Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 1998 года N 763


О ходе выполнения Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 699-ПП
____________________________________________________________________

Период времени, прошедший с момента принятия Комплексной программы, оказался крайне неблагоприятным для московского рынка ценных бумаг. Крупнейший за последние 20 лет мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский фондовый рынок. Отток средств российских и иностранных инвесторов потребовал от Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации принятия жестких мер по стабилизации кредитно-финансовой системы.

В результате значительно возрос объем предложений на продажу акций при резком падении спроса и цены на активы упали более чем в три раза. В сложившейся ситуации основные усилия были сосредоточены на выполнении приоритетных направлений Комплексной программы. Благодаря слаженной работе основных подразделений Правительства Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России были в полной мере реализованы пункты программы, касающиеся укрепления московского рынка ценных бумаг, повышения его инвестиционного потенциала, защиты прав и законных интересов инвесторов в г.Москве.

Результатом скоординированной работы стали инвентаризация и уточнение реестра акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Москвы. На сегодня реестр насчитывает 480 предприятий. Проведен финансово-экономический анализ деятельности компаний, в соответствии с присвоенными им категориями разработаны предложения по структуризации и управлению портфелем ценных бумаг города.

В результате работы по выводу московских предприятий на фондовый рынок около 10 акционерных обществ при условии улучшения рыночной конъюнктуры готовы осуществить публичную эмиссию и пройти процедуру листинга на Московской фондовой бирже, которая успешно развивается и за время выполнения Комплексной программы вошла в число лидирующих российских торговых площадок. Для вывода предприятий на рынок разработаны учебные программы и налажена система обучения ведущих специалистов и руководителей.

Анализ правонарушений на рынке ценных бумаг показал, что большинство незаконных сделок осуществляется с ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию. Для пресечения подобных противоправных действий был изменен порядок государственной регистрации акционерных обществ в г.Москве. В итоге зарегистрировано более 15000 выпусков ценных бумаг и отчетов об их выпуске.

В результате применения Закона города Москвы "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" было рассмотрено более 240 дел, штрафным санкциям были подвергнуты 93 организации. Данный закон был положен в основу принятого Государственной Думой России Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также введения соответствующих положений в проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совместными усилиями правоохранительных органов Москвы и Московского РО ФКЦБ России создается система защиты московского рынка ценных бумаг от мошенничества и других экономических правонарушений. Для обеспечения эффективного взаимодействия Мэром Москвы подписано распоряжение от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках". В результате совместных действий выявлен и пресечен ряд крупных афер.

Стабилизация фондового рынка невозможна без внутренних инвестиций. Для привлечения средств населения в Восточном административном округе открыт и успешно работает Московский фондовый центр. Подготовлены проекты создания фондовых центров в других округах, открытие которых планируется провести до конца 1998 года. Разработаны нормативная база и технология работы городских фондовых центров для населения. Однако существующий порядок налогообложения доходов физических лиц затрудняет работу профессиональных участников рынка с данной категорией инвесторов. В связи с этим необходимо изменение порядка налогообложения на уровне субъекта Федерации.

Ведется работа по обеспечению информационной прозрачности московского рынка ценных бумаг. Открыта WEB-страница Московского РО ФКЦБ России в интернете, подписаны соглашения с ведущими агентствами по раскрытию информации о московских эмитентах. Разработана рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы по вопросам инвестиций и фондового рынка. Начата ее реализация в части подготовки образовательных телевизионных программ, публикаций в средствах массовой информации, выпуска учебных пособий, проведения тематических семинаров, организации систем обучения старшеклассников, бесплатного консультирования населения. В июне 1998 года в Москве успешно прошла первая специализированная выставка, посвященная историческому наследию в области рынка ценных бумаг.

В целях стабилизации и дальнейшего развития московского фондового рынка Правительство Москвы

постановляет:

1. Признать работу по выполнению Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы удовлетворительной.

