______________________________________________________
Фактически утратило силу в связи
с истечением срока действия
См. постановление Правительства Санкт-Петербурга
от 25.02.1999 N 5
______________________________________________________
С целью социальной поддержки населения Санкт-Петербурга и в связи с необходимостью принятия мер по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в 1998 году:
1. Определить приоритетной задачей отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга организацию и проведение оздоровительной кампании 1998 года.
2. Одобрить основные направления организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в 1998 году, согласно приложению.
3. Предложить Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Комитету по занятости населения принять участие в финансировании оздоровительной кампании 1998 года.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого вице-губернатора Санкт-Петербурга В.Н.Щербакова.
Губернатор
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Основные направления организации оздоровления,
отдыха и занятости детей, подростков и молодежи
в 1998 году
Оздоровительный отдых и занятость детей и подростков - комплекс условий и мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, закаливание организма и профилактику заболеваний, рациональный режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, занятие физической культурой и спортом, различными видами и формами обучающего и развивающего досуга, общественно-полезного труда.
Стационарные детские оздоровительные учреждения (ДОУ) - загородные детские лагеря, лагеря труда и отдыха, базы отдыха и туризма, профилактории, дачи детских садов и яслей, другие учреждения отдыха для детей и подростков различных организационно-правовых форм и форм собственности, функционирующие круглогодично или в каникулярный период.
Нестационарные формы отдыха и занятости детей и подростков - городские лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря, туристские походы, городские трудовые отряды и т.п.
Социальный заказ - соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти и детским оздоровительным учреждением (либо его учредителем) об организации отдыха определенной категории детей и подростков (в т.ч. по путевкам) за счет средств городского бюджета, а также привлеченных средств с учетом обеспечения высокого качества услуг при эффективном использовании средств.
Проблема организации отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время (в первую очередь в летний период) является сегодня одной из наиболее актуальных, социально-значимых в нашем городе.
Не требует специального обоснования тот факт, что дети и подростки сверхкрупного промышленного центра, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в оздоровительном отдыхе, в первую очередь, в экологически чистой среде. Необходимость в специально организованных оздоровительных мероприятиях обусловлена прежде всего ослабленным здоровьем значительной части детей в сочетании с "учебными перегрузками" многих из них и, по утверждениям исследователей, "длительным нарушением норм питания" (по официальным данным только 14% детей и подростков являются фактически здоровыми, 50% имеет отклонения в состоянии здоровья, а 36% - больны хронически).
В то же время, специалисты, занимающиеся проблемами молодежной преступности, отмечают, что криминогенная ситуация в городе непосредственно зависит от того, как будет организована работа с подростками, в частности, в период летних каникул (необходимо отметить, что в период 1993-1996 годов, в результате реализации летних оздоровительных программ, происходило существенное снижение преступности несовершеннолетних в летний период как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области).
Дополняет неблагоприятную картину положения детей и подростков в городе современная социально-экономическая ситуация, в которой значительно возрос удельный вес "неблагополучных" несовершеннолетних граждан: из семей безработных, беженцев из других районов СНГ, неполных и малообеспеченных семей и т.п.
Снижение объемов оздоровительного отдыха и занятости может привести к дальнейшему ухудшению здоровья и росту асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Кроме того, существовавший в прежние годы механизм организации и обеспечения детского оздоровительного отдыха стал, по ряду аспектов, не соответствовать современным социально-экономическим условиям. Отсутствие законодательно закрепленных правовых гарантий в системе детского отдыха, нестабильность финансирования привели к значительному сокращению сети стационарных загородных баз, ухудшению материального состояния ДОУ (особенно дошкольных). Существенно ослабла подготовка и качество педагогического состава ДОУ, практически утрачена система лагерей труда и отдыха Комитета по образованию.
Таким образом, имеется, с одной стороны, потребность населения города в организации полноценного летнего оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков, с другой стороны - необходимость в усовершенствовании организационно-правовых основ детского оздоровительного отдыха, системы управления и мер государственной поддержки ДОУ.
На начало 1997 года в Санкт-Петербурге проживало 4730 тыс. человек.
Из них:
- в возрасте до 17 лет - 930 тыс. человек, в т.ч.:
0-4 года - 130 тыс.чел.;
5-9 лет - 330 тыс.чел.:
10-14 лет - 280 тыс.чел.;
15-17 лет -190 тыс.чел.
