Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 1997 года N 908

О Концепции реформирования системы начального профессионального образования

(с изменениями на 20 мая 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473.
____________________________________________________________________

     

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1959) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования системы начального профессионального образования, подготовленную Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованную с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом разработать и до 1 ноября 1997 г. представить в Правительство Российской Федерации мероприятия по реализации Концепции реформирования системы начального профессионального образования.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями указанной в пункте 1 настоящего постановления Концепции при осуществлении реформирования системы начального профессионального образования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин



ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июля 1997 года
N 908

КОНЦЕПЦИЯ
реформирования системы начального
профессионального образования

(с изменениями на 20 мая 1998 года)


I. Общие положения

Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования в Российской Федерации. Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности.

Главной целью начального профессионального образования является овладение гражданами начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Система начального профессионального образования включает в себя 4114 образовательных учреждений на 1,7 млн. обучающихся и 200 тыс. работающих в них.

Количество подготовленных квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 800 тыс. человек, по направлениям органов по труду и занятости дополнительно подготавливается около 200 тыс. человек.

II. Проблемы системы начального профессионального образования

Основными проблемами системы начального профессионального образования являются:

сохранение отраслевого характера структуры системы;

преобладание в профессионально-квалификационной структуре подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики (около 80 процентов от общего объема);

большинство учреждений начального профессионального образования находятся в федеральной собственности и более половины из них финансируется из федерального бюджета;

отсутствие средств на выпуск учебной литературы и учебных пособий;

сокращение инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования;

отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики;

слабое участие работодателей в решении проблем начального профессионального образования.

Выход из создавшегося в системе начального профессионального образования положения возможен путем проведения комплексной реформы.

III. Реформа системы начального
профессионального образования

Реформа структуры системы начального
профессионального образования

Учреждения начального профессионального образования предполагается разделить на 4 группы:

государственные федерального уровня;

государственные уровня субъектов Российской Федерации;

муниципальные;

негосударственные.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования федерального уровня будут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей экономики, на их базе будут проводиться исследования по совершенствованию содержания профессионального образования.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования уровня субъектов Российской Федерации будут являться основными в системе начального профессионального образования. В них будут реализовываться образовательные программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.

Муниципальные образовательные учреждения начального профессионального образования будут обеспечивать потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства.

Негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования могут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций.

Указанная дифференциация действующих образовательных учреждений начального профессионального образования предопределяет необходимость передачи управления ими, их собственности и финансирования с федерального уровня на соответствующий уровень.

В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования обучающихся возможно укрупнение образовательных учреждений начального профессионального образования на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня.

Предполагается изменить профессионально-квалификационную структуру подготовки рабочих кадров и специалистов, включив новые профессии для непроизводственной сферы в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 384.

Реформа содержания начального профессионального образования

Первоочередным шагом при осуществлении реформы содержания начального профессионального образования является разработка государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариативный характер и отражает 3 уровня подготовки -общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня.

Введение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования должно основываться на контроле качества подготовки выпускников и адаптации государственных образовательных стандартов начального профессионального образования к потребностям общества.

В целях обеспечения государственных образовательных стандартов начального профессионального образования примерными образовательными программами, учебными планами, учебниками, методическими и дидактическими материалами необходимо разработать долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы для учреждений начального профессионального образования, а также проработать возможность использования самоокупаемых форм учебно-методического обеспечения за счет средств субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.

Для работы по государственным образовательным стандартам начального профессионального образования необходимо провести переподготовку и повышение квалификации педагогических работников начального профессионального образования и внести соответствующие изменения в учебные планы подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

В образовательных учреждениях начального профессионального образования предполагается реализовывать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года.

Единая образовательная программа начального профессионального образования позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения обучающимися профессии.

Собственность и финансирование учреждений начального
профессионального образования

Учреждения начального профессионального образования могут находиться:

в федеральной собственности;

в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

в муниципальной собственности;

в частной собственности.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, осуществляют протекционистскую финансовую политику в отношении дотационных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов через выделение целевых трансфертов, ссуд и т.п.

Бюджет учреждений начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов и должен учитывать расходы:

на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации);

на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия);

на оплату коммунальных услуг;

на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации.

Финансирование учреждений начального профессионального образования в зависимости от статуса учредителя осуществляется:

из федерального бюджета - в отношении учреждений государственного федерального уровня;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в отношении учреждений государственного уровня субъектов Российской Федерации;

из муниципальных бюджетов - в отношении муниципальных учреждений;

из собственных средств учредителя (учредителей) - в отношении негосударственных учреждений.

За счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять преимущественно целевое финансирование подготовки рабочих кадров и специалистов по наиболее значимым для федерального рынка труда профессиям, в первую очередь для наукоемких и высокотехнологичных производств.

Бюджетное финансирование может дополняться следующими внебюджетными средствами:

доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных дополнительных образовательных услуг (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473);


средства работодателей;

средства органов по труду и занятости;

средства спонсоров;

добровольные пожертвования и целевые взносы физических и(или) юридических лиц  (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473).

Привлечение учреждениями начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения их финансирования за счет средств учредителя (учредителей).

Научное обеспечение реформирования системы
начального профессионального образования

Наиболее важными направлениями научных исследований по реализации настоящей Концепции являются:

обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования;

исследования по новым профессиям в сферах обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась;

разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения;

разработка тестов контроля качества начального профессионального образования;

обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования;

разработка предложений по введению льготного налогообложения предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие учреждений начального профессионального образования.

Нормативно-правовое обеспечение начального
профессионального образования

Для обеспечения эффективной реализации настоящей Концепции необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:

федеральный закон "О начальном профессиональном образовании";

постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об учреждении начального профессионального образования";

постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке обучающихся в учреждениях начального профессионального образования".

Редакция документа с учетом     
изменений и дополнений подготовлена   
в юридическом бюро "Кодекс"



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»