____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 24 декабря 2007 года N 1729-р
____________________________________________________________________
Во исполнение решения коллегии Комитета от 03.12.1997 N 2 "Роль органов управления в освоении образовательных стандартов петербургской школы" и на основании приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.1998 N 322 "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить примерные учебные планы Санкт-Петербурга для реализации базовой, гимназической, лицейской образовательных программ, а также образовательной программы с углубленным изучением отдельных предметов и образовательных областей (прилагаются).
2. Руководителям образовательных учреждений с 1 сентября 1998 года использовать примерные учебные планы Санкт-Петербурга как основу при разработке собственного учебного плана в соответствии с реализуемой образовательной программой.
3. Распределить часы, выделяемые гимназиям, лицеям и школам с углубленным изучением отдельных предметов и образовательных областей на индивидуальные занятия по выбору учащегося сверх максимально допустимой нагрузки по учебному плану, следующим образом:
- в гимназиях: 4 часа на каждый класс с 8 по 11 классы;
- в лицеях: 4 часа на каждый класс с 8 по 11 классы;
- в школах с углубленным изучением отдельных предметов: 2 часа на каждый класс с 8 по 11 классы.
4. Право работать по индивидуальным учебным планам предоставлять образовательным учреждениям только в соответствии с порядком, разработанным Комитетом.
5. Управлению нормативно-правового обеспечения системы образования и образовательных стандартов (Роговцева Н.И.) совместно с Управлением финансово-экономического обеспечения (Зеленова Н.П.) и Университетом педагогического мастерства (Воронцова В.Г.) в срок до 01.06.1998 разработать порядок предоставления ОУ права перехода на индивидуальный учебный план.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
В.И.Криличевский
Пояснительная записка
к примерному плану
общеобразовательной школы Санкт-Петербурга
Учебный план общеобразовательной школы Санкт-Петербурга основан на новом варианте федерального Базисного учебного плана, который утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.1998 N 322, и является одним из элементов государственных образовательных стандартов.
Новый вариант федерального Базисного учебного плана имеет ряд принципиальных отличий от ранее действующего базисного плана (1993 год):
1. Сокращена предельно допустимая учебная нагрузка школьников.
2. Изменено наименование образовательных областей: введены "Филология", "Естествознание", "Обществознание" вместо ранее существовавших "Русский язык как государственный. Языки и литература", "Естественные дисциплины", "Общественные дисциплины".
3. Введены образовательные компоненты, раскрывающие структуру содержания образовательных областей.
4. Увеличено время на образовательную область "Математика" на 2 часа в старших классах с тем, чтобы в инвариантной части была возможность выделить время на изучение информатики.
5. Увеличено время на образовательную область "Естествознание" в старших классах с 4 до 6 часов с тем, чтобы можно было реализовать минимальный объем содержания образования по предметам: биология, физика, химия.
6. Уменьшено время на обязательные занятия по выбору, факультативные и групповые занятия, т.е. сокращена вариативная часть Базисного учебного плана.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.
В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области "Математика" и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
Школьный компонент реализует содержание образования, определяемое образовательным учреждением самостоятельно. Часы вариативной части используются на углубленное изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана, на изучение дополнительных предметов, например, экология, астрономия, на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения в общеобразовательных школах не может превышать предельно допустимую.
При разработке учебного плана Санкт-Петербурга за основу взят примерный учебный план основных и средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения.
Учебный план санкт-петербургской школы в полной мере включает в себя все вышеназванные изменения, что обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.
Вместе с тем, он сохраняет специфику петербургской школы, ее основные идеи, принятые в 1994 году:
- ориентацию школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости;
- защиту обучающихся от некачественного образования;
- развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учеников;
- создание условий для достижения учащимися различных уровней образованности в зависимости от их выбора. Это основные признаки, отличающие Петербургский образовательный стандарт от государственного образовательного стандарта.
Составленный с учетом особенностей, присущих образовательной системе города, учебный план санкт-петербургской школы в отдельных случаях определяет иное, отличное от федерального, минимальное число часов на изучение некоторых образовательных областей.
Увеличение числа часов, отведенных на обязательные занятия, произведено за счет часов вариативной части.
К названным изменениям относятся следующие:
В 5-м классе добавлен 1 час на образовательную область "Филология", который необходимо использовать для изучения литературы, а в 6-м классе добавлено по 1 часу на русский язык и литературу, поскольку именно в этих классах формируются речевые умения, оценочные суждения, навыки мыслительной и творческой деятельности учащихся.
В 3-м классе (4-м), а также с 5 по 9 класс число часов на образовательную область "Искусство" увеличено на 1 час, предназначенный для изучения курса "История и культура Санкт-Петербурга" либо для других аналогичных дисциплин краеведческой направленности.
В 10-11 классах добавлено по 1 часу на образовательную область "Обществознание", который рекомендуется использовать на изучение истории.
На образовательную область "Технология" добавлено по 1 часу с 5 по 9 классы.
Имеется существенное отличие и содержательного характера в изучении каждой образовательной области, а именно, сохраняется в городе линейная структура образования, поскольку петербургская школа предоставляет возможность каждому обучающемуся бесплатное среднее образование.
