода к информационному обществу, как правило, используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Так как формирование информационного общества происходит под воздействием нового поколения информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков и конкуренцией как внутри страны, так и на международной арене, для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие и направляющие усилия со стороны государства как органа, способного выразить и обеспечить защиту интересов всего общества.
2. Концепция должна иметь гуманистическую направленность, не допускающую ситуации, в которых кто-то будет "исключен" из информационного общества, а общество окажется разделенным на имеющих информацию и не имеющих ее.
3. Экономика информационного общества - это экономика, основанная на знаниях. Поэтому образование и обучение должны быть доступны каждому не только в начале жизненного пути, но и на всем его протяжении, а системы образования и профессиональной переподготовки должны обеспечивать выполнение этих условий. Это означает, что информационное общество - это общество непрерывного обучения.
Концепция перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу учитывает не только то общее, что имеется в подобных программах и концепциях, но и особенности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, системообразующего центра Северо-Запада России, культурной столицы и важнейшего научно-технического и образовательного центра России.
В 1996-1997 годах Правительством Санкт-Петербурга при участии научной общественности и деловых кругов был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. Разработка стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу является продолжением работ, направленных на создание стратегии развития Санкт-Петербурга.
Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу была разработана по инициативе Правительства Санкт-Петербурга при финансовой поддержке Мирового Банка в рамках проекта программы InfoDev.
Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу (вхождения города в информационное общество, формирования информационного общества) - это рассчитанный на долгосрочную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных (стратегических) задач долговременный курс органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также субъектов хозяйствования в информационной сфере города, который направлен на обеспечение перехода города к информационному обществу.
Переход Санкт-Петербурга к информационному обществу осуществляется в процессе информатизации. Поэтому стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу есть стратегия информатизации Санкт-Петербурга. Она вытекает из политики информатизации города и обеспечивает ее реализацию. Концептуальную основу политики информатизации Санкт-Петербурга составляет концепция информатизации, структура которой представлена в таблице 1.
Концептуальные основы стратегии перехода
Санкт-Петербурга к информационному обществу
1.1. Цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга
Стратегические цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга сформулированы в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и имеют несколько уровней.
Главная цель развития Санкт-Петербурга - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга, которое достигается путем формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономики многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, и укрепления Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.
Успешное социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга невозможно без следующих целей:
формирование благоприятного хозяйственного климата;
интеграция в мировую экономику;
улучшение городской среды;
формирование благоприятного социального климата.
Стратегические цели перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должны быть согласованы с целями Стратегического плана Санкт-Петербурга и способствовать их достижению.
1.2. Национальные и международные программы перехода к информационному обществу
Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по отношению к информационному обществу. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона - Гора. В июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят план действий "Европейский путь в информационное общество" (Europe's Way to the Information Society. An action plan). Европейскую программу действий по формированию информационного общества часто называют "Инициативой Бангемана" по фамилии одного из руководителей Комиссии Европейского сообщества, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер для обеспечения вхождения стран ЕС в информационное общество.
В 1995 году Финляндия разработала свою программу "Финский путь в информационное общество" (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий "Путь Германии в информационное общество" (Germany's Way to the Information Society).
Актуальность изучения и использования опыта ведущих стран мира в данной области при разработке и реализации концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу" не вызывает сомнений.
Для поддержки формирования информационного общества в различных странах Мировой Банк создал глобальную программу InfoDev. Данный банк является активным партнером Санкт-Петербурга при разработке и реализации различных программ развития Санкт-Петербурга. Так, в 1996-1998 годах при непосредственном участии Мирового Банка был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. В настоящий момент Мировым Банком выделен кредит на реконструкцию центра города.
В 1998 году Мировой Банк поддержал инициативу Правительства Санкт-Петербурга по разработке стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу и включил в программу InfoDev проект, направленный на создание этой стратегии.
1.3. Государственная политика информатизации
Государственная политика информатизации определяется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Санкт-Петербурга. Она реализуется соответствующими органами государственной власти, в деятельности которых можно выделить следующие направления:
поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в средствах массовой информации (СМИ), например, рассмотрение антимонопольными органами вопросов о слиянии крупных компаний в сфере телекоммуникационного или медиабизнеса, принятие решений по дезинтеграции монополистов;
юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;
соблюдение свободы слова независимо от способов распространения информации;
соблюдение интересов национальных меньшинств, защита нравственных принципов, оказывающих влияние на подрастающее поколение, а также соблюдение основных норм нравственности при расширении информационной сферы;
укрепление национальной культуры, языка, противостояние культурной экспансии других стран, реализация проектов по переводу в цифровую форму представления художественного и научного наследия;
переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;
широкое использование телемедицины для оказания услуг населению отдаленных регионов;
обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями; охрана интеллектуальной собственности; контроль за эффективностью использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ) в государственных учреждениях;
целенаправленное использование ИТТ для формирования более открытого, демократического государства, расширения диалога с гражданами.
Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий различных субъектов общества, сформировать такую правовую и нормативную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности.