(с изменениями на 21 июля 1999 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением правительства Ленинградской области от 21 июля 1999 года N 63.
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в целях создания благоприятных экономических условий при предоставлении населению услуг жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защиты граждан при осуществлении преобразований в отрасли Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области и основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области (приложения 1 и 2).
2. Принять во внимание, что вопросы утвержденной концепции, касающиеся решения задачи, связанной с реализацией социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решены в период 1994-1996 годов в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 30 января 1994 года N 9/1-р "О подготовительном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Ленинградской области" и постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 1994 года N 53 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Ленинградской области".
3. Считать, что достижение в Ленинградской области к 2003 году федеральных стандартов, определенных в концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, может быть обеспечено при условии опережения темпов роста доходов населения по отношению к росту тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
4. Образовать комиссию по координации вопросов, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области.
Утвердить положение о комиссии согласно приложению 3.
Назначить председателем комиссии вице-губернатора по управлению областным хозяйством Соколова Ю.В., заместителем председателя комиссии - председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Баранова А.В.
Утвердить персональный состав комиссии согласно приложению 4.
____________________________________________________________________
Абзацы 3 и 4 пункта 4 утратили силу в части, противоречащей постановлению правительства Ленинградской области от 21 июля 1999 года N 63.
____________________________________________________________________
5. Комитету жилищно-коммунального хозяйства (Баранову А.В.):
5.1. Разработать областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и представить в ноябре 1997 года на рассмотрение комиссии по координации вопросов, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области.
5.2. Подготовить и направить главам муниципальных образований в четвертом квартале 1997 года сборник методических материалов по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ленинградской области.
5.3. Проводить анализ хода реформы в отрасли с представлением данных в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России и Правительству Ленинградской области.
5.4. Способствовать созданию и внедрению единой информационной системы отрасли на основе программ, создаваемых комитетом по информатизации и системам телекоммуникаций Ленинградской области.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области:
6.1. Разработать территориальную программу реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и представить ее не позднее 1 декабря 1997 года в комитет жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области.
Руководителем программы назначить одного из своих заместителей.
6.2. Изменение уровней тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения производить по состоянию на 1 января каждого года.
Индексацию тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, связанную с инфляционным процессом, осуществлять с учетом итогов работы за полугодие на основе экономических показателей.
Копии постановления главы муниципального образования об утверждении новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги представлять в комитет жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области и комитет по ценообразованию Ленинградской области.
6.3. Информировать население о дате утверждения новых тарифов не позднее чем за 15 календарных дней до их введения.
6.4. Завершить в 1998 году процесс заключения с населением договоров найма жилых помещений и договоров на поставку коммунальных услуг.
6.5. Предусмотреть в договорах условия взимания пени при несвоевременном внесении платежей и установить величину пеней не выше 0,5 процента с просроченной суммы платежа за каждый день просрочки.
6.6. Освобождать от уплаты пеней:
малообеспеченные семьи, которые получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и имеют задолженность по оплате не более двух платежных периодов;
граждан, своевременно не получивших заработную плату, пенсию или пособия по безработице и имеющих документ, подтверждающий сложившуюся ситуацию.
6.7. Для обеспечения социальной защиты населения при проведении реформы выделять отдельной строкой в расходной части местного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство финансирование субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг и предоставление льгот в соответствии с действующими законодательными актами Правительства Российской Федерации.
Рассматривать эту статью как защищенную.
7. Комитету финансов (Ипатову А.И.) совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и комитетом по экономике и инвестициям разработать механизм межбюджетных отношений для взаимодействия с бюджетами муниципальных образований.
8. Рекомендовать Ленинградскому территориальному антимонопольному управлению (Нелюбову В.М.) совместно с комитетом жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области разработать программу регулирования деятельности локальных монополий по поставке коммунальных услуг с целью снижения стоимости услуг и повышения качества обслуживания.
9. Комитету по информации и печати (Михайличенко М.М.) опубликовать настоящее постановление (с концепцией) в газете "Вести".
До 1 января 1998 года разработать и утвердить план мероприятий по информированию населения Ленинградской области о проведении реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
10. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 января 1994 года N 9/1-р "О подготовительном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Ленинградской области";
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора по управлению областным хозяйством Соколова Ю.В.