Инвариантная часть нового варианта Базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: "Филология", "Математика", "Естествознание", "Обществознание", "Искусство", "Физическая культура", "Технология".
Образовательная область "Филология" включает в себя следующие образовательные компоненты:
- русский язык как государственный;
- языки и литература.
В школах с русским языком обучения как родным изучаются русский язык, русская литература, литература народов России, иностранный язык. В данном случае на изучение образовательной области "Филология" используется суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательного компонента "Языки и литература".
Изучение иностранного языка в начальных классах при наличии необходимых условий обеспечивается за счет свободных часов вариативной части учебного плана со 2 класса.
В образовательную область "Математика" входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика.
Принимая во внимание применение знаний по информатике при обучении большинству предметов, школы могут изучение данного курса начинать в V-IX классах за счет часов вариативной части. В старших классах (X и XI) информатика может быть представлена как самостоятельный курс за счет часов инвариантной части учебного плана. В случае необходимости увеличения числа часов на изучение математики в X-XI классе, часы на информатику берутся из вариативной части.
Образовательную область "Естествознание" составляют: естествознание, биология, физика, химия.
Образовательный компонент естествознание как интегративный курс может быть обеспечен программами: окружающий мир, природоведение и естествознание.
В начальной школе данный компонент введен с целью реализации идеи преемственности естественно-научного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста и как условие формирования целостного восприятия окружающего мира.
В основной школе образовательный компонент естествознание (5 класс) и его варианты (5-7 классы) выполняет роль пропедевтического курса перед изучением линейных курсов биологии, физики, химии.
Учитывая, что физическая география представляет собой самостоятельное научное направление, принимая во внимание ее генетические связи с биологией, физикой, химией и ее уникальность в формировании у учащихся географической культуры и чувства Родины, целесообразно при разработке образовательных маршрутов курсы географии VI-VIII классов относить к образовательной области "Естествознание", используя обозначенное в учебном плане количество часов на данный образовательный компонент.
Изучение курсов экологии и астрономии осуществляется за счет часов вариативной части.
Образовательная область "Обществознание" представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, обществознание, право, этика и право, граждановедение, география.
Особенностью изучения этики и права в цикле обществоведческих курсов в школах Санкт-Петербурга является возможность создания целостной системы этико-правового образования школьников, которая является ядром гражданского образования и рекомендована коллегией Комитета по образованию (3 мая 1995 года) в качестве регионального компонента. Эта система включает курс этики и права для начальной школы (курс "Я и мой мир") и для 5-7 классов (курс "Социальная практика"). На изучение этих курсов выделяется по одному часу в неделю в 1-3(4) и 5-7 классах за счет вариативной части учебного плана; правоведческий курс для 8-9 классов "Права человека в свободной стране" - количество часов (1 час в неделю в каждом классе) предусмотрен в инвариантной части. Завершает систему курсов этико-философский курс "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира" - по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах либо 2 часа в 11 классе (инвариантная часть). В школах, избравших юридический профиль, в 10-11 классах возможно (за счет вариативной части) преподавание курсов "Основы правоведения", "Из истории права".
В образовательной области "Искусство" изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура и история и культура Санкт-Петербурга. В начальной школе могут изучаться интегрированные курсы, например "Изобразительное искусство и художественный труд".
В образовательной области "Физическая культура" изучаются следующие дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности как два самостоятельных предмета (физвоспитание по 2 часа с 1 по 11 классы, ОБЖ по 1 часу с 5 по 10 классы и 2 часа в XI классе).
В начальной школе рекомендуется два варианта преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности":
- в качестве самостоятельной дисциплины за счет часов вариативной части учебного плана;
- интеграция с курсами "Естествознание", "Я и мой мир" (при наличии интегрированных программ).
Образовательная область "Технология" включает технологию (трудовое профильное обучение и профессиональную подготовку), черчение.
Выбор предметов в данной образовательной области и распределение часов между ними школа производит самостоятельно по решению педсовета в зависимости от реализуемой образовательной программы.
Образовательное учреждение при выборе собственного варианта может использовать следующие документы:
- письмо МО РФ от 21.04.1994 N 403/11 "Об образовательной области "Технология", трудовом обучении и профориентации школьников";
- Учебная программа. Технология. Трудовое обучение (Москва. Просвещение, 1996 год);
- письмо МО РФ от 28.07.1995 N 350/11 "Об экспериментальных программах образовательной области "Технология";
- письмо МО РФ от 17.06.1997 N 760/14-2 "Об особенностях обучения по программам образовательной области "Технология".
Каждое образовательное учреждение, составляя собственный учебный план, не может уменьшать число часов, отводимых на каждую образовательную область, или исключать какую-либо из них. Вместе с тем образовательное учреждение самостоятельно решает, с помощью каких учебных предметов реализуется содержание данной образовательной области с учетом рекомендаций петербургского стандарта.
Содержательное наполнение образовательной области может осуществляться:
- линейными учебными предметами;
- интегрированными курсами;
- путем сочетания интегрированных и линейных курсов.