Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 1998 года N 646


Об утверждении Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года N 839-ПП
____________________________________________________________________

Рассмотрев подготовленный Московским комитетом образования и Комитетом общественных и межрегиональных связей во исполнение пункта 2 постановления Правительства Москвы от 12 мая 1998 г. N 382 "О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействии с национальными объединениями в Москве" проект программы этнокультурного (национального) образования на 1998-2000 годы, в которой обозначены цели развития этнокультурного образования, межнационального взаимодействия и интернационального, поликультурного воспитания и просвещения широкой общественности, предусмотрена оптимальная структура и механизмы реализации этих целей, Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Программу этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы (приложение).

2. Принять к сведению, что финансирование программы будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 мая 1998 года N 382 п.14.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению
Правительства  Москвы
от ____________N_________


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ   ЭТНОКУЛЬТУРНОГО (НАЦИОНАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В  МОСКВЕ НА  1998 - 2000  ГОДЫ

1998 год


Программа развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы

     

Раздел 1

     

1.1 Анализ состояния этнокультурного (национального) образования в Москве

Возврат к национальным формам образования как культурно-исторической традиции многонационального города Москвы потребовал от Комитета образования проведения тщательного анализа социокультурной ситуации, проработки концептуальных основ, привлечения крупного научно-методического потенциала. В соответствии с программой "Столичное образование - 1", утвержденной Правительством Москвы в 1994 году, Комитетом образования были разработаны концепции и программы развития национального образования на 1995-1998 гг.

В системе столичного образования была выстроена образовательная подсистема, которая начала удовлетворять насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. В основе концепции заложено представление о том, что содержание образования учебного заведения такого вида включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции;

- компонент, создающий условия для включения личности в общероссийский, общемосковский контекст образования;

- компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые (евразийские) цивилизации.

Комитет образования, организуя работу данного направления, определяя социокультурную среду и выполняя запросы населения в этнокультурном образовании, активно сотрудничает с национально-культурными автономиями, обществами и ассоциациями, посольствами и постпредствами, фондами, а также Министерством региональной и национальной политики РФ, Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы.

Этнокультурное (национальное) образование в Москве получило свое воплощение в разных формах и видах. Это дошкольные учреждения, учебновоспитательные комплексы (УВК), общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования, лицеи, колледжи, культурнообразовательные центры (КОЦ), факультативы. Начиная с 1980 г., прослеживается следующая динамика процесса формирования в Москве учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования:

------------------------------------------------------------------
                                1980 1988 1990 1992 1994 1996 1997
------------------------------------------------------------------

Дошкольные образовательные
учреждения                       -     2    2    4    6    5    4

Учебно-воспитательные
комплексы (УВК)                  -     -    -    1    5    6    7

Общеобразовательные школы        -     -    -    3    7    8   15

Культурно-образовательные
центры                           -     -    -    -    -    9   10

Факультативное обучение          1     2    2    2    2    3    2

Лицеи, колледжи                  -     -    -    -    -    4    4

Негосударственные учреждения     -     -    -    -    -    5    5

------------------------------------------------------------------
ИТОГО :                          1     4    4    10   20   40  47
------------------------------------------------------------------

Постановлением Правительства Москвы (N 377 от 20.05.97г. и N 653 от 19.08.97г.) учреждения этнокультурного (национального) образования получили самостоятельный статус, утверждены Положения о них. Тем самым в Москве создается нормативно-правовая база, позволяющая перейти к новому этапу в развитии этнокультурного образования в городе, определяющими стратегическими задачами которого являются: дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, научно-методическое, кадровое и финансовое обеспечение.

С целью научно-методической поддержки учреждений этнокультурного (национального) образования Комитетом образования созданы научные подразделения: в Московском институте развития образовательных систем - лаборатория этнокультурных проблем образования, в Московском институте повышения квалификации руководящих кадров Центр межнационального образования и поддержки международных программ. Этими научно-методическими подразделениями совместно с образовательными учреждениями этнокультурной специализации ведется разработка индивидуальных учебных планов и программ, учебных и методических пособий для учащихся и учителей.

Одним из основных направлений деятельности учреждений национального образования является привитие детям любви к истории, культуре и традициям своего народа.

