ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 1997 года N 908
О Концепции реформирования системы начального профессионального образования
(с изменениями на 20 мая 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473.
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1959) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования системы начального профессионального образования, подготовленную Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованную с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом разработать и до 1 ноября 1997 г. представить в Правительство Российской Федерации мероприятия по реализации Концепции реформирования системы начального профессионального образования.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями указанной в пункте 1 настоящего постановления Концепции при осуществлении реформирования системы начального профессионального образования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июля 1997 года
N 908
КОНЦЕПЦИЯ
реформирования системы начального
профессионального образования
(с изменениями на 20 мая 1998 года)
Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования в Российской Федерации. Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности.
Главной целью начального профессионального образования является овладение гражданами начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Система начального профессионального образования включает в себя 4114 образовательных учреждений на 1,7 млн. обучающихся и 200 тыс. работающих в них.
Количество подготовленных квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 800 тыс. человек, по направлениям органов по труду и занятости дополнительно подготавливается около 200 тыс. человек.
Основными проблемами системы начального профессионального образования являются:
сохранение отраслевого характера структуры системы;
преобладание в профессионально-квалификационной структуре подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики (около 80 процентов от общего объема);
большинство учреждений начального профессионального образования находятся в федеральной собственности и более половины из них финансируется из федерального бюджета;
отсутствие средств на выпуск учебной литературы и учебных пособий;
сокращение инвестиций предприятий в развитие учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования;
отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики;
слабое участие работодателей в решении проблем начального профессионального образования.
Выход из создавшегося в системе начального профессионального образования положения возможен путем проведения комплексной реформы.
Учреждения начального профессионального образования предполагается разделить на 4 группы:
государственные федерального уровня;
государственные уровня субъектов Российской Федерации;
муниципальные;
негосударственные.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования федерального уровня будут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей экономики, на их базе будут проводиться исследования по совершенствованию содержания профессионального образования.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования уровня субъектов Российской Федерации будут являться основными в системе начального профессионального образования. В них будут реализовываться образовательные программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.
Муниципальные образовательные учреждения начального профессионального образования будут обеспечивать потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства.
Негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования могут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанная дифференциация действующих образовательных учреждений начального профессионального образования предопределяет необходимость передачи управления ими, их собственности и финансирования с федерального уровня на соответствующий уровень.
В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования обучающихся возможно укрупнение образовательных учреждений начального профессионального образования на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня.
Предполагается изменить профессионально-квалификационную структуру подготовки рабочих кадров и специалистов, включив новые профессии для непроизводственной сферы в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 384.
Первоочередным шагом при осуществлении реформы содержания начального профессионального образования является разработка государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариативный характер и отражает 3 уровня подготовки -общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня.
Введение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования должно основываться на контроле качества подготовки выпускников и адаптации государственных образовательных стандартов начального профессионального образования к потребностям общества.
В целях обеспечения государственных образовательных стандартов начального профессионального образования примерными образовательными программами, учебными планами, учебниками, методическими и дидактическими материалами необходимо разработать долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы для учреждений начального профессионального образования, а также проработать возможность использования самоокупаемых форм учебно-методического обеспечения за счет средств субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.
Для работы по государственным образовательным стандартам начального профессионального образования необходимо провести переподготовку и повышение квалификации педагогических работников начального профессионального образования и внести соответствующие изменения в учебные планы подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
В образовательных учреждениях начального профессионального образования предполагается реализовывать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения 3 года.
Единая образовательная программа начального профессионального образования позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения обучающимися профессии.
Учреждения начального профессионального образования могут находиться:
в федеральной собственности;
в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
в муниципальной собственности;
в частной собственности.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, осуществляют протекционистскую финансовую политику в отношении дотационных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов через выделение целевых трансфертов, ссуд и т.п.
Бюджет учреждений начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов и должен учитывать расходы:
на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации);
на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия);
на оплату коммунальных услуг;
на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации.
Финансирование учреждений начального профессионального образования в зависимости от статуса учредителя осуществляется:
из федерального бюджета - в отношении учреждений государственного федерального уровня;
из бюджетов субъектов Российской Федерации - в отношении учреждений государственного уровня субъектов Российской Федерации;
из муниципальных бюджетов - в отношении муниципальных учреждений;
из собственных средств учредителя (учредителей) - в отношении негосударственных учреждений.
За счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять преимущественно целевое финансирование подготовки рабочих кадров и специалистов по наиболее значимым для федерального рынка труда профессиям, в первую очередь для наукоемких и высокотехнологичных производств.
Бюджетное финансирование может дополняться следующими внебюджетными средствами:
доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных дополнительных образовательных услуг (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473);
средства работодателей;
средства органов по труду и занятости;
средства спонсоров;
добровольные пожертвования и целевые взносы физических и(или) юридических лиц (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года N 473).
Привлечение учреждениями начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения их финансирования за счет средств учредителя (учредителей).
Наиболее важными направлениями научных исследований по реализации настоящей Концепции являются:
обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
исследования по новым профессиям в сферах обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась;
разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения;
разработка тестов контроля качества начального профессионального образования;
обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования;
разработка предложений по введению льготного налогообложения предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие учреждений начального профессионального образования.
Для обеспечения эффективной реализации настоящей Концепции необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:
федеральный закон "О начальном профессиональном образовании";
постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об учреждении начального профессионального образования";
постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке обучающихся в учреждениях начального профессионального образования".
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
в юридическом бюро "Кодекс"