Необходимо отметить, что в указанное число детей входят:
- дети-сироты - 5831 человек, в т.ч. в детских домах КО и ПТУ- 3560 человек;
- опекаемые дети - 7090 человек;
- дети, находящиеся в приютах - 420 человек;
- дети-инвалиды - 17000 человек;
- дети, состоящие на учете в ПППН ГУВД - 12803 человека;
- дети из малообеспеченных семей (в т.ч. дети из многодетных семей, дети матерей-одиночек, дети из семей безработных) - не менее 150000 человек.
В возрасте от 5 до 17 лет постоянно проживает в городе около 800 тыс. человек - это возрастная группа, наиболее активно задействованная в оздоровительной кампании.
Социологические исследования и опыт проведения оздоровительной кампании 1993-1997 годов показывают, что потребность в обеспечении организованного отдыха и занятости детей и подростков в летний период испытывают не менее 30-35% несовершеннолетних в возрасте от 5 до 17 лет, что соответствует приблизительно 240-280 тысячам человек.
Высокий уровень потребительского спроса на организованный отдых определяется следующими факторами:
- полноценным питанием детей во время отдыха;
- возможностью получения льготной путевки от предприятия (организации) или государства;
- отсутствием средств на отдых в других, более привлекательных в климатических условиях, регионах;
- возможностью самостоятельного заработка для подростка.
Фактически в указанный период различными формами организованного отдыха и занятости были обеспечены 70-80% от общего числа нуждающихся, в т.ч. в 1997 году по категориям детей и подростков:
Категория детей и подростков | % обеспечения от зафиксированного спроса | Число путевок на 1 тыс. детей в возрасте от 5 до 17 лет |
- дети-сироты | 100 | 1000 |
- опекаемые дети | 76 | 140 |
- дети-инвалиды | 52 | 156 |
- дети из малообеспеченных семей | 46 | 184 |
- дети из приютов | 68 | 470 |
- дети из творческих и иных коллективов | 8,6 | 86 |
- подростки 14-17 лет (занятость) | 50 | 244 |
Приведенные данные и оценки, несмотря на их известную неточность, связанную с погрешностями любого социологического исследования, позволяют заключить - социально-демографическая ситуация, складывающаяся в Санкт-Петеобурге, будет способствовать актуализации на практике проблем по организации оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время. И именно ситуация 1993-1997 годов по своим качественным и количественным показателям может являться базовой.
В 1997 году программы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи реализовывались на следующих базах:
п/п | Тип ДОУ | Кол-во ДОУ | Общая мощность в смену | Общее число реализованных путевок в 1997 году | Примечание |
I. | Стационарные ДОУ, в т.ч.: | ||||
1. | Комитета по делам семьи, детства и молодежи, | 5 | 1200 | 3040 | |
в т.ч. арендованные | 3 | 750 | 1870 | ||
2. | Отделов по делам молодежи территориальных управлений | 3 | 380 | 1140 | |
3. | Комитета по образованию, | 33 | 5400 | 16200 | |
в т.ч. арендованные | 2 | 450 | 1350 | ||
4. | Ведомственные | 138 | 40000 | 97100 | В т.ч. соц. заказ 37000 |
5. | Дошкольные учреждения, в т.ч. Комитета по образованию | 79 | 7437 | 7437 | На 72 дня |
6. | Ведомственные | 17 | 975 | 975 | На 72 дня |
7. | Пансионаты | 3 | - | 863 | Отдых детей-инвалидов |
8. | Дачные хозяйства | 2 | - | 890 | Отдых детей-инвалидов |
9. | Других регионов | 7 | - | 1320 | |
II. | Базы трудовых отрядов, в т.ч.: | ||||
1. | ЛТО | 2 | 120 | 360 | |
2. | МБТ, | 24 | 1050 | 4200 | |
в т.ч. арендованные: | 23 | ||||
Итого: | - | 56562 | 133525 | ||
III. | Нестационарные ДОУ, в т.ч.: | ||||
1. | Городские лагеря с дневным пребыванием | 85 | 8000 | 13099 | |
2. | Дежурные детские сады и ясли | 485 | - | 43000 | |
3. | Туристические походы | - | - | 2451 | По линии Комитета по делам семьи, детства и молодежи и Комитета по образованию |
4. | Городские трудовые отряды | - | - | 8000 | С учетом постоянной занятости |
Всего: | - | 64562 | 200075 | - |