Ряд школ с этнокультурным содержанием образования (татарская, русская, еврейская, корейская) наряду с обучением детей ведут углубленную просветительскую работу среди родителей и взрослого населения, приобщая старшее поколение жителей Москвы к своей культуре, национальным традициям, празднествам, обрядности, языку и истории народов, населяющих мегаполис, формируя вокруг своих учреждений поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов.

Стимулирующее влияние на развитие этнокультурного образования в системе оказывают постоянно расширяющиеся межрегиональные связи Москвы с российскими субъектами Федерации, ближним и дальним зарубежьем. Только в 1997 г. московское образование передало в другие регионы России учебников и учебно-методической литературы на сумму около 9 млрд. рублей. В свою очередь территории обеспечивают московские школы своей национальной литературой, символикой, образцами изделий народных ремесел и промыслов.

В настоящее время можно выделить последовательность действий (алгоритм), которые были осуществлены органами управления образованием Москвы по созданию системы этнокультурного (национального) образования:

- анализ потребностей учащихся, родителей, национальнокультурных объединений, ассоциаций и автономий на социообразовательные услуги;

- предоставление возможностей для реализации социокультурных потребностей ;

- определение целей и задач, организуемых учебных учреждений;

- определение учебных предметов этнокультурного цикла в общей системе базового компонента с учетом интегрированных курсов ;

- определение перечня учебных предметов этнокультурной направленности и программ их обеспечивающих за счет школьного компонента;

- подключение учреждений дополнительного образования и разработка мероприятий, направленных на развитие этнокультурного образования в городе;

- формирование поликультурной образовательной Среды.

На новом этапе развития подсистемы этнокультурного (национального) образования в столице Московский комитет образования определяет для себя следующую целевую установку :

Максимальное удовлетворение формирующихся и развивающихся культурно-образовательных запросов населения столицы средствами даль нейшего совершенствования подсистемы этно культурного образования по ключевым направ лениям ее развития.

Разделы настоящей программы (кроме концептуальных положений) отражают ключевые направления и основные задачи развития этнокультурного образования на предстоящий период.

1.2.  Концептуальные основы построения Программы

Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности столицы является система образования. Большинство народов планеты, согласно данным ЮНЕСКО, билингвально или полилингвально, в особенности население больших городов. При этом практически для всех мегаполисов характерно наличие противоречия, встающего перед представителями, населяющих их этносов: с одной стороны, это стремление сохранить свой язык, культурное наследие и самобытность, а с другой стороны, стремление сохранить и обеспечить свою включенность в общегосударственный и мировой социокультурный контекст.

Выходом из этого противоречия в специфических условиях многонациональной и поликонфессиональной Москвы является создание в системе столичного образования подсистемы, которая с максимально возможной полнотой в реальном масштабе времени удовлетворяла бы самые насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. Такой подсистемой в столичном образовании являются учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования.

