О проекте комплексной программы
"Дети-инвалиды Ленинградской
области" на 1995-1997 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 ноября 2004 года N 253
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 "О президентской программе "Дети России" и в целях формирования в Ленинградской области основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создания условий для их независимой жизни правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 1995-1997 годы.
2. Администрациям районов и городов области разработать и утвердить районные и городские программы "Дети-инвалиды".
3. Министерству экономического прогнозирования и департаменту финансов при формировании областного бюджета и бюджетов районов и городов на 1996-1997 годы учитывать расходы, связанные с выполнением комплексной программы "Дети-инвалиды Ленинградской области" и соответствующих районных и городских программ.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя правительства области Сидорову Г.П.
Первый заместитель губернатора-
председатель правительства
Н.Смирнов
Комплексная программа
"Дети-инвалиды Ленинградской области"
на 1995-1997 годы
Программа "Дети-инвалиды Ленинградской области на 1995-1997 годы" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
создание системы комплексной медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
организация системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения;
укрепление материально-технической базы центров реабилитации детей-инвалидов.
По заказу министерства социальной защиты населения Ленинградской области Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (СПбНИЭТИН) провел изучение инвалидности с детства в Ленинградской области с целью разработки региональной программы по медико-социальной помощи и защите инвалидов с детства, в том числе детей-инвалидов.
За последние 20 лет уровень инвалидности с детства в Ленинградской области увеличился в шесть раз и составил в 1994 году около 46 человек на 10 тысяч населения. На учете в органах социальной защиты населения Ленинградской области на 1 января 1995 года зарегистрировано 4150 детей-инвалидов. Доля детей-инвалидов в общей структуре инвалидов с детства составляет 56,4 процента.
Самый высокий уровень инвалидности с детства в Ленинградской области отмечается в Кировском районе (32,5 процента), в городе Волхове (29,8 процента), в Волосовском районе (28,1 процента), в Подпорожском районе (27,6 процента). Наименьший уровень наблюдается в городе Выборге (12,4 процента), в Лужском районе (13,5 процента), в Выборгском и Тосненском районах (по 15,3 процента). Наибольший рост инвалидности с детства произошел за десять лет в городах Сосновый Бор (в 8,2 раза), Гатчине (5,6 раза) и Выборге (4,2 раза). В городах области высока доля детей-инвалидов в общей структуре инвалидности с детства.
Проведенное прогнозирование уровня инвалидности с детства в целом по Ленинградской области за 1973-1990 годы и на период до 1997 года установило четкую тенденцию к росту показателей инвалидности с детства.
У 40 процентов лиц обследуемого контингента заболевание, приведшее к инвалидности, носит врожденный характер, у 20 процентов - связано с родовой травмой, у 10 процентов заболевание носит наследственный характер. Доля заболеваний, в которых причина не установлена, составляет 20 процентов.
Детская инвалидность преимущественно устанавливается в возрасте до шести лет (54,2 процента). В структуре заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (36,2 процента), врожденные аномалии и пороки развития (23,2 процента), психические расстройства (18,8 процента), новообразования (5,1 процента).
Практически все инвалиды с детства, достигшие 16 лет, своевременно проходят врачебно-трудовую экспертную комиссию. В среднем 28 процентам инвалидов с детства устанавливается первая группа инвалидности, 67 процентам - вторая группа, 5 процентам третья группа. При повторном освидетельствовании у 100 процентов инвалидов первой группы инвалидность не изменяется. Среди инвалидов второй группы утяжеление патологии происходит в 16,3 процента случаев.
Две трети детей-инвалидов, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, не посещают детские дошкольные учреждения. В то же время в городах областного подчинения этот показатель составляет 30 процентов.