Губернатор
В.Густов
КОНЦЕПЦИЯ
реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Ленинградской области
I. Состояние и цели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
1. Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинградской области состоит из ведомственных объектов коммунального хозяйства и жилищного фонда, муниципального жилищно-коммунального хозяйства и системы Невского водопровода.
Начиная с 1993 года активизирован процесс приемки от ведомств в муниципальную собственность городов и районов области жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Муниципальная собственность в Ленинградской области за период 1993-1996 годов характеризуется следующими данными:
Объекты | Единицы | 1992 | 1995 | 1996 | В том числе |
1. Жилищный фонд | млн.кв.м | 8,9 | 14,7 | 23,0 | 13,0 |
2. Водопроводные | тыс.куб.м | 676,3 | 947,3 | 1032,6 | 251,0 |
3. Канализационные | тыс.куб.м | 277,0 | 320,3 | 370,5 | 116,0 |
4. Канализационные | км | 1521,9 | 2260,4 | 2400,4 | 401,0 |
5. Водопроводные | км | 1718,1 | 2370,8 | 3263,2 | 1401,0 |
6. Тепловые | км | 679,4 | 1214,2 | 1821,9 | 277,0 |
7. Котельные | ед. | 165 | 305 | 390 | 95 |
Ведомственная собственность значительно сократилась. Например, жилищный фонд ведомств составляет не более 11 процентов, количество котельных - около 22 процентов.
Все принятые объекты имеют 50 - 60 процентов износа, что ежегодно увеличивает аварийность объектов на 15 - 20 процентов, так как последние 10 лет финансировались в основном текущие ремонты объектов коммунального хозяйства, а плановые капитальные ремонты не проводились из-за отсутствия финансовых ресурсов и технической документации на принятые в муниципальную собственность объекты коммунального хозяйства.
2. Общее количество котельных в Ленинградской области на 1 января 1997 года составляет 498 единиц, из них муниципальных - 390 единиц.
По видам топлива муниципальные котельные распределяются следующим образом:
Котельные, работающие на: | ||||||||
угле | торфе | сланцевом | газе | мазуте | электричестве | дизельном | сланцах | дровах |
207 | 12 | 4 | 75 | 69 | 16 | 4 | 2 | 1 |
3. С 1993 года начался процесс внедрения на коммунальных объектах новых технологий, которые позволяют сократить расходы на приобретение топлива и проведение ремонтно-восстановительных работ:
- перевод котельных на газовое топливо,
- строительство 100 км газовых сетей с применением полиэтиленовых труб,
- использование торфа и отходов предприятий деревообработки в качестве топлива для муниципальных котельных,
- внедрение новых технологий при ремонтах инженерных сетей бестраншейным методом (типа "чулок").
4. С 1994 года начат процесс реконструкции в отрасли и из 20 областных объединений жилищно-коммунального хозяйства образовано 170 муниципальных предприятий.
Однако не удалось окончательно сформировать процесс договорных отношений между собственником жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства (муниципалитетами) и субъектами хозяйствования (жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными предприятиями), обеспечивающий разделение функций управления и хозяйствования.
5. С 1992 года начался рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. К 1995 году доля затрат, покрываемых населением, возросла с 2 до 40 процентов. В результате объем недофинансирования отраслевых предприятий по отношению к 1993 году снизился, но был недостаточен для осуществления нормального функционирования отрасли, так как темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции и доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и покрытие разницы в ценах на тепловую энергию и водоснабжение в бюджетах не уменьшилась.
Положение усугубилось тем, что в 1995 году реальные доходы городского населения снизились на 10 процентов, а сельского - более чем на 20 процентов, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличил количество неплательщиков и задолжников с 10 до 30 процентов.
6. Для обеспечения социальной защиты малодоходных слоев населения с 1994 года начали работу службы субсидий в 23 районах и городах - субъектах области. За этот период субсидии предоставлены ста тысячам семей (около 20 процентов) на сумму порядка 20 миллиардов рублей.
7. Создается единое информационное пространство отрасли на основе автоматизированных программ, разработанных Правительством Ленинградской области.
Сейчас функционируют пять автоматизированных программ:
- расчет квартирной платы и коммунальных услуг,
- расчет субсидий,
- инвентаризация недвижимости,