Основным направлением деятельности за прошедшие пять лет явилось создание относительно небольшого круга учебных заведений с этнокультурным компонентом. Практика показала, однако, недостаточность такого подхода. Во-первых, в отностительно небольшом числе школ, специализирующихся на этнокультурном подходе, этот процесс не может реализоваться только в узких рамках "школьного компонента". Этнокультурный компонент должен охватывать более широкий круг предметов, как бы проникая в ткань образовательного процесса. Такой подход вытекает не только из положений современной педагогической науки, но и из опыта развития национальных школ как в нашей стране, так и за рубежом, а также из практических задач, встающих перед школами столицы в связи с притоком инонационального населения. Во-вторых, этнокультурный компонент в образовательных программах не может сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а должен ориентироваться на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов, с представителями которых школьнику предстоит общаться, преимущественно с народами России. Особо следует отметить, что в связи с продолжающимися изменениями этнодемографической ситуации в столице, национальный аспект образования касается не только учреждений национального образования. Практически все школы являются многонациональными по составу учащихся. И в дальнейшем, по прогнозам ученых, этот процесс будет продолжаться, что потребует соответствующего отражения в содержании учебно-воспитательного процесса во всех учреждениях образования, принятия новых управленческих решений. Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на расширение информационной базы удовлетворения этнокультурных запросов населения Москвы. Предполагается не только вести постоянный мониторинг этих запросов, но и расширить нормативно-правовую базу, лицензирование и аккредитацию, экспертизу авторских программ, содержащих этнокультурный компонент, расширить практику популяризации наиболее удачного опыта разработки национально-культурного компонента. Важное место занимает информирование широкой общественности о задачах и специфике национального образования в городе. Нельзя оставить без внимания тот факт, что учащиеся русской национальности в Москве, подобно учащимся других национальностей, нуждаются в адекватных способах самоидентификации, и в воспитании и реализации конструктивного межнационального взаимодействия, и в формировании навыков межэтнической толерантности, и в расширении этнокультурного кругозора.Предполагается более подробная проработка содержания работы русской школы как национальной - ее задач, соотношения с другими школами. Намечается продолжить изучение и применение зарубежного опыта развития межкультурного образования, включения этих учреждений в международные проекты. В качестве центральной практической задачи выделяется оптимизация межнациональных отношений в Москве через формирование у школьников культуры межэтнического взаимодействия как через посредство учебных предметов гуманитарного профиля, так и путем введения в школьную практику специальной учебной дисциплины - народоведение (этнология, этнография). Одной из основных задач является совершенствование системы повышения квалификации работников образования. Проведение этой работы предполагается не только через систему курсовой подготовки, но и через организацию семинаров, "круглых столов", тематических встреч с участием ведущих ученых, специалистов, деятелей культуры, представителей национальной общественности Москвы. Расширение кругозора в области национальной проблематики, истории и культуры многонациональной Москвы будет служить надежной основой предотвращения межнациональных конфликтов средствами образования, сохранения в столице атмосферы межнационального согласия и гражданского мира.

Условные сокращения:

МКО       - Московский комитет образования

МИРОС     - Московский институт развития образовательных систем

МИПКРО    - Московский институт повышения квалификации работни-

            ков образования
МГПУ      - Московский  городской педагогический университет РАО -
            Российская академия образования.

ПИ РАО    - Психологический  институт

РАО МГППИ - Московский городской психолого-педагогический
            институт

              таблица на 104  (смотри внизу материала)
                               после постановления

Программа подготовлена отделом международных, межрегиональ ных связей и национального образования Московского комитета образования при участии сотрудников отдела межнациональных отношений Комитета общественных и межрегиональных связей, МИПКРО, МИРОС, руководителей учреждений образования, пред ставителей общественности. Координатор Программы Кузнецов Г.Д., заместитель председателя Московского комитета образова ния

Финансирование Программы ( тыс.руб.)

----------------------------------------------------------------
   Мероприятия по  разделам         ¦  1999        ¦2000
   Программы                        ¦              ¦
----------------------------------------------------------------

 Раздел 1
 Научно-методическая работа          40, в т.ч.
                                     Комитет об-
                                     щественных и
                                     межрегиональ-
                                     ных связей-15
                                     МКО - 25

 Открытие новых  этнокультурных
 учреждений                          800

 Аккредитация и лицензирование
 учреждений с этнокультурным
 содержанием образования             6             6

 Раздел  2
 Учебно-экспериментальная работа     140           140

 Приобретение учебно-методической    10            10
 литературы

 Проведение семинаров, междуна-
 родной конференции                                500, в т.ч.
                                                   Комитет об-
                                                   щественных
                                                   и межрегио-
                                                   нальных свя-
                                                   зей - 250,
                                                   МКО - 250

 Создание временных научно-
 методических коллективов            130           130

 Выпуск журнала "Этносфера"
 (ежемесячно)                        1,920, в т.ч. 1,920, в т.ч.
                                     Комитет       Комитет об-
                                     общественных  щественных
                                     и межрегиона- и межрегио-
                                     льных   свя-  нальных свя-
                                     зей - 960,    зей - 960,
                                     МКО - 960     МКО - 960

 Создание вариативных программ
 и учебных                           100           100
 планов

 Проведение тестирования             120

  Раздел 3.
  Укрепление материально
  технической базы                   3000          3000

 Ввод новостроек, капитальный
 ремонт                              26000         15000

 Раздел 4.
 Организация тематических курсов
 переподготовки и повышения
 квалификации педагогических кадров  150           150

 Раздел 5.
 ПРоведение экспериментальной работы 100           100

 Раздел 6.
 Организация и проведение смотров,
 фестивалей, выставок                150           150
----------------------------------------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»