Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 1997 года N 45


О региональной  комплексной программе
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы

(с изменениями на 4 июля 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 апреля 2005 года N 101

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Губернатора Ленинградской области от 4 июля 2000 года N 281-пг.
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" и в целях формирования в Ленинградской области системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями для интеграции их в общество Правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы.

2. Определить руководителем региональной комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы заместителя председателя комитета социальной защиты населения Ленинградской области Маркину Л.М.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и утвердить районные и городские муниципальные комплексные программы "Дети-инвалиды" на 1998-2000 годы. При формировании местных бюджетов на 1998-2000 годы учитывать расходы, связанные с реализацией программ муниципальных образований в рамках региональной комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы.

4. Комитету финансов осуществлять финансирование мероприятий программы за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели.

5. Комитету социальной защиты населения обеспечить контроль за выполнением программы и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор
 Ленинградской области
                                       В.Густов

ПАСПОРТ
региональной комплексной программы
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 2000 год

(в редакции постановления Губернатора Ленинградской области
 от 4 июля 2000 года N 281-пг
- см. предыдущую редакцию)

Полное
наименование программы

Региональная комплексная программа
"Дети-инвалиды Ленинградской области"

Основание для разработки

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы"

Период реализации программы

2000 год

Цель программы

Формирование в Ленинградской области системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, психолого-педагогическогй реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются

Основные задачи, мероприятия

Дальнейшее развитие сети учреждений по работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они проживают (7 центров и 7 отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями):
совершенствование научно-методической базы по работе с детьми-инвалидами;
организация межведомственной системы раннего вмешательства (в 7 центрах реабилитации для детей-инвалидов);
повышение квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами (60 человек);
укрепление материально-технической базы центров реабилитации и подростков с ограниченными возможностями (14 учреждений);
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации (по потребности)

Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на текущий год

Всего 11897,7 тыс.руб., в том числе:     
федеральный бюджет - 3390,0 тыс.руб,
областной бюджет - 1290, 0 тыс.руб,
бюджеты муниципальных образований - 6897,7 тыс.руб.,
Ленинградский областной фонд социальной поддержки
населения - 320,0 тыс.руб.

Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за весь период действия программы

1998 год :
всего 2154,6 тыс.руб. , в том числе:
федеральный бюджет - 164,8 тыс.руб.,
областной бюджет - 28,0 тыс.руб.,
бюджеты муниципальных образований - 1956,8 тыс.руб.,
Ленинградский областной фонд социальной поддержки населения - 5,0 тыс.руб.
1999 год :
всего 4597,0 тыс.руб., в том числе:
федеральный бюджет - 206,7 тыс.руб.,
областной бюджет - 9339,8 тыс.руб.,
бюджеты муниципальных образований - 4229,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы

Совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов в Ленинградской области;
дальнейшее развитие сети реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями (планируется открытие двух центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в городах Коммунар и Гатчина)

Разработчик программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Срок разработки программы

1997 год

Стоимость разработки программы

-

Представитель заказчика программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Основной исполнитель

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Маркина Людмила Михайловна, заместитель председателя комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области;
тел. 225-26-10

Постановление об утверждении программы или задании на ее разработку

Программа утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 13 ноября 1997 года N 45 "О региональной комплексной программе "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы"

Система организации контроля за выполнением программы

Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И.
Для оперативного контроля за выполнением программы
комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально представляет сведения в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

         

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 13 ноября 1997 года N 45

КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Региональная комплексная программа Ленинградской области
"Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы

(с изменениями на 4 июля 2000 года)



I. Цели и задачи программы

Региональная комплексная программа "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы (далее - Программа) направлена на формирование системы комплексного решения проблем профилактики детской инвалидности, социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- объединение усилий государственных и общественных организаций, обеспечивающих гарантию прав детей с ограниченными возможностями на реабилитацию, развитие, образование, интеграцию в жизнь общества;

- развитие сети учреждений по работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они проживают;

- реализация различных программ интегрированного обучения детей-инвалидов;

- совершенствование научно-методической базы по работе с детьми-инвалидами;

- организация межведомственной системы раннего вмешательства и домашнего сопровождения развития детей-инвалидов в помощь семье;

- повышение квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами;

- укрепление материально-технической базы центров реабилитации детей-инвалидов.

II. Краткая характеристика состояния детской
инвалидности в Ленинградской области

Ленинградская область является территорией России со сложной социально-демографической ситуацией, где в последние годы наблюдается тенденция увеличения роста численности детей-инвалидов. На 1 января 1997 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составило - 5818 человек (в 1995 году - 4150). Этот показатель будет значительно выше, если учитывать детей с дефектами умственного и физического развития, которые не могут быть признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Отмеченные тенденции к росту детской инвалидности во многом определяются социально-экономическими, экологическими и медицинскими факторами.

Проведенный анализ исходного состояния детской инвалидности по муниципальным образованиям городов и районов Ленинградской области показал, что самый высокий уровень инвалидности с детства отмечается во Всеволожском районе (679 детей), что в 5,6 раза больше, чем в 1992 году; в Волховском районе - в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом; в Ивангороде - в 2,1 раза по сравнению с 1992 годом.

Основными нарушениями состояния здоровья детей-инвалидов являются: двигательные (23,5 процента), умственные (23,4 процента), висцеральные, метаболические и расстройства питания (23 процента).

Детская инвалидность преимущественно устанавливается в возрасте до шести лет (23,7 процента). В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (29,8 процента), психические расстройства (20,8 процента), врожденные аномалии (18,5 процента), болезни костно-мышечной системы (5 процентов), новообразования (3,5 процента), болезни органов дыхания (3,9 процента), болезни мочеполовой системы (3,9 процента).

Практически все инвалиды с детства, достигшие 16 лет, своевременно проходят врачебно-трудовую экспертную комиссию.

Большинство семей, имеющих детей-инвалидов, являются социально незащищенными, из них: 534 - многодетные, 290 - семьи одиноких матерей, 180 - потерявшие кормильца, 400 - семьи безработных и 2090 - семьи "риска".

На основе имеющихся аналитических и статистических данных определены основные направления работы органов социальной защиты населения муниципальных образований городов и районов области по социальной реабилитации детей-инвалидов.

Решение задач воспитания, обучения, социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями наиболее эффективно осуществляется в центрах реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, которые открылись в рамках реализации комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1995-1997 годы. Такие центры оказали комплексную помощь не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он живет.

С момента начала действия комплексной программы "Дети-инвалиды" открыто 6 центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в городах Волхове, Тихвине, Луге, Лодейном Поле, Кингисеппе, Светогорске; 2 отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге и при центре социального обслуживания в городе Пикалево. Однако число таких центров существенно отстает от потребности в них. За истекший период услугами центров реабилитации воспользовались 989 из 5818 детей-инвалидов.

Центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в 1996 году профинансированы из районных бюджетов на сумму 1052 миллиона рублей, что составляет 75,4 процента от их потребности.

Областным бюджетом на реализацию мероприятий комплексной программы "Дети-инвалиды" в 1996 году была утверждена сумма 110 миллионов рублей, фактически выделено 30 миллионов рублей на оборудование реабилитационных мастерских при центрах реабилитации детей-инвалидов в городах Волхове, Кингисеппе, Лодейном Поле.

В рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" все центры реабилитации и отделение при территориальном центре социальной помощи семье и детям "Эгос" в городе Выборге в 1995-1996 годах были обеспечены автотранспортом, что позволило охватить реабилитационными мероприятиями детей-инвалидов из отдаленных волостей, организовать круглосуточные группы, решить проблему транспортной доставки детей-инвалидов.

Учитывая тенденцию увеличения численности детей-инвалидов, в области приняты меры по профилактике детской инвалидности и раннему вмешательству. Для этих целей в центрах реабилитации детей-инвалидов и территориальных центрах социальной помощи семье и детям созданы консультативные службы для родителей.

Анализ информации о занятости детей-инвалидов показал, что 1787 детей-инвалидов не обучаются и не посещают дошкольные детские учреждения. Решая эту проблему в центрах реабилитации детей-инвалидов, по договоренности с органами образования, начали функционировать малокомплектные школы в городах Кингисеппе, Волхове, Тихвине, деятельностью которых охвачено лишь 42 ребенка.

С получением образования встает вопрос о приобретении профессии и трудоустройстве детей-инвалидов.

Один из путей решения этой проблемы - это совместная деятельность комитета социальной защиты населения области с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом экстертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (СПбНИЭТИН), где на отделении социально-трудовой и бытовой реабилитации оказываются реабилитационные услуги 50 детям-инвалидам из муниципальных образований городов и районов области.

Особое внимание органы социальной защиты населения уделяют организации и проведению летнего оздоровления детей-инвалидов. В 1996 году различными оздоровительными мероприятиями было охвачено 1092 ребенка-инвалида. Впервые практиковали оздоровление детей-инвалидов с родителями. Но вместе с тем остается нерешенным и целый комплекс социальных, психолого-медико-педагогических и других проблем.

Медленно развивается сеть центров реабилитации детей-инвалидов муниципальных образований городов и районов области, несовершенна система обучения детей с отклонениями в развитии.

Из-за отсутствия финансирования в 1996 году не открыты центры реабилитации в поселке Никольское Гатчинского района и городе Светогорске Выборгского района.

Первый этап реализации программы "Дети-инвалиды" на 1995-1997 годы позволил определить проблему детской инвалидности и пути ее решения. Продление срока действия данной программы, комплексный подход к решению социальных, медицинских, психолого-педагогических вопросов детской инвалидности позволит обеспечить детям-инвалидам образ жизни, соответствующий возрасту, адаптировать ребенка к окружающей среде и обществу.

III. Основные принципы разработки региональной
комплексной программы и ожидаемые конечные результаты

Основными принципами разработки региональной комплексной программы социальной защиты детей-инвалидов являются:

адресность мероприятий, предусматривающих предоставление помощи детям-инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей;

гарантированность социальной помощи, предполагающая обязательное оказание помощи детям-инвалидам и их родителям, обратившимся в местные органы социальной защиты населения или выявленным в процессе патронажа;

территориально-дифференцированный подход при определении размеров и видов социальной помощи;

комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких ее видов (денежной, натуральной, помощи в виде льгот и услуг);

оперативное социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера пенсии и прожиточного минимума.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит детям-инвалидам вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимально приспособить ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде.

IV. Управление Программой

Программа разрабатывается комитетом социальной защиты населения и утверждается Правительством Ленинградской области.

Районные и городские программы разрабатываются управлениями социальной защиты населения муниципальных образований районов и городов Ленинградской области и утверждаются главами районных, городских администраций. В районных и городских программах предусматриваются дополнительные мероприятия по социальной защите детей-инвалидов, исходя из местных финансовых возможностей.

Все изменения и дополнения в региональную комплексную программу "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1998-2000 годы вносятся в установленном порядке.

После утверждения Программа приобретает статус документа, обязательного для выполнения на всей территории Ленинградской области.

Для обеспечения четкого и надежного механизма системного взаимодействия различных ведомств в ходе реализации Программы создается рабочая группа по координации деятельности государственных и негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой детей-инвалидов, с рекомендательными полномочиями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»