Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июня 1997 года N 597-РЗП


Об утверждении рекомендаций по заключению
договоров строительного подряда

(с изменениями на 5 февраля 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 30 января 2009 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 декабря 2008 года N 1249-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением заместителя премьера Правительства Москвы от 5 февраля 1998 года N 75-РЗП.

____________________________________________________________________



В целях упорядочения процесса заключения и исполнения договоров строительного подряда между участниками инвестиционной деятельности в строительстве, основанного на положениях нового Гражданского кодекса Российской Федерации, и обеспечения при составлении текстов договоров полноты их содержательной части и соответствия действующему законодательству:

1. Утвердить и ввести в действие Рекомендации по заключению договоров строительного подряда.

2. Участникам строительства объектов городского заказа при составлении текстов договоров строительного подряда (субподряда) руководствоваться Рекомендациями по заключению договоров строительного подряда, утвержденными настоящим распоряжением.

3. Поручить Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы методическое руководство по применению Рекомендаций по заключению договоров строительного подряда и приведение ранее выпущенных документов по этому вопросу в соответствие с данными Рекомендациями.

4. Установить, что Управление инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы вносит при необходимости предложения по изменению и дополнению Рекомендаций по заключению договоров строительного подряда.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Воронина А.И.

Первый заместитель Премьера
Правительства Москвы
В.И. Ресин

     

Приложение
к распоряжению первого заместителя
Премьера Правительства Москвы
от 6 июня 1997 года N 597-РЗП


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ГОРОДСКИХ ИСТОЧНИКОВ

(с изменениями на 5 февраля 1998 года)



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

     

Введение


В 1995 и 1996 годах введен в действие новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В первых статьях кодекса признано равенство участников гражданских отношений, которые действуют своей волей и в своем интересе. Организации, функционировавшие как элементы плановой государственной системы с жесткой централизацией управления, стали юридически и экономически самостоятельными субъектами деятельности.

С февраля 1996 года действует вторая часть Гражданского кодекса, статьи которой регулируют заключение и исполнение договоров строительного подряда. В плановой экономике эти отношения регулировались Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденными Советом Министров СССР. Отдельные положения этого документа, связанные с организацией строительного производства и не противоречащие действующему законодательству, могут приниматься участниками строительства при условии, если это закреплено в заключенном ими договоре строительного подряда.

Заключенный в рамках действующего законодательства и нормативных актов договор строительного подряда организует дисциплину финансовых и организационных отношений, регламентирующих условия производства работ на объекте в виде согласованных действий сторон. При этом договор становится работающим документом, если ведется работа по контролю за его исполнением в ходе строительства и принимаются меры в случаях отхода от оговоренных в нем условий.

1. Основные положения

1.1. Настоящие Рекомендации по заключению договоров строительного подряда (в дальнейшем - Рекомендации) составлены с учетом положений нового Гражданского кодекса Российской Федерации (в дальнейшем - Гражданский кодекс) и действующих нормативных актов, регулирующих строительное производство. Рекомендации служат для составления текстов договоров строительного подряда и субподряда и предназначены для работников строительных организаций.

По действующему гражданскому законодательству не может быть обязательной типовой формы договора. Приведенные в настоящих Рекомендациях формы договоров подряда являются примерными (рекомендуемыми) и служат как образец при составлении текстов договоров, обеспечивая полноту их содержательной части и юридическую грамотность текста.

1.2. Положения, отраженные в договоре, должны соответствовать действующему законодательству и строительным нормам.

В случае несоответствия строительных норм в организационной их части Гражданскому кодексу главенствующее значение имеют положения Гражданского кодекса.

1.3. Договор строительного подряда (в дальнейшем - договор) является основным документом, регулирующим отношения его участников в процессе выполнения предусмотренных в нем обязательств. Условия договора отражают частные особенности деятельности его участников и отношений между ними, которые не могут в полной мере регулироваться обобщенными положениями законодательных и нормативных актов.

Наличие договора подряда при выполнении строительных, монтажных и других подрядных работ при строительстве объектов является основанием защиты прав хозяйствующих субъектов.

1.4. Договорные отношения строятся на основе юридической и экономической самостоятельности сторон, заключающих договор (экономическая самостоятельность вытекает из юридической), равных прав и свободного волеизъявления при взаимном интересе в выполнении предмета договора.

При заключении договора стороны кроме прав и интересов, закрепленных за ними в Гражданском кодексе, приобретают обязанности, определенные в договоре, исходя из признания прав другой стороны.

1.5. Договор может быть двусторонним и многосторонним (более двух сторон). Многосторонний договор, как правило, заключается при необходимости увязки в одном документе деятельности нескольких участников строительства и невозможности регулирования их отношений в двусторонних договорах.

1.6. При составлении текста договора каждая сторона, используя примерные формы договоров, приведенные в приложениях 1 и 2, учитывает опыт составления прежних договоров, применяя их к ситуациям нового предмета договора и его особенностям, стараясь максимально обеспечить защиту своих интересов при уважении интересов другой стороны и доброй воли сотрудничества.

В связи с некоторым разночтением строительных норм и правил в плане организации строительства и современных положений Гражданского кодекса целесообразно максимально полно отражать решение спорных вопросов строительного процесса в тексте договора подряда.

1.7. Текст договора должен быть составлен исходя из принципов:

- предметности и объективности его условий;

- необходимости и достаточности содержательной его части;

- уважения требований другой стороны и конфиденциальности;

- неокончательности договора, т.е. возможности внесения в него изменений и дополнений в пределах срока действия договора.

