РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 августа 2014 года N 52-рп
(с изменениями на 21 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в Санкт-Петербурге, создания условий для замещения традиционного моторного топлива экологически более чистыми видами моторного топлива и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р:
1. Одобрить Программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Албина И.Н.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы
(с изменениями на 21 июня 2016 года)
Перевод автотранспортных средств с бензина и дизельного топлива на ГМТ позволит снизить выбросы по основным загрязнителям воздушной среды для Санкт-Петербурга (оксидам азота и взвешенным веществам), а также уменьшить шумовое воздействие на окружающую среду.
Цена ГМТ ниже топлива нефтяного происхождения и составляет в настоящее время 40-60 процентов от стоимости бензина и дизельного топлива. Правительства многих стран стимулируют приобретение автомобилей на ГМТ или переоборудование автомобилей для работы на ГМТ, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Евросоюзе в полтора-два раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на три года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.
Газовые автомобили дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25 процентов, по грузовым автомобилям и спецтехнике от 15 до 80 процентов. В России газовые автобусы дороже дизельных на 10-20 процентов, а спецтехника на 10-30 процентов.
Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации дохода на 1,6 млн.руб. больше.
Основные потребители ГМТ (метана) - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы, коммунальная, дорожная и строительная специальная техника.
В Санкт-Петербурге по состоянию на конец 2013 года на государственном учете состояло 1760,9 тыс. автотранспортных средств, в том числе 6,03 тыс. автобусов (0,3 процента от общего количества автотранспорта), 129 тыс. грузовых и специальных автомобилей (7,4 процента) и 1625,9 тыс. легковых автомобилей (92,3 процента от общего количества автотранспорта).
С учетом ежегодного роста автомобильного парка в Санкт-Петербурге в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива целесообразно использование природного газа (метана), в том числе КПГ.
КПГ является доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.
В Санкт-Петербурге существуют предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления, по состоянию на 01.01.2014 на территории Санкт-Петербурга функционировали 22 автомобильные газозаправочные станции, чего недостаточно для расширения использования ГМТ в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что вариант переоборудования автобусов, а также грузовых автомобилей и специальной коммунальной техники на использование гибридного двигателя (дизель-метан) ввиду изношенности значительной части подвижного состава не рассматривается из-за больших финансовых затрат и отсутствия существенного экономического и экологического эффектов.
Для нового подвижного состава при переоборудовании существует большая вероятность отказа лизинговых компаний и заводов-изготовителей транспортных средств от исполнения гарантийных обязательств по переоборудованным машинам.
В рамках обновления изношенного подвижного состава целесообразно закупать новую технику с газовыми двигателями заводского производства.
Целями Программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы (далее - Программа) являются:
обеспечение снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
повышение экономической эффективности автомобильных перевозок в Санкт-Петербурге.
В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается решение следующих задач:
замена автотранспортных средств государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга на подвижной состав, использующий ГМТ;
реконструкция и обеспечение специальным оборудованием производственных площадей автобусных парков, парков хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе механизированных баз хранения уборочной, садово-парковой и строительной техники) государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга (далее - автотранспортные предприятия);
строительство и ввод новых АГНКС;
снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
расширение межрегионального сотрудничества в области использования ГМТ;
организация сотрудничества с производителями газобаллонного оборудования;
организация подготовки кадров в области использования ГМТ;
обеспечение условий для перевода парка грузового автотранспорта частных предприятий и организаций Санкт-Петербурга на использование ГМТ.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р указано о необходимости создания условий для доведения к 2020 году уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения более 1 млн. человек до 50 процентов общего количества единиц техники.
Сочетание федеральных и региональных мер поддержки выполнения указанных в настоящем разделе мероприятий позволит создать условия как для расширения спроса, так и для повышения предложения на рынке газомоторного топлива, что, в конечном итоге, приведет к росту эффективности и экологической безопасности автотранспорта.
Предполагается, что финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных источников финансирования.
Общий прогнозный объем финансирования мероприятий Программы на приобретение подвижного состава, проектирование и реконструкцию инфраструктуры автотранспортных предприятий, закупку необходимого оборудования и хозяйственного транспорта, обучение персонала, проектирование и строительство АГНКС составляет 41571,4 млн.руб. (из бюджета Санкт-Петербурга - 31414,5 млн.руб., из внебюджетных источников финансирования - 10156,9 млн.руб.).
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)
Выделение бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться после принятия Правительством Санкт-Петербурга решения об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга.
Приобретение подвижного состава за счет средств бюджета Санкт-Петербурга будет осуществляться при условии строительства и ввода в эксплуатацию АГНКС.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп)
В настоящее время автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и атмосферного воздуха. На протяжении последних 10 лет в Санкт-Петербурге происходит неуклонный рост количества транспортных средств, вследствие чего увеличивается негативное воздействие данного вида транспорта на атмосферный воздух.
Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха и ухудшению условий проживания населения.
Применение природного газа в качестве моторного топлива позволит обеспечить уровень выбросов вредных веществ двигателями внутреннего сгорания, соответствующий нормам "ЕВРО-4". Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" с 01.01.2013 данному уровню должны удовлетворять все выпускаемые в Российской Федерации автомобили.
