ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 1997 года N 43

Об "Основных направлениях государственной молодежной
политики Санкт-Петербурга до 2000 года"
и проекте
целевой региональной программы "Молодежь
Санкт-Петербурга" на 1998 год



Заслушав и обсудив сообщение председателя Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга Сапожникова В.В. об "Основных направлениях государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года" и проекте целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год, Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что в городе за последние годы сложилась определенная система реализации государственной молодежной политики.

В Санкт-Петербурге сохранилась система работы с подростками по месту жительства. В городе работает 342 подростковых клуба, 14 районных центров по работе с детьми и подростками. Значительные успехи в реализации молодежной политики достигнуты в таких административных районах, как Московский, Невский, Петроградский, Центральный. Ежегодно организуется полноценный и разнообразный оздоровительный отдых детей и подростков города. Большая работа проводится по содействию занятости подростков и молодежи, по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Налажена система взаимодействия с молодежными и детскими организациями. Реализуются программы поддержки научного творчества молодежи, социальной поддержки студентов, ежегодно выплачивается стипендия Санкт-Петербурга лучшим студентам города. Внедряются новые формы конкурсного размещения государственного заказа в сфере молодежной политики.

Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Считать одним из приоритетных направлений социального развития города реализацию государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге.

2. Одобрить "Основные направления государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года" (приложение 1).

3. Одобрить проект целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год (приложение 2).

4. Предложить:

4.1. Комитету по делам семьи, детства и молодежи до 1 декабря 1997 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга "О целевой региональной программе "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год".

4.2. Комитету по физической культуре и спорту усилить спортивно-массовую работу по месту жительства.

4.3. Главам территориальных управлений Администрации Санкт-Петербурга активизировать работу по месту жительства в области государственной молодежной политики.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Санкт-Петербурга В.Н.Щербакова.

Губернатор -
Председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

     

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 25.09.1997 N 43

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, ДЕТСТВА И МОЛОДЕЖИ

Основные направления государственной молодежной
политики Санкт-Петербурга до 2000 года

Разработаны на основании:

1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.1996 N 9 "О программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1996-2000 годах".

2. Распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 27.05.1996 N 578-р "О первоочередных мероприятиях по подготовке и принятию "Основных направлений государственной молодежной политики и целевых молодежных программ".

3. Решения постоянной комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, протокол N 43, от 23.04.1996 "Об основных направлениях молодежной политики в Санкт-Петербурге".



Санкт-Петербург
1997 год

     

Основные направления государственной молодежной
политики Санкт-Петербурга до 2000 года

     

     

1. Обоснование необходимости принятия "Основных
направлений ГМП Санкт-Петербурга" и целевой
региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга"
на 1998 год

Об объективной необходимости принятия данных документов говорят следующие аспекты ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге и России:

Особенности Санкт-Петербурга применительно к развитию молодежи:

На сегодняшний день дети, подростки и молодежь (до 30 лет) составляют около 40% всего населения города. Санкт-Петербургу как крупнейшему мегаполису с особой ролью и статусом в жизни страны присущ целый комплекс специфических проблем развития молодежи, не имеющих аналогов в других регионах России. Можно выделить следующие особенности Санкт-Петербурга применительно к проблемам и перспективам развития молодых горожан:

- большое число учебных заведений и соответственно - значительное количество учащихся школ, ПТУ, студенческой молодежи с большой долей приезжих (в 124 вузах и ссузах обучаются более 190 тысяч студентов дневных отделений);

- развитая промышленная сфера с высокой долей оборонных производств, неуклонно теряющая молодые кадры;

- интенсивность культурной, общественной жизни, а также процессов самоорганизации в молодежной среде;

- богатство и многообразие источников информации, достаточная развитость средств массовой информации, информационных сетей;

- интенсивность международных контактов в области образования и культуры, финансово-экономических связей, туризма;

- органичное сочетание приверженности молодежи города демократическим ценностям, многообразия политической жизни, терпимости и социальной стабильности.