2. Продолжить дальнейшую реализацию Комплексной программы по следующим направлениям:

- проведение ежеквартального мониторинга хозяйствующих субъектов с долей города;

- проведение обучения руководителей московских эмитентов и представителей города в хозяйствующих субъектах;

- просветительская работа с населением;

- взаимодействие с правоохранительными органами;

- контроль за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками действующего законодательства;

- развитие инфраструктуры московского фондового рынка;

- раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

3. Рекомендовать отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы использовать систему показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, разработанную Московским региональным отделением ФКЦБ России (приложение 1).

4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы начиная с января 1999 года устанавливать пороговые значения финансовых показателей по отраслям промышленности для проведения ежеквартального анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, проводимого Московским региональным отделением ФКЦБ России совместно с отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы.

5. Утвердить предложенный Московским региональным отделением ФКЦБ России состав показателей статистической отчетности,обязательных к представлению в органы государственной статистики на территории города Москвы, с целью получения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий с долей города Москвы (приложение 2).

6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы до конца 1998 года сформировать городской заказ Московскому городскому комитету государственной статистики на 1999 год по сбору и обобщению статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города, в том числе по утвержденным показателям.

7. Московскому городскому комитету государственной статистики обеспечить до конца 1998 года введение форм обязательной статистической отчетности по утвержденным показателям, организовать доступ Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы к текущей статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города.

8. Утвердить Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, предусматривающее проверку соответствия деятельности предприятия интересам города как акционера (приложение 3).

Обязать представителей города в хозяйствующих субъектах вносить на общие собрания предложение о представлении аудиторского заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки согласно требованиям утвержденного Положения.

9. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы в случаях, установленных законодательством, требовать от хозяйствующих субъектов с долей города аудиторское заключение по итогам обязательной ежегодной аудиторской проверки, отвечающее требованиям утвержденного Положения.

10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы совместно с Московским региональным отделением ФКЦБ России обеспечить условия для привлечения инвестиций в городскую экономику путем активизации московского фондового рынка и увеличения на нем числа московских предприятий.

11. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах (приложение 4).

Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года и I квартале 1999 года по окончании обучения провести аттестацию слушателей, по результатам которой выдать удостоверения на право представлять интересы города в хозяйствующих субъектах.

12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов содействовать Московскому региональному отделению ФКЦБ России в создании сети фондовых центров для работы с населением на территории г.Москвы.

13. Департаменту финансов обеспечить в полном объеме финансирование предусмотренных в бюджете города Москвы на Ш и IV квартал 1998 года расходов по развитию рынка ценных бумаг.

14. Утвердить Городскую программу массового просвещения населения в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года (рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы) (приложение 5).

15. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с акционерным обществом "ТВ-Центр" и Московской городской студией кабельного телевидения обеспечить выход с января 1999 года на каналах "ТВ-Центр" и Московской городской студии кабельного телевидения ежедневной просветительской программы для населения по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг.

16. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить и выпустить серию популярных изданий по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои населения.

17. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Московским комитетом образования в срок до 01.02.99 разработать и приступить к реализации учебных программ для школьников, в том числе компьютерных, по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг; создать на этой базе курсы лекций для старшеклассников с различной степенью изучения экономических дисциплин; начать переподготовку учителей общеобразовательных школ г.Москвы для чтения данных курсов.

18. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить к изданию серию методических пособий для специалистов акционерных обществ, работников судебных и правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий.

19. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы по реализации Городской программы массового просвещения.

20. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Государственной налоговой инспекцией по г.Москве в двухнедельный срок внести на рассмотрение Мэра проект закона города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц, являющихся участниками рынка ценных бумаг".

21. Главному управлению внутренних дел г.Москвы с участием Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г.Москве, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД России по г.Москве, Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области, Прокуратуры Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России, Департамента экономической политики и развития г.Москвы в апреле 1999 года доложить на заседании Правительства Москвы о проделанной работе по пресечению правонарушений на фондовом рынке в соответствии с распоряжением Мэра от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках".

22. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России создать до конца 1998 года специализированную организацию, в качестве основных функций предусмотреть:

- инвестиционное и финансовое консультирование приватизированных предприятий по вопросам привлечения инвестиций;

- разработку и реализацию программ, связанных с привлечением на предприятия средств в виде как прямых, так и портфельных инвестиций;

- оказание организационной, возвратно-финансовой, технической поддержки предприятиям, в том числе оказание помощи акционерным обществам в подготовке и проведении дополнительных эмиссий и в осуществлении заимствований;

- подбор и привлечение стратегических инвесторов;

- разработку и реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности ценных бумаг предприятий;

- управление закрепленными за городом пакетами акций и долями собственности в капиталах хозяйственных обществ и совместных предприятий (по поручению Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы);

- создание и обслуживание системы раскрытия информации.

Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России установить источники финансирования деятельности учреждения, нормативы и порядок их формирования и использования.

23. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Комиссией при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управлению недвижимостью и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года разработать программу создания системы оценки стоимости хозяйствующих субъектов с долей города Москвы и представить ее на утверждение Правительства Москвы.

24. Комиссии по координации аудиторской деятельности при Мэре Москвы в срок до 01.02.99 разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы положение о порядке проведения разовых аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, использующих средства городского бюджета, а также о нормах профессиональной этики аудиторов г. Москвы.

25. Снять с контроля пункт 18 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 1998 года по привлечению ресурсов на финансирование городских программ и мерах по повышению эффективности управления пакетами акций (долями), принадлежащими Москве" как выполненный.

26. Департаменту финансов предусмотреть в проекте бюджета на 1999 год расходы на развитие московского рынка ценных бумаг с учетом заявки Московского регионального отделения ФКЦБ России.

27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова Ю.С.

Премьер
 Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

 Приложение N 1
к постановлению Правительства Москвы
от 6 октября 1998 года N 763

Система показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического  состояния хозяйствующих субъектов с долей города

Цель анализа - определить финансовое положение хозяйствующего субъекта для последующего принятия решения по оптимизации и управлению портфелем долей города.

Основные направления финансового анализа:

- Анализ качества активов;

- Анализ качества пассивов;

- Соответствие структуры управления совершаемым операциям;

- Обоснованность затрат и расходов;

- Обоснованность отражения доходов;

- Анализ прибыльности отдельных видов деятельности;

- Распределение прибыли;

- Использование фондов;

В рамках финансового анализа определяется система показателей для оценки финансового положения предприятия с учетом отраслевых особенностей и особой значимости для функционирования городского хозяйства.

Относительные показатели:

Группа

Показатель

Расчет

Показатели оценки прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности

Коэффициент
реинвестирования

Реинвестированная
прибыль/прибыль после выплаты налогов

Коэффициент роста
собственного капитала

Собственный капитал на
начало отчетного
периода/собственный капитал на конец периода

Коэффициент рентабельности собственного капитала
(ROE)

А) Рентабельность чистых
активов*(1-Т)*(1-I), где
T - ставка налога на прибыль,
I - средняя кредитная ставка за отчетный период

Б) прибыль после выплаты
налогов/собственный
капитал

Экономический
рост компании

Коэффициент реинвестирования *
коэфф-т рентабельности
собственного капитала *
коэффициент роста собственного капитала

Рентабельность
чистых активов (ROA)

Рентабельность продаж *
оборачиваемость чистых
активов

Рентабельность
продаж (ROS)

Прибыль до налогообложения/выручка от реализации

Показатели оценки деловой активности

Оборачиваемость
чистых активов

Выручка от реализации/чистые активы

Оборачиваемость
оборотных фондов

Выручка от реализации/оборотные фонды

Оборачиваемость
запасов

Выручка от реализации/запасы

Оборачиваемость
кредиторской задолженности

Выручка от реализации/кредиторская
задолженность

Оборачиваемость
дебиторской задолженности

Выручка от реализации/дебиторская задолженность

Показатели оценки
ликвидности и рыночной
устойчивости

Коэффициент финансовой зависимости

Заемный капитал/Собственный капитал

Текущий коэффициент
ликвидности

Оборотные средства/краткосрочные пассивы

Критический коэффициент ликвидности

Дебиторская задолженность + денежные средства/краткосрочные пассивы

Коэффициент автономии собственных
средств

Собственный капитал/актив баланса

Обеспеченность
запасов собственными
оборотными средствами

Собственные оборотные
средства/запасы



Индекс постоянного
актива

Внеоборотные активы/собственный капитал