____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 699-ПП
____________________________________________________________________
Период времени, прошедший с момента принятия Комплексной программы, оказался крайне неблагоприятным для московского рынка ценных бумаг. Крупнейший за последние 20 лет мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский фондовый рынок. Отток средств российских и иностранных инвесторов потребовал от Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации принятия жестких мер по стабилизации кредитно-финансовой системы.
В результате значительно возрос объем предложений на продажу акций при резком падении спроса и цены на активы упали более чем в три раза. В сложившейся ситуации основные усилия были сосредоточены на выполнении приоритетных направлений Комплексной программы. Благодаря слаженной работе основных подразделений Правительства Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России были в полной мере реализованы пункты программы, касающиеся укрепления московского рынка ценных бумаг, повышения его инвестиционного потенциала, защиты прав и законных интересов инвесторов в г.Москве.
Результатом скоординированной работы стали инвентаризация и уточнение реестра акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Москвы. На сегодня реестр насчитывает 480 предприятий. Проведен финансово-экономический анализ деятельности компаний, в соответствии с присвоенными им категориями разработаны предложения по структуризации и управлению портфелем ценных бумаг города.
В результате работы по выводу московских предприятий на фондовый рынок около 10 акционерных обществ при условии улучшения рыночной конъюнктуры готовы осуществить публичную эмиссию и пройти процедуру листинга на Московской фондовой бирже, которая успешно развивается и за время выполнения Комплексной программы вошла в число лидирующих российских торговых площадок. Для вывода предприятий на рынок разработаны учебные программы и налажена система обучения ведущих специалистов и руководителей.
Анализ правонарушений на рынке ценных бумаг показал, что большинство незаконных сделок осуществляется с ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию. Для пресечения подобных противоправных действий был изменен порядок государственной регистрации акционерных обществ в г.Москве. В итоге зарегистрировано более 15000 выпусков ценных бумаг и отчетов об их выпуске.
В результате применения Закона города Москвы "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" было рассмотрено более 240 дел, штрафным санкциям были подвергнуты 93 организации. Данный закон был положен в основу принятого Государственной Думой России Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также введения соответствующих положений в проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совместными усилиями правоохранительных органов Москвы и Московского РО ФКЦБ России создается система защиты московского рынка ценных бумаг от мошенничества и других экономических правонарушений. Для обеспечения эффективного взаимодействия Мэром Москвы подписано распоряжение от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках". В результате совместных действий выявлен и пресечен ряд крупных афер.
Стабилизация фондового рынка невозможна без внутренних инвестиций. Для привлечения средств населения в Восточном административном округе открыт и успешно работает Московский фондовый центр. Подготовлены проекты создания фондовых центров в других округах, открытие которых планируется провести до конца 1998 года. Разработаны нормативная база и технология работы городских фондовых центров для населения. Однако существующий порядок налогообложения доходов физических лиц затрудняет работу профессиональных участников рынка с данной категорией инвесторов. В связи с этим необходимо изменение порядка налогообложения на уровне субъекта Федерации.
Ведется работа по обеспечению информационной прозрачности московского рынка ценных бумаг. Открыта WEB-страница Московского РО ФКЦБ России в интернете, подписаны соглашения с ведущими агентствами по раскрытию информации о московских эмитентах. Разработана рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы по вопросам инвестиций и фондового рынка. Начата ее реализация в части подготовки образовательных телевизионных программ, публикаций в средствах массовой информации, выпуска учебных пособий, проведения тематических семинаров, организации систем обучения старшеклассников, бесплатного консультирования населения. В июне 1998 года в Москве успешно прошла первая специализированная выставка, посвященная историческому наследию в области рынка ценных бумаг.
В целях стабилизации и дальнейшего развития московского фондового рынка Правительство Москвы
постановляет:
1. Признать работу по выполнению Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы удовлетворительной.
