ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1999 года N 5
Об организации отдыха, оздоровления и занятости
детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга
в 1999 году
______________________________________________________
Фактически утратило силу в связи
с истечением срока действия
См. постановление Правительства Санкт-Петербурга
от 13.04.2000 N 14
______________________________________________________
В целях социальной поддержки населения Санкт-Петербурга и в связи с необходимостью принятия мер по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1999 году Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Определить приоритетной задачей отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга организацию и проведение оздоровительной кампании 1999 года.
2. Одобрить основные направления организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга в 1999 году согласно приложению.
3. Предложить Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу принять участие в финансировании оздоровительной кампании 1999 года.
4. Поручить Комитету по делам семьи, детства и молодежи подготовить проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1999 году".
Срок - до 2 апреля 1999 года.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.
Губернатор - председатель
Правительства Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Основные направления
организации отдыха, оздоровления и занятости
детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга
в 1999 году
ДОУ - детское оздоровительное учреждение
ДФГСЗН - Департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Санкт-Петербургу
КДСДМ - Комитет по делам семьи, детства и молодежи
КЗ - Комитет по здравоохранению
КО - Комитет по образованию
ЛТО - лагерь труда и отдыха
МТО - молодежный трудовой отряд
МУК - Межшкольный учебный комбинат
ОППН ГУВД - отдел профилактики правонарушений
несовершеннолетних Главного управления внутренних дел
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ФП - Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга
и Ленинградской области
ФСС - Санкт-Петербургское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации
КТСЗН - Комитет по труду и социальной защите населения
1.1. Оздоровление, отдых и занятость детей и подростков - комплекс условий и мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, закаливание организма и профилактику заболеваний, рациональный режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, занятие физической культурой и спортом, различными видами и формами обучающего и развивающего досуга, общественно-полезным трудом.
1.2. Стационарные детские оздоровительные учреждения (ДОУ) - загородные детские лагеря, лагеря труда и отдыха, базы отдыха и туризма, профилактории, дачи детских садов и яслей, другие учреждения отдыха для детей и подростков различных организационно-правовых форм и форм собственности, функционирующие круглогодично или в каникулярный период.
1.3. Нестационарные формы отдыха и занятости детей и подростков - городские лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря, туристские походы, молодежные трудовые отряды и т.п.
1.4. Социальный заказ - соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти и детским оздоровительным учреждением (либо его учредителем) об организации отдыха определенной категории детей и подростков (в т.ч. по путевкам) за счет средств городского бюджета, а также привлеченных средств с учетом обеспечения высокого качества услуг при эффективном использовании средств.
2.1. Анализ проблемы организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Проблема организации отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время (в первую очередь в летний период) является сегодня одной из наиболее актуальных и социально значимых в нашем городе.
Не требует специального обоснования тот факт, что дети и подростки такого сверхкрупного промышленного центра, каким является Санкт-Петербург, большую часть года живут в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в оздоровительном отдыхе, в первую очередь, в экологически чистой среде. Необходимость в специально организованных оздоровительных мероприятиях обусловлена прежде всего ослабленным здоровьем значительной части детей в сочетании с учебными перегрузками, длительным нарушением норм питания (по официальным данным, только 14% детей и подростков являются фактически здоровыми, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья, а 36% - больны хронически).
В то же время специалисты, занимающиеся проблемами молодежной преступности, отмечают, что криминогенная ситуация в городе непосредственно зависит от того, как организована работа с подростками, в частности, в период летних каникул (необходимо отметить, что в период 1993-1998 гг. в результате реализации летних оздоровительных программ происходило существенное снижение преступности несовершеннолетних в летний период как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области).
Дополняет неблагоприятную картину положения детей и подростков сложившаяся в городе социально-экономическая ситуация, в результате которой значительно возрос удельный вес неблагополучных несовершеннолетних граждан из семей безработных, беженцев, неполных и малообеспеченных семей и т.п.
Снижение объемов обеспечения детского оздоровительного отдыха и занятости может привести к дальнейшему ухудшению здоровья и росту асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Кроме того, существовавший в прежние годы механизм организации и обеспечения детского оздоровительного отдыха по ряду аспектов не соответствует современным социально-экономическим условиям. Отсутствие законодательно закрепленных правовых гарантий в системе детского отдыха, нестабильность финансирования привели к значительному сокращению сети стационарных загородных баз, ухудшению материального состояния ДОУ (особенно дошкольных). Существенно снизился уровень и качество подготовки педагогического состава ДОУ.
Таким образом, с одной стороны, имеется потребность населения города в организации полноценного летнего оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков, с другой стороны, - необходимость в усовершенствовании организационно-правовых основ детского оздоровительного отдыха, системы управления и мер государственной поддержки ДОУ.
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Правительством Санкт-Петербурга в последние годы значительное внимание уделялось решению проблемы обеспечения юных жителей Санкт-Петербурга различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости. В ходе активной работы Администрации Санкт-Петербурга, всех заинтересованных организаций и ведомств удалось добиться существенных результатов в этом важном направлении. Всего в мероприятиях программы организованного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи приняли участие: в 1996 г. - 202584 чел., в 1997 г. - 200075 чел., в 1998 г. - 205214 чел.
Скоординированные совместные действия отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского регионального фонда социального страхования Российской Федерации, всех заинтересованных предприятий, учреждений и организаций должны в 1999 г. обеспечить различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости не менее 200 тыс. детей, подростков и молодежи.
2.2. Анализ потребности населения города в организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи
На начало 1998 года в Санкт-Петербурге проживало 4730 тыс. человек. Из них:
в возрасте до 17 лет - 930 тыс.чел., в т.ч.:
0-4 года -130 тыс.чел.;
5-9 лет - 330 тыс.чел.;
10-14 лет - 280 тыс.чел.;
15-17 лет - 190 тыс.чел.
Необходимо отметить, что в указанное число детей входили:
- дети-сироты - 5831 чел.;
- опекаемые дети - 7090 чел.;
- дети, находящиеся в приютах, - 420 чел.;
- дети-инвалиды - 17000 чел.;
- дети, состоящие на учете в ОППН ГУВД, - 12803 чел.;
- дети из малообеспеченных семей (в т.ч. дети из многодетных семей, дети матерей-одиночек, дети из семей безработных) - не менее 150000 человек.
Постоянно проживают в городе около 800 тыс. человек в возрасте от 5 до 17 лет - это возрастная группа, наиболее активно задействованная в оздоровительной кампании.
Социологические исследования и опыт проведения оздоровительной кампании 1993-1998 гг. показывают, что в обеспечении организованными формами отдыха и занятости детей и подростков в летний период нуждаются не менее 30-35% несовершеннолетних детей в возрасте от 5 до 17 лет, что соответствует приблизительно 240-280 тысячам человек.
Высокий уровень потребительского спроса на организованный отдых, оздоровление и занятость несовершеннолетних определяется следующими факторами:
- отсутствие у значительной части населения средств на отдых в других, более привлекательных, климатических условиях, регионах;
- полноценное питание детей во время организованного отдыха;
- возможность получения льготной путевки от предприятия или государства;
- возможность самостоятельного заработка для подростка на временных работах.
Фактически в 1993-1998 гг. различными формами организованного отдыха и занятости были обеспечены 70-80% от числа нуждающихся.
Обеспеченность бесплатными и льготными путевками, приобретенными за счет бюджетных средств в 1998 году (по категориям детей и подростков)
Таблица 1
Категория детей и подростков | % обеспеченности путевками от зафиксированного спроса | Число путевок на 1 тыс. детей в возрасте от 5 до 17 лет |
дети-сироты | 100 | 1000 |
опекаемые дети | 46,4 | 140 |
дети-инвалиды | 52 | 156 |
дети из малообеспеченных семей | 46 | 184 |
дети из приютов | 100 | 1000 |
дети из творческих и иных коллективов | 45 | 86 |
подростки 14-17 лет (занятость) | 50 | 65 |
Анализ социально-демографической ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге, показывает актуальность проблемы организации оздоровления и занятости детей и подростков. Пути решения данной проблемы определяют основные направления организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга в 1999 году.
2.3. Анализ существующей материальной базы, обеспечивающей отдых и занятость детей, подростков и молодежи