Современные тенденции развития молодежи Санкт-Петербурга:

На перечисленные особенности города накладываются изменения в ходе реформ фундаментальных основ жизни общества и новые социально-экономические реалии. Это наложение вызывает одновременно тесно связанные друг с другом отрицательные и положительные тенденции в развитии подрастающих поколений.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи. Это ограничивает ее возможности уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает элементы конкурентной борьбы за социальный статус. Такие тенденции подтверждаются следующими процессами:

- обостряется демографическая ситуация. Во-первых, продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в 2 раза в 1995 году, приводящее к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека. Во-вторых, ожидается резкое повышение с 1996 года доли подростков, вступающих ежегодно в трудоспособный возраст (не менее 50-60 тысяч) как результат пика рождаемости 1982-1988 годов;

- снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. По углубленным оценкам специалистов, здоровыми признаются в городе не более 19% детей и подростков и всего 45% призывников, т.е. можно говорить о том, что общество приблизилось к уровню патологической пораженности молодежи, за которым начинается воспроизводство больных поколений;

- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды. 65% преступлений в Санкт-Петербурге совершаются молодежью до 30 лет, из них до 30% - несовершеннолетними;

- снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень молодежи и возможности его повышения. По исследовательским оценкам, в 1995 году в городе насчитывалось около 16 тысяч подростков, нигде не работающих и не учащихся.

Все это требует компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи и ее низких стартовых возможностей с включением мер молодежной политики в первоочередные мероприятия социальной поддержки населения. При этом необходимо признать, что защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льготного снабжения товарами первой необходимости. В таких видах помощи, по оценкам самой молодежи, нуждается не более 10% семей, доход которых не позволяет удовлетворить элементарные физиологические и бытовые потребности. Основная часть молодежи нуждается, скорее, в определенного рода услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта, большей частью отсутствующих сегодня. Сами молодые люди, как правило, называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:

1) молодежные биржи труда;

2) центры правовой помощи;

3) информационные справочно-консультационные пункты;

4) телефоны доверия и консультации психологов;

5) службы молодой семьи.

С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют жизненного самоопределения и высокого напряжения сил. У новых поколений усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала реформ (1991 год) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения своих проблем "протест", уменьшилось на сегодня с 28% до 8%, в пользу выбирающих "новаторскую" модель, которая возросла с 7,5% до 19%. Растет и общественная активность молодежи: количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 года в 2 раза.

Такой инновационный потенциал молодежи, возникающий в переходные периоды общественного развития, может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Наблюдаемая стабилизирующая тенденция должна перейти в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо:

- во-первых, заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения";

- во-вторых, создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.

Принятие "Основных направлений ГМП Санкт-Петербурга" и целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год обусловлено шестилетним опытом реализации ГМП в Санкт-Петербурге. Необходимым становится осмысление и систематизация данного опыта для придания ГМП более целостного и комплексного характера.

Неравномерность осуществления, нескоординированность и методологическая неувязанность молодежной политики в районах и муниципальных образованиях Санкт-Петербурга ставит в неравное положение молодых людей, проживающих в них.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия и средства для получения ожидаемого социального и экономического эффекта. Публичное обсуждение, которое предшествует принятию основных направлений и программы ГМП, откроет возможность включения в них инициативы горожан, объединить имеющиеся разрозненные общественные ресурсы и усилия.

Необходимость принятия основ городской молодежной политики связана с реализацией следующих международных и российских нормативно-правовых актов:

- Резолюции ООН "Политика и программы, касающиеся молодежи", "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи" (N 45/103 от 14.12.1990);

- действующий в РФ Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики" (решение Верховного Совета СССР N 2114-1 от 16.04.1991);

- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (N 98-ФЗ от 28.06.1995);
     
     - "Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации"
(утвержденные постановлением Верховного Совета РФ N 5090-1 от 03.06.1993);

- Президентская программа "Молодежь России" (утвержденная постановлением Правительства РФ N 1279 от 25.11.1994 и Указом Президента РФ N 716 от 15.05.1996);

- постановление Правительства РФ от 18.06.1997 N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 года).

В программу законотворческой работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга включены разработка и принятие Закона Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике в Санкт-Петербурге" (постановление N 132 от 01.11.1995). Это требует тесной увязки Закона с моделью самой молодежной политики".

Все указанные обстоятельства носят объективный характер и говорят не только о необходимости, но и о своевременности принятия "Основных направлений государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года" и целевой региональной программы "Молодежь Санкт-Петербурга" на 1998 год.