2. Продолжить дальнейшую реализацию Комплексной программы по следующим направлениям:
- проведение ежеквартального мониторинга хозяйствующих субъектов с долей города;
- проведение обучения руководителей московских эмитентов и представителей города в хозяйствующих субъектах;
- просветительская работа с населением;
- взаимодействие с правоохранительными органами;
- контроль за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками действующего законодательства;
- развитие инфраструктуры московского фондового рынка;
- раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
3. Рекомендовать отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы использовать систему показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, разработанную Московским региональным отделением ФКЦБ России (приложение 1).
4. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы начиная с января 1999 года устанавливать пороговые значения финансовых показателей по отраслям промышленности для проведения ежеквартального анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, проводимого Московским региональным отделением ФКЦБ России совместно с отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы.
5. Утвердить предложенный Московским региональным отделением ФКЦБ России состав показателей статистической отчетности,обязательных к представлению в органы государственной статистики на территории города Москвы, с целью получения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий с долей города Москвы (приложение 2).
6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы до конца 1998 года сформировать городской заказ Московскому городскому комитету государственной статистики на 1999 год по сбору и обобщению статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города, в том числе по утвержденным показателям.
7. Московскому городскому комитету государственной статистики обеспечить до конца 1998 года введение форм обязательной статистической отчетности по утвержденным показателям, организовать доступ Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы к текущей статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города.
8. Утвердить Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, предусматривающее проверку соответствия деятельности предприятия интересам города как акционера (приложение 3).
Обязать представителей города в хозяйствующих субъектах вносить на общие собрания предложение о представлении аудиторского заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки согласно требованиям утвержденного Положения.
9. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы в случаях, установленных законодательством, требовать от хозяйствующих субъектов с долей города аудиторское заключение по итогам обязательной ежегодной аудиторской проверки, отвечающее требованиям утвержденного Положения.
10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы совместно с Московским региональным отделением ФКЦБ России обеспечить условия для привлечения инвестиций в городскую экономику путем активизации московского фондового рынка и увеличения на нем числа московских предприятий.
11. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах (приложение 4).
Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года и I квартале 1999 года по окончании обучения провести аттестацию слушателей, по результатам которой выдать удостоверения на право представлять интересы города в хозяйствующих субъектах.
12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов содействовать Московскому региональному отделению ФКЦБ России в создании сети фондовых центров для работы с населением на территории г.Москвы.
13. Департаменту финансов обеспечить в полном объеме финансирование предусмотренных в бюджете города Москвы на Ш и IV квартал 1998 года расходов по развитию рынка ценных бумаг.
14. Утвердить Городскую программу массового просвещения населения в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года (рекламно-имиджевая стратегия Правительства Москвы) (приложение 5).
15. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с акционерным обществом "ТВ-Центр" и Московской городской студией кабельного телевидения обеспечить выход с января 1999 года на каналах "ТВ-Центр" и Московской городской студии кабельного телевидения ежедневной просветительской программы для населения по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг.
16. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить и выпустить серию популярных изданий по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои населения.
17. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Московским комитетом образования в срок до 01.02.99 разработать и приступить к реализации учебных программ для школьников, в том числе компьютерных, по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг; создать на этой базе курсы лекций для старшеклассников с различной степенью изучения экономических дисциплин; начать переподготовку учителей общеобразовательных школ г.Москвы для чтения данных курсов.
18. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить к изданию серию методических пособий для специалистов акционерных обществ, работников судебных и правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий.
19. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы по реализации Городской программы массового просвещения.
20. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом финансов и Государственной налоговой инспекцией по г.Москве в двухнедельный срок внести на рассмотрение Мэра проект закона города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц, являющихся участниками рынка ценных бумаг".
21. Главному управлению внутренних дел г.Москвы с участием Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г.Москве, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД России по г.Москве, Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области, Прокуратуры Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России, Департамента экономической политики и развития г.Москвы в апреле 1999 года доложить на заседании Правительства Москвы о проделанной работе по пресечению правонарушений на фондовом рынке в соответствии с распоряжением Мэра от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках".
22. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России создать до конца 1998 года специализированную организацию, в качестве основных функций предусмотреть:
- инвестиционное и финансовое консультирование приватизированных предприятий по вопросам привлечения инвестиций;
- разработку и реализацию программ, связанных с привлечением на предприятия средств в виде как прямых, так и портфельных инвестиций;
- оказание организационной, возвратно-финансовой, технической поддержки предприятиям, в том числе оказание помощи акционерным обществам в подготовке и проведении дополнительных эмиссий и в осуществлении заимствований;
- подбор и привлечение стратегических инвесторов;
- разработку и реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности ценных бумаг предприятий;
- управление закрепленными за городом пакетами акций и долями собственности в капиталах хозяйственных обществ и совместных предприятий (по поручению Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы);
- создание и обслуживание системы раскрытия информации.
Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России установить источники финансирования деятельности учреждения, нормативы и порядок их формирования и использования.
23. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Комиссией при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управлению недвижимостью и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года разработать программу создания системы оценки стоимости хозяйствующих субъектов с долей города Москвы и представить ее на утверждение Правительства Москвы.
24. Комиссии по координации аудиторской деятельности при Мэре Москвы в срок до 01.02.99 разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы положение о порядке проведения разовых аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, использующих средства городского бюджета, а также о нормах профессиональной этики аудиторов г. Москвы.
25. Снять с контроля пункт 18 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям в первом полугодии 1998 года по привлечению ресурсов на финансирование городских программ и мерах по повышению эффективности управления пакетами акций (долями), принадлежащими Москве" как выполненный.
26. Департаменту финансов предусмотреть в проекте бюджета на 1999 год расходы на развитие московского рынка ценных бумаг с учетом заявки Московского регионального отделения ФКЦБ России.
27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова Ю.С.
Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Система показателей для проведения комплексного анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города
Цель анализа - определить финансовое положение хозяйствующего субъекта для последующего принятия решения по оптимизации и управлению портфелем долей города.
Основные направления финансового анализа:
- Анализ качества активов;
- Анализ качества пассивов;
- Соответствие структуры управления совершаемым операциям;
- Обоснованность затрат и расходов;
- Обоснованность отражения доходов;
- Анализ прибыльности отдельных видов деятельности;
- Распределение прибыли;
- Использование фондов;
В рамках финансового анализа определяется система показателей для оценки финансового положения предприятия с учетом отраслевых особенностей и особой значимости для функционирования городского хозяйства.
Относительные показатели:
Группа | Показатель | Расчет | |||
Показатели оценки прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности | Коэффициент | Реинвестированная | |||
Коэффициент роста | Собственный капитал на | ||||
Коэффициент рентабельности собственного капитала | А) Рентабельность чистых | ||||
Экономический | Коэффициент реинвестирования * | ||||
Рентабельность | Рентабельность продаж * | ||||
Рентабельность | Прибыль до налогообложения/выручка от реализации | ||||
Показатели оценки деловой активности | Оборачиваемость | Выручка от реализации/чистые активы | |||
Оборачиваемость | Выручка от реализации/оборотные фонды | ||||
Оборачиваемость | Выручка от реализации/запасы | ||||
Оборачиваемость | Выручка от реализации/кредиторская | ||||
Оборачиваемость | Выручка от реализации/дебиторская задолженность | ||||
Показатели оценки | Коэффициент финансовой зависимости | Заемный капитал/Собственный капитал | |||
Текущий коэффициент | Оборотные средства/краткосрочные пассивы | ||||
Критический коэффициент ликвидности | Дебиторская задолженность + денежные средства/краткосрочные пассивы | ||||
Коэффициент автономии собственных | Собственный капитал/актив баланса | ||||
Обеспеченность | Собственные оборотные | ||||
Индекс постоянного | Внеоборотные активы/собственный капитал |