1.8. Для однозначного толкования понятий и терминов, встречающихся при составлении текстов договоров, в приложении 4 к настоящим Рекомендациям приводится понятийный словарь.

2. Составление текста договора строительного подряда

2.1. Преамбула договора

Этот раздел договора содержит следующие основные положения:

- наименование договора (договор строительного подряда);

- наименование объекта строительства и его местонахождение;

- дата подписания договора (договор считается заключенным с момента подписания его последней стороной - в случае подписания договора сторонами в разное время);

- место подписания договора (город или населенный пункт);

- полное фирменное наименование участников договора, под которым они зарегистрированы в реестре государственной регистрации;

- название стороны по договору (Заказчик, Подрядчик, Субподрядчик) - для того чтобы не повторять каждый раз в договоре фирменное название стороны;

- подробное наименование должности, фамилии, имени, отчества лица, подписывающего договор, наименование документа, из которого следуют его полномочия на подписание договора. Это может быть устав, положение, доверенность.

Следует иметь в виду, что заключать договоры без доверенности может руководитель организации или органы юридического лица в соответствии с учредительными документами (уставом, положением). Полномочия других лиц организаций должны быть подкреплены доверенностью.

2.2. Предмет договора

Договор строительного подряда заключается на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (предприятия, здания, сооружения, микрорайона и иных объектов). Предметом договора является также выполнение комплекса строительных, монтажных, ремонтно - строительных, пусконаладочных работ, изготовление нестандартизированного оборудования в построечных условиях, ревизия оборудования и других работ, связанных со строящимся объектом.

2.3. Стоимость работ по договору

В договоре указывается стоимость (цена) подлежащих выполнению работ, являющихся предметом договора, или способы ее определения.

По согласованию между Подрядчиком и Заказчиком могут применяться твердые или приблизительные (открытые) договорные цены на строительную продукцию.

Соглашение о размере цены и ее виде (твердая или открытая) договаривающиеся стороны оформляют в виде протокола (ведомости) согласования договорной цены или оговаривают в отдельном пункте заключаемого ими договора.

Твердая договорная (контрактная) цена может устанавливаться на конкурсной основе в результате проведения открытых подрядных торгов или в пределах утвержденных смет на строительство, когда Подрядчик известен.

Твердая договорная цена является неизменной на весь период строительства. В цене могут учитываться средства, обеспечивающие компенсацию риска Подрядчика, вызываемого инфляционными процессами. При заключении договоров строительного подряда на объектах городского заказа, как правило, стоимость работ по договору должна определяться твердой договорной ценой.

Временный порядок применения твердых договорных (контрактных) цен на объектах строительства городского заказа, а также расчеты по указанным ценам определены распоряжением Премьера Правительства Москвы от 17 марта 1997 года N 251-РП "О расчетах за выполненные работы в строительстве по твердым договорным ценам". Указанный временный порядок приведен в приложении 5.

Открытая договорная цена* уточняется в соответствии с условиями договора в ходе строительства в связи с появлением затрат, не учтенных в первоначально согласованной цене, в том числе связанных с изменением цен, тарифов на применяемые в процессе строительства ресурсы. Все изменения стоимости затрат по отношению к первоначально согласованной цене Подрядчик подтверждает документально.     

________________

* Свод правил по определению стоимости строительства" (СП 81-01-94). Минстрой РФ. М., 1994. Разд. 15.


Скользящая договорная цена - разновидность открытой договорной цены, когда Подрядчик и Заказчик договариваются периодически корректировать первоначально согласованную цену, исходя из текущего изменения цен на материально - технические ресурсы и оплату труда. В договоре может быть предусмотрена формула пересмотра цены в связи с инфляционными процессами.

В случаях, когда применяется открытая договорная цена, принят следующий порядок расчетов: стоимость работ в текущих ценах определяется с использованием коэффициента пересчета к сметной стоимости строительно - монтажных работ, рассчитанной в базисных ценах 1984 года, утверждаемого Региональной межведомственной комиссией при Правительстве Москвы.

2.4. Сроки выполнения работы

В договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. В договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Продолжительность строительства устанавливается Заказчиком и Подрядчиком при заключении договора в днях, декадах, месяцах и годах.

В договоре может указываться:

- период, в течение которого должен быть построен объект;

- предельный срок строительства.

2.5. Обязанности сторон

Разграничение обязанностей сторон между Заказчиком и Подрядчиком, степень их детализации и требования к их выполнению определяются сторонами договора, исходя из предмета и конкретных условий договора.

2.6. Обеспечение строительства материалами и оборудованием

Обеспечение строительства материалами, изделиями и конструкциями, как правило, осуществляет Подрядчик, а оборудованием инженерным и технологическим - Заказчик.

Указанное разграничение обязанностей действующим Гражданским кодексом однозначно не определено, и стороны вправе сами определить при заключении договора порядок обеспечения строительства материалами, изделиями, конструкциями, инженерным и технологическим оборудованием.

2.7. Охранные мероприятия

Охрану строящегося объекта в принятой и оплаченной части, как правило, осуществляет Заказчик, охрану всего прочего имущества, необходимого для строительства, в том числе предоставленного Заказчиком, осуществляет Подрядчик за счет Заказчика.

По взаимному согласию сторон охрана всего имущества на строительной площадке, находящегося как в собственности Заказчика, так и в собственности Подрядчика, может осуществляться полностью одной из сторон. В этом случае другая сторона материально компенсирует охранные мероприятия стороне, их осуществляющей, а также оговаривается размер компенсации и режим охраны.

2.8. Страхование объекта строительства

Договором может быть предусмотрено страхование соответствующих рисков стороной, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемого при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам.