(с изменениями на 4 июля 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 апреля 2005 года N 101
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Губернатора Ленинградской области от 4 июля 2000 года N 281-пг.
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" и в целях формирования в Ленинградской области системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями для интеграции их в общество Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы.
2. Определить руководителем региональной комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы заместителя председателя комитета социальной защиты населения Ленинградской области Маркину Л.М.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и утвердить районные и городские муниципальные комплексные программы "Дети-инвалиды" на 1998-2000 годы. При формировании местных бюджетов на 1998-2000 годы учитывать расходы, связанные с реализацией программ муниципальных образований в рамках региональной комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы.
4. Комитету финансов осуществлять финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели.
5. Комитету социальной защиты населения обеспечить контроль за выполнением программы и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Густов
(в редакции постановления Губернатора Ленинградской области
от 4 июля 2000 года N 281-пг - см. предыдущую редакцию)
Полное | Региональная комплексная программа |
Основание для разработки | |
Период реализации программы | 2000 год |
Цель программы | Формирование в Ленинградской области системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, психолого-педагогическогй реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются |
Основные задачи, мероприятия | Дальнейшее развитие сети учреждений по работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они проживают (7 центров и 7 отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями): |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на текущий год | Всего 11897,7 тыс.руб., в том числе: |
Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за весь период действия программы | 1998 год : |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов в Ленинградской области; |
Разработчик программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки программы | 1997 год |
Стоимость разработки программы | - |
Представитель заказчика программы | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Основной исполнитель | Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Маркина Людмила Михайловна, заместитель председателя комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области; |
Постановление об утверждении программы или задании на ее разработку | Программа утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 13 ноября 1997 года N 45 "О региональной комплексной программе "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы" |
Система организации контроля за выполнением программы | Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И. |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 13 ноября 1997 года N 45
КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Региональная комплексная программа Ленинградской области
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы
(с изменениями на 4 июля 2000 года)
I. Цели и задачи программы
Региональная комплексная программа "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы (далее - Программа) направлена на формирование системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- объединение усилий государственных и общественных организаций, обеспечивающих гарантию прав детей с ограниченными возможностями на реабилитацию, развитие, образование, интеграцию в жизнь общества;
- развитие сети учреждений по работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они проживают;
- реализация различных программ интегрированного обучения детей-инвалидов;
- совершенствование научно-методической базы по работе с детьми-инвалидами;
- организация межведомственной системы раннего вмешательства и домашнего сопровождения развития детей-инвалидов в помощь семье;
- повышение квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами;
- укрепление материально-технической базы центров реабилитации детей-инвалидов.
II. Краткая характеристика состояния детской
инвалидности в Ленинградской области
Ленинградская область является территорией России со сложной социально-демографической ситуацией, где в последние годы наблюдается тенденция увеличения роста численности детей-инвалидов. На 1 января 1997 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составило - 5818 человек (в 1995 году - 4150). Этот показатель будет значительно выше, если учитывать детей с дефектами умственного и физического развития, которые не могут быть признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Отмеченные тенденции к росту детской инвалидности во многом определяются социально-экономическими, экологическими и медицинскими факторами.
Проведенный анализ исходного состояния детской инвалидности по муниципальным образованиям городов и районов Ленинградской области показал, что самый высокий уровень инвалидности с детства отмечается во Всеволожском районе (679 детей), что в 5,6 раза больше, чем в 1992 году; в Волховском районе - в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом; в Ивангороде - в 2,1 раза по сравнению с 1992 годом.
Основными нарушениями состояния здоровья детей-инвалидов являются: двигательные (23,5 процента), умственные (23,4 процента), висцеральные, метаболические и расстройства питания (23 процента).
Детская инвалидность преимущественно устанавливается в возрасте до шести лет (23,7 процента). В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (29,8 процента), психические расстройства (20,8 процента), врожденные аномалии (18,5 процента), болезни костно-мышечной системы (5 процентов), новообразования (3,5 процента), болезни органов дыхания (3,9 процента), болезни мочеполовой системы (3,9 процента).
Практически все инвалиды с детства, достигшие 16 лет, своевременно проходят врачебно-трудовую экспертную комиссию.
Большинство семей, имеющих детей-инвалидов, являются социально незащищенными, из них: 534 - многодетные, 290 - семьи одиноких матерей, 180 - потерявшие кормильца, 400 - семьи безработных и 2090 - семьи "риска".
На основе имеющихся аналитических и статистических данных определены основные направления работы органов социальной защиты населения муниципальных образований городов и районов области по социальной реабилитации детей-инвалидов.
Решение задач воспитания, обучения, социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями наиболее эффективно осуществляется в центрах реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, которые открылись в рамках реализации комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1995-1997 годы. Такие центры оказали комплексную помощь не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он живет.
С момента начала действия комплексной программы "Дети-инвалиды" открыто 6 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в городах Волхове, Тихвине, Луге, Лодейном Поле, Кингисеппе, Светогорске; 2 отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге и при центре социального обслуживания в городе Пикалево. Однако число таких центров существенно отстает от потребности в них. За истекший период услугами центров реабилитации воспользовались 989 из 5818 детей-инвалидов.
Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в 1996 году профинансированы из районных бюджетов на сумму 1052 миллиона рублей, что составляет 75,4 процента от их потребности.
Областным бюджетом на реализацию мероприятий комплексной программы "Дети-инвалиды" в 1996 году была утверждена сумма 110 миллионов рублей, фактически выделено 30 миллионов рублей на оборудование реабилитационных мастерских при центрах реабилитации детей-инвалидов в городах Волхове, Кингисеппе, Лодейном Поле.
В рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" все центры реабилитации и отделение при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге в 1995-1996 годах были обеспечены автотранспортом, что позволило охватить реабилитационными мероприятиями детей-инвалидов из отдаленных волостей, организовать круглосуточные группы, решить проблему транспортной доставки детей-инвалидов.
Учитывая тенденцию увеличения численности детей-инвалидов, в области приняты меры по профилактике детской инвалидности и раннему вмешательству. Для этих целей в центрах реабилитации детей-инвалидов и территориальных центрах социальной помощи семье и детям созданы консультативные службы для родителей.
Анализ информации о занятости детей-инвалидов показал, что 1787 детей-инвалидов не обучаются и не посещают дошкольные детские учреждения. Решая эту проблему в центрах реабилитации детей-инвалидов, по договоренности с органами образования, начали функционировать малокомплектные школы в городах Кингисеппе, Волхове, Тихвине, деятельностью которых охвачено лишь 42 ребенка.
С получением образования встает вопрос о приобретении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов.
Один из путей решения этой проблемы - это совместная деятельность комитета социальной защиты населения области с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом экстертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (СПбНИЭТИН), где на отделении социально-трудовой и бытовой реабилитации оказываются реабилитационные услуги 50 детям-инвалидам из муниципальных образований городов и районов области.
Особое внимание органы социальной защиты населения уделяют организации и проведению летнего оздоровления детей-инвалидов. В 1996 году различными оздоровительными мероприятиями было охвачено 1092 ребенка-инвалида. Впервые практиковали оздоровление детей-инвалидов с родителями. Но вместе с тем остается нерешенным и целый комплекс социальных, психолого-медико-педагогических и других проблем.
Медленно развивается сеть центров реабилитации детей-инвалидов муниципальных образований городов и районов области, несовершенна система обучения детей с отклонениями в развитии.
Из-за отсутствия финансирования в 1996 году не открыты центры реабилитации в поселке Никольское Гатчинского района и городе Светогорске Выборгского района.
Первый этап реализации программы "Дети-инвалиды" на 1995-1997 годы позволил определить проблему детской инвалидности и пути ее решения. Продление срока действия данной программы, комплексный подход к решению социальных, медицинских, психолого-педагогических вопросов детской инвалидности позволит обеспечить детям-инвалидам образ жизни, соответствующий возрасту, адаптировать ребенка к окружающей среде и обществу.
III. Основные принципы разработки региональной
комплексной программы и ожидаемые конечные результаты
Основными принципами разработки региональной комплексной программы социальной защиты детей-инвалидов являются:
адресность мероприятий, предусматривающих предоставление помощи детям-инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей;
гарантированность социальной помощи, предполагающая обязательное оказание помощи детям-инвалидам и их родителям, обратившимся в местные органы социальной защиты населения или выявленным в процессе патронажа;
территориально-дифференцированный подход при определении размеров и видов социальной помощи;
комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких ее видов (денежной, натуральной, помощи в виде льгот и услуг);
оперативное социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера пенсии и прожиточного минимума.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит детям-инвалидам вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимально приспособить ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде.
IV. Управление Программой
Программа разрабатывается комитетом социальной защиты населения и утверждается Правительством Ленинградской области.
Районные и городские программы разрабатываются управлениями социальной защиты населения муниципальных образований районов и городов Ленинградской области и утверждаются главами районных, городских администраций. В районных и городских программах предусматриваются дополнительные мероприятия по социальной защите детей-инвалидов, исходя из местных финансовых возможностей.
Все изменения и дополнения в региональную комплексную программу "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы вносятся в установленном порядке.
После утверждения Программа приобретает статус документа, обязательного для выполнения на всей территории Ленинградской области.
Для обеспечения четкого и надежного механизма системного взаимодействия различных ведомств в ходе реализации Программы создается рабочая группа по координации деятельности государственных и негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой детей-инвалидов, с рекомендательными полномочиями.