2. Анализ этапа реализации ГМП 1991-1997 годов, основные
выводы и характеристика этапа до 2000 года

История развития государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации с 1991 по 1995 годы позволяет выделить различные модели ее реализации. Главным недостатком большинства подходов к решению проблем молодежи в регионах является перегиб либо в сторону практики бессистемного решения текущих проблем, либо излишнее теоретизирование, оторванное от конкретных дел. В Санкт-Петербурге удачно развивали как теоретические изыскания в области формирования и реализации молодежной политики, так и обобщали опыт решения "горящих" практических задач. С 60-х годов научные школы города ведут теоретические исследования в области молодежной политики. В развитие этого одним из первых в России был создан Комитет по делам молодежи мэрии Санкт-Петербурга, начавший с решения неотложных практических проблем и поддержки тех жизнеспособных инициатив, которые уже пробивали себе дорогу. Прошедшие 6 лет реализации ГМП в целом можно охарактеризовать как этап "становления". За данное время она приобрела следующие характеристики:

ГМП заняла свое прочное место в городской социальной сфере. Она обрела, с одной стороны, свои отраслевые очертания: работает соответствующий отраслевой Комитет по делам молодежи (с 01.11.1996 - Комитет по делам семьи, детства и молодежи (далее - КСДМ), который курирует работу немалой части объектов социальной инфраструктуры города (170 детских оздоровительных учреждений и лагерей, 342 подростковых клуба, 4 подведомственных Комитету государственных учреждения в сфере ГМП), реализует ряд крупных социальных программ города (летняя оздоровительная кампания, программы поддержки студентов и их семей, поддержка студенческой науки и молодых ученых, создание центров досуга молодежи и др.), проводит общегородские "молодежные" мероприятия и праздники (День студента, День молодежи, чемпионаты КВН, студенческие фестивали, фестивали эстрадного и классического искусства, моды, самодеятельного творчества подростковых клубов, "Дружная семья" и т.д.). Однако еще имеет место ведомственная разобщенность и недостаточная скоординированность в управлении социальной сферой. Например, 90 подростковых клубов находятся непосредственно в подчинении заместителей глав районных администраций по социальным вопросам, 144 клуба - под руководством районных отделов по делам молодежи, физкультуры и спорта, 44 - в управлении органов образования, 20 - в ведении отделов культуры, 6 - в структуре жилищно-коммунальных служб и т.д. С другой стороны, ГМП стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей (создание под эгидой КСДМ межведомственных комиссий по занятости молодежи, организации оздоровления, отдыха и занятости для детей, подростков и молодежи, проблемам студенческой молодежи, делам несовершеннолетних). Для более эффективного совмещения отраслевого и межотраслевого подходов в реализации ГМП требуется более четкое нормативно-правовое закрепление функций в сфере молодежной политики.

Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики (включая летнюю оздоровительную кампанию, содержание учреждений и др.) в бюджете Санкт-Петербурга на 1997 год составил 54,431 млрд. рублей, что составляет 0,51% от расходной части бюджета города. Не менее значимыми являются привлеченные средства (различные фонды, федеральное финансирование, привлеченные средства кооперантов по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета). Из данных источников на молодежные программы было привлечено еще более 75 млрд. рублей. Это говорит о том, что каждый вложенный в молодежную политику бюджетный рубль привлекает около 1,5 рублей средств из других источников либо удерживает их в поле притяжения социальной сферы. Очевидно, что эти привлеченные средства не пришли бы в социальную сферу города без первичных бюджетных взносов, а многие источники внебюджетных социальных инвестиций были бы безвозвратно утеряны. Т.е. бюджетное финансирование ГМП играет роль своеобразного "социального магнита", аккумулирующего и другие социальные инвестиции. В целом, учитывая весь объем средств на реализацию ГМП, в развитие одного молодого человека до 30 лет в Санкт-Петербурге в 1996 году было инвестировано в среднем 44 тысячи рублей, чего явно недостаточно для получения ощутимой отдачи в будущем. В системе финансирования ГМП имеются ощутимые недостатки. Узкий негибкий перечень финансируемых направлений работы не позволяет адекватно реагировать на многообразные инициативы молодежи. Недостаточно отлажена единая схема финансирования и бюджетная дисциплина в районах. Средства подраздела "Молодежная политика" бюджета в некоторых районах расходуются не по прямому назначению. В дальнейшем необходимо:

- постепенное увеличение финансирования ГМП с доведением в долевом отношении до 1% расходной части городского бюджета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»