Среди детей-инвалидов и инвалидов старше 16 лет доля лиц, имеющих обоих родителей, составляет 56,7 процента и 41 процент соответственно. Потребность в медико-социальной помощи и защите имеют 89 процентов детей-инвалидов и 73 процента инвалидов с детства. Потребность в медицинской помощи составляет 77 и 65 человек соответственно на 100 обследованных детей-инвалидов и лиц старше 16 лет. На втором месте у детей-инвалидов отмечается потребность в обеспечении товарами - 30,6 на 100 человек, на третьем экономическая - 30,0, на четвертом - правовая - 27,1, на пятом гуманитарная помощь - 25,9, на шестом - психологическая помощь 22,9 и на седьмом - потребность в социально-трудовой, в том числе профессиональной помощи - 2,4 на 100 человек.
На 100 опрошенных семей, имеющих детей-инвалидов, подтвердили эффективность помощи, оказываемой различными ведомствами: в здравоохранении - 52,4, в социальной защите населения - 45,6, в народном образовании - 32,9, в целом в органах государственной власти - 15,3 и в общественных организациях - 9,4 семьи.
Показательным является "уровень социальной защищенности" детей-инвалидов: к высокому уровню относятся 17 и 12 процентов детей-инвалидов до 16 лет и старше 16 лет соответственно, к среднему уровню - 30 и 44 процента соответственно, к низкому уровню - 44 и 44 процента. Чем ближе к сельской местности, тем уровень социальной защищенности инвалидов с детства уменьшается. Среди инвалидов первой и третьей групп уровень социальной защищенности самый низкий - он составляет 52 и 66 процентов соответственно. С увеличением уровня социальной защищенности инвалидов с детства потребность в различных видах медико-социальной помощи и защите снижается.
Основными принципами социальной защиты детей-инвалидов являются:
1) адресность мероприятий, предусматривающая предоставление помощи детям-инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей;
2) гарантированность социальной помощи детям-инвалидам, предполагающая обязательное оказание помощи детям и их родителям, обратившимся в местные органы социальной защиты или выявленным в процессе патронажа;
3) территориально-дифференцированный подход при определении размеров и видов социальной помощи;
4) комплексность социальной помощи, предусматривающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (материальной, натуральной помощи в виде льгот и услуг);
5) оперативное реагирование, предлагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышение минимального размера пенсии и прожиточного минимума.
Реализация предусмотренных областной целевой программой мероприятий позволит обеспечить детям-инвалидам возможность вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимально приспособить ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде.
Областная программа разрабатывается министерством социальной защиты населения Ленинградской области и утверждается правительством Ленинградской области.
Районные и городские программы разрабатываются управлениями (комитетами, отделами) социальной защиты населения районов и городов Ленинградской области и утверждаются главами районных, городских администраций. В районных и городских программах конкретизируются основные мероприятия областной программы, предусматриваются дополнительные мероприятия по социальной защите детей-инвалидов исходя из местных финансовых возможностей.
Все изменения, дополнения в областную программу вносятся в установленном порядке.
После утверждения областная программа приобретает статус документа, обязательного для выполнения на всей территории Ленинградской области.
Для обеспечения четкого и надежного механизма системного взаимодействия различных ведомств в ходе реализации программы создаются советы (рабочие группы) по координации деятельности государственных и негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой детей-инвалидов, с рекомендательными полномочиями.
Контроль за реализацией областной программы возлагается на министерство социальной защиты населения Ленинградской области, которое один раз в полугодие запрашивает информацию о ходе выполнения программы в управлениях (комитетах, отделах) социальной защиты населения городов и районов области, обобщает материалы справкой и направляет ее в рабочую группу и правительство Ленинградской области.
Оценка результатов реализации областной программы "Дети-инвалиды" осуществляется министерством социальной защиты населения Ленинградской области в конце отчетного периода, в 1997 году.
(миллионов рублей) | ||||||||||
Порядковый номер | Содержание мероприятий | Организации, ответственные за выполнение | Количество детей-инвалидов, охваченных мероприятиями (чел.) | Срок выполнения | Сумма потребности | Объем затрат и источники их финансирования | ||||
Бюджеты | Фонд социальной поддержки населения области | Прочие внебюджетные фонды | ||||||||
федеральный | областной | районный, городской | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Организация статистического учета детей-инвалидов и профилактика детской инвалидности* |
__________________
* Данный подраздел программы финансируется по программе "Безопасное материнство" (Леноблминздрав)
1.1. | Проведение единовременного статистического учета и введение в компьютер банка данных о детях-инвалидах | Леноблминсоцзащиты | - | третий квартал 1995 года | - | - | - | - | - | - | ||||||||
1.2. | Создание банка данных о детях-инвалидах, обучающихся в учреждениях системы образования Ленинградской области | Леноблминобразование | - | третий квартал 1995 года | - | - | - | - | - | - | ||||||||
1.3. | Создание регистра детей-инвалидов | Леноблминздрав | - | 1996 год | 30,0 | - | 30,0 | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | 20,0 | - | 20,0 | - | - | - | |||||||||||
1.4. | Организация массового скрининга новорожденных на альфафитопротеин, адреногенитальный синдром, муковисцедоз, диабет, патологию нервной системы, врожденные пороки развития | Леноблминздрав | - | 1996 год | 100,0 | - | 100,0 | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | 100,0 | - | 100,0 | - | - | - | |||||||||||
1.5. | Введение в родильных домах системы массового аудилогического скрининга с применением звукореактотестов | Леноблминздрав | - | 1996 год | 100,0 | - | 100,0 | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | 100,0 | - | 100,0 | - | - | - | |||||||||||
1.6. | Продолжение оснащения родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений реанимационной, дыхательной, следящей аппаратурой, транспортными кювезами и автотранспортом | Леноблминздрав | - | 1996 год | 2500,0 | - | 1000,0 | - | - | 1500,0 | ||||||||
- | 1997 год | 2500,0 | - | 1000,0 | - | - | 1500,0 | |||||||||||
1.7. | Продолжение оснащения перинатального центра медицинской аппаратурой и оборудованием | Леноблминздрав | - | 1996 год | 1000,0 | - | 500,0 | - | - | 500,0 | ||||||||
- | 1997 год | 1000,0 | - | 500,0 | - | - | 500,0 | |||||||||||
1.8. | Организация лаборатории скрининга внутриутробных инфекций плода | Леноблминздрав | - | 1996 год | 1000,0 | - | 500,0 | - | - | 500,0 | ||||||||
- | 1997 год | 1000,0 | - | 500,0 | - | - | 500,0 | |||||||||||
1.9. | Создание банка данных о специализированных обществах и общественных организациях, фондах, занимающихся решением проблем детей-инвалидов | Леноблкоммолодежи | - | 1996 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
1.10. | Проведение мероприятий по профилактике здорового образа жизни через клубы молодой семьи, районные молодежные центры и другие учреждения молодежной политики | Леноблкоммолодежи | - | 1996 год | 26,0 | - | 26,0 | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | 34,0 | - | 34,0 | - | - | - | |||||||||||
1.11. | Организовать в женских консультациях бесплатную выдачу медикаментов беременным для профилактики и лечения анемии | Леноблминздрав | - | 1997 год | 1284,0 | - | 642,0 | - | - | - | ||||||||
1.12. | Обеспечение рожениц из малообеспеченных семей бесплатными комплектами для новорожденных | Леноблминздрав | - | 1996 год | 1000,0 | - | 500,0 | - | - | - | ||||||||
1.13. | …ров медико-социальной реабилитации для малообеспеченных беременных женщин на базе женских консультаций районных территориальных медицинских объединений в составе среднего медицинского работника и социального работника в городах Всеволожске, Тихвине, Лодейное Поле, Выборге, Кингисеппе, Гатчине | …здрав | - | … год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
1.14. | Содержание реанимационно-консультативного центра в областной детской клинической больнице для тяжелобольных новорожденных и беременных высокой степени риска | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 50,0 | - | 50,0 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 50,0 | - | 50,0 | - | - | - | |||||||||||
1.15. | Организация терапевтической помощи беременным в базовых женских консультациях | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 75,1 | - | 75,1 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 75,0 | - | 75,0 | - | - | - | |||||||||||
1.16. | Организация психотерапевтической помощи в базовых женских консультациях | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 65,0 | - | 65,0 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 65,0 | - | 65,0 | - | - | - | |||||||||||
1.17. | Профилактическое лечение беременных средней и высокой степени риска в условиях стационара районных территориальных медицинских объединений (двукратная госпитализация) | Леноблмин-здрав | - | 1996 год | 3000,0 | - | 1500,0 | - | - | 1500,0 | ||||||||
- | 1997 год | 3000,0 | - | 1500,0 | - | - | 1500,0 | |||||||||||
1.18. | Проведение консультирования беременных средней и высокой степени риска в областной клинической больнице | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 128,3 | - | 128,3 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 128,2 | - | 128,2 | - | - | - | |||||||||||
1.19. | Госпитализация беременных высокой степени риска в областную клиническую больницу (1050 беременных в год) | Леноблминздрав | - | 1996 год | 1050,0 | - | 525,0 | - | - | 525,0 | ||||||||
- | 1997 год | 1050,0 | - | 525,0 | - | - | 525,0 | |||||||||||
1.20. | Родоразрешение беременных высокой степени риска в специализированных акушерских стационарах (межрайонные родильные дома в городах Всеволожске, Тосно, Гатчине); специализированные родильные дома Санкт-Петербурга (в год в пределах 1500 человек) | Леноблминздрав | - | 1996 год | 750,0 | - | 375,0 | - | - | 375,0 | ||||||||
- | 1997 год | 750,0 | - | 375,0 | - | - | 375,0 | |||||||||||
1.21. | Совершенствование деятельности областного перинатального центра при Научно-исследовательском институте акушерства и гинекологии Академии медицинских наук Российской Федерации имени Д.А.Отто | Леноблминздрав | - | 1996 год | 400,0 | - | 200,0 | - | - | 200,0 | ||||||||
- | 1997 год | 400,0 | - | 200,0 | - | - | 200,0 | |||||||||||
1.22. | Meдико-генетическое консультирование 1500 семей групп риска по хромосомной аномалии | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 10,0 | - | 10,0 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 10,0 | - | 10,0 | - | - | - | |||||||||||
1.23. | Скрининг - обследование беременных с помощью ультразвука | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 140,0 | - | 140,0 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 140,0 | - | 140,0 | - | - | - | |||||||||||
1.24. | Скриниг - обследование беременных на фетапротеин | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | |||||||||
- | 1996 год | 22,4 | - | 22,4 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 22,4 | - | 22,4 | - | - | - | |||||||||||
1.25. | Обследование беременных на внутриутробную инфекцию | Леноблминздрав | - | 1995 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||
- | 1996 год | 300,0 | - | 300,0 | - | - | - | |||||||||||
- | 1997 год | 300,0 | - | 300,0 | - | - | - | |||||||||||
Итого: | - | 1996 год | 11794,8 | - | 6170,8 | - | - | 5124,0 | ||||||||||
- | 1997 год | 12028,6 | - | 6286,6 | - | - | 5100,0 | |||||||||||
Всего: | 23823,4 | - | 12457,4 | - | - | 10224,0 | ||||||||||||
2. Развитие центров реабилитации и домов-интернатов для детей-инвалидов | ||||||||||||||||||
2.1. | Содержание центров реабилитации детей-инвалидов | Органы социальной защиты населения: | ||||||||||||||||
в г.Волхове | города Волхова | 46 (4 гр.) | 1995 год | 270,0 | - | - | 253,0 | - | - | |||||||||
1996 год | 327,0 | - | - | 327,0 | - | - | ||||||||||||
1997 год | 327,0 | - | - | 327,0 | - | - | ||||||||||||
в г.Кингисеппе | Кингисеппского района | 60 (8 гр.) | 1995 год | 246,0 | - | - | 244,0 | - | - | |||||||||
1996 год | 352,0 | - | - | 350,0 | - | - | ||||||||||||
1997 год | 352,0 | - | - | 350,0 | - | - | ||||||||||||
в г.Тихвине | Тихвинского района | 53 (5 гр.) | 1995 год | 254,0 | - | - | 186,9 | - | - | |||||||||
1996 год | 344,0 | - | - | 264,7 | - | - | ||||||||||||
1997 год | 344,0 | - | - | 264,7 | - | - | ||||||||||||
в г.Лодейное Поле | Лодейнопольского района | 14 (2 гр.) | 1996 год | 104,3 | - | - | 104,3 | - | - | |||||||||
1997 год | 104,3 | - | - | 104,3 | - | - | ||||||||||||
в г.Светогорске Выборгского района | Выбргского района | 25 (3 гр.) | 1996 год | 200,0 | - | - | 200,0 | - | - | |||||||||
1997 год | 200,0 | - | - | 200,0 | - | - | ||||||||||||
в пос.Никольское Гатчинского района | Гатчинского района | 28 (4 гр.) | 1996 год | 355,9 | - | - | 355,9 | - | - | |||||||||
1997 год | 355,9 | - | - | 355,9 | - | - | ||||||||||||
в пос.Щеглово Всеволожского района | Всеволожского района | 23 (3 гр.) | 1996 год | 190,2 | - | - | 190,2 | - | - | |||||||||
1997 год | 190,2 | - | - | 190,2 | - | - | ||||||||||||
в пос.Волосово | Волосовского района | 10 (1 гр.) | 1996 год | 100,0 | - | - | 100,0 | - | - | |||||||||
1997 год | 100,0 | - | - | 100,0 | - | - | ||||||||||||
в г.Приозерске | Приозерсского района | 25 | 1997 год | 200,0 | - | - | 200,0 | - | - | |||||||||
в г.Сосновый Бор | города Сосновый Бор | 30 | 1997 год | 300,0 | - | - | 300,0 | - | - | |||||||||
2.2. | Содержание отделений социальной реабилитации детей-инвалидов в территориальных центрах помощи семье и детям: | Органы социальной защиты населения: | стоимость содержания отделений входит в смету содержания территориальных центров помощи семье и детям | |||||||||||||||
в г.Выборге | Выборгского района | 49 (7 гр.) | 1995 год | - | - | - | - | - | - | |||||||||
1997 год | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
в г.Тосно | Тосненского района | 80 | 1997 год | - | - | - | - | - | - | |||||||||
в г.Пикалево | города Пикалево | 42 | 1997 год | - | - | - | - | - | - | |||||||||
2.3. | Открытие центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями: | Леноблминсоцзащиты, органы социальной защиты населения: | ||||||||||||||||
в г.Лодейное Поле | Лодейнопольского района | 14 | второй квартал 1995 года | 100,0 | - | - | - | 40,0 | - | |||||||||
в г.Светогорске Выборгского района | Выборгского района | 25 | 1995 год | 75,0 | 50,0 | - | - | 25,0 | - | |||||||||
в пос.Никольское Гатчинского района | Гатчинского района | 28 | 1996 год | 100,0 | 100,0 | - | - | - | - | |||||||||
в пос.Волосово | Волосовского района | 10 (1 гр.) | 1996 год | 40,0 | - | - | - | 40,0 | - | |||||||||
в пос.Щеглово Всеволожского района | Всеволожского района | 23 | 1996 год | 100,0 | - | - | - | 100,0 | - | |||||||||
в г.Приозерске | Приозерского района | 25 | 1997 год | 100,0 | - | - | - | 100,0 | - | |||||||||
в г.Сосновый Бор | города Сосновый Бор | 30 | 1997 год | 100,0 | - | - | - | 100,0 | - | |||||||||
2.4. | Разработка и осуществление мероприятий по комплексной оценке деятельности центров реабилитации детей-инвалидов | СПбНИЭТИН* | - | 1996 год | 80,0 | - | 50,0 | - | - | - | ||||||||
- | 1997 год | 90,0 | - | 50,0 | - | - | - |