По укрупненным расчетам выбросы основных загрязняющих веществ для Санкт-Петербурга от грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, при переводе такого же количества автотранспортных средств на КПГ могут сократиться на 20-30 процентов. С учетом снижения в общем объеме выбросов высокотоксичных и канцерогенных веществ, присутствующих в отработанных газах автотранспортных средств, реализация мероприятий Программы по газификации транспорта может внести весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге.
Реализация мероприятий Программы позволит:
сократить потребление дизельного топлива и бензина, что приведет к экономии бюджетных средств, а также будет способствовать сокращению затрат на перевозки. В результате реализации мероприятий Программы в течение 2014-2023 годов по ориентировочным расчетам экономия в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга за счет замены дизельного топлива и бензина на газомоторное при сохранении существующего соотношения цен прогнозируется до 9433,9 млн.руб., в том числе на пассажирском автобусном транспорте общего пользования - 3868,6 млн.руб.;
обеспечить относительное снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу от государственного автотранспорта до 20-30 процентов.
Таким образом, реализация мероприятий Программы окажет положительное влияние на развитие экономики Санкт-Петербурга в целом, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, улучшению экологической обстановки в Санкт-Петербурге, созданию предпосылок для обеспечения высоких темпов развития инновационных технологий, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить условия для перевода подвижного состава предприятий и организаций Санкт-Петербурга на ГМТ.
Ожидаемые результаты выполнения Программы и перечень мероприятий Программы приведены в таблицах 1 и 2.
(В редакции, введенной
в действие распоряжением
Правительства Санкт-Петербурга
от 21 июня 2016 года N 42-рп. -
См. предыдущую редакцию)
Ожидаемые результаты выполнения Программы
N | Наименование показателя | Исполнитель | Значение показателя | ||||||||||
п/п | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | ВСЕГО | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | Количество автотранспортных средств, использующих КПГ, в том числе (единиц, нарастающим итогом (приобретение по годам): | ||||||||||||
1.1 | Грузовые и специальные автомобили | ЖК | 2 | - | - | - | - | - | 10 | 16 | 23 | 27 | 27 |
КЭИО | - | - | - | 7 | 33 (+26) | 54 (+21) | 81 | 88 | 95 | 103 | 103 | ||
КБ | - | 12 | 14 | 24 | 177 | 339 | 513 | 703 | 902 | 1102 | 1102 | ||
ИТОГО по Исполнителям | 2 | 12 | 14 | 31 | 210 | 393 | 604 | 807 | 1020 | 1232 | 1232 | ||
1.2 | Автобусы | КТ | - | 39 | 99 | 99 | 213 | 416 | 619 | 823 | 1027 | 1231 | 1231 |
ВСЕГО по Исполнителям | 2 | 51 | 113 | 130 | 423 | 809 | 1223 | 1630 | 2047 | 2463 | 2463 | ||
2 | Количество новых АГНКС (единиц, нарастающим итогом) | Инвестор | 3 | 3 | 3 | 9 | 25 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 |
3 | Объем потребления КПГ (тыс.куб.м, нарастающим итогом) | ||||||||||||
3.1 | Грузовые и специальные автомобили | КЭШ | - | - | - | - | 43,0 | 117,2 | 182,5 | 182,5 | 182,5 | 182,5 | 182,5 |
КБ | - | - | 562,1 | 963,6 | 7106,6 | 13610,9 | 20597,0 | 28225,5 | 36215,3 | 44245,3 | 44245,3 | ||
ИТОГО по Исполнителям | - | - | 562,1 | 963,6 | 7149,6 | 13728,1 | 20779,5 | 28408,0 | 36397,8 | 44427,8 | 44427,8 | ||
3.2 | Автобусы | КТ | - | - | 2500 | 3300 | 5200 | 10483,3 | 17250 | 24033,3 | 30833,3 | 37633,3 | 37633,3 |
ВСЕГО по Исполнителям | - | - | 3062,1 | 4263,6 | 12349,6 | 24211,4 | 38029,5 | 52441,3 | 67231,1 | 82061,1 | 82061,1 | ||
4 | Экономия затрат на моторное топливо при использовании КПГ за счет снижения потребления жидкого моторного топлива (тыс.руб., нарастающим итогом) | ||||||||||||
4.1 | Грузовые и специальные автомобили | КЭИО | - | - | - | - | 1002,8 | 2906,2 | 4748,8 | 4748,8 | 4748,8 | 4748,8 | 4748,8 |
КБ | - | - | 5302,7 | 9090,4 | 67041,4 | 128401,3 | 194306,4 | 266271,7 | 341645,9 | 417398,8 | 417398,8 | ||
ИТОГО по Исполнителям | - | - | 5302,7 | 9090,4 | 68044,2 | 131307,5 | 199055,2 | 271020,5 | 346394,7 | 422147,6 | 422147,6 | ||
4.2 | Автобусы | КТ | - | - | 21400,96 | 30424,5 | 51297,5 | 110656,2 | 194827,1 | 290441,1 | 398701,9 | 520696,1 | 520696,1 |
ВСЕГО по Исполнителям | - | - | 26703,66 | 39514,9 | 119341,7 | 241963,7 | 393882,3 | 561461,6 | 745096,6 | 942843,7 | 942843,7 | ||
5 | Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом (тонн, нарастающим итогом) | ||||||||||||
5.1 | Грузовые и специальные автомобили | КЭИО | - | - | - | - | 63,1 | 125,9 | 202,5 | 202,5 | 202,5 | 202,5 | 202,5 |
КБ | - | - | 36,1 | 61,9 | 456,7 | 874,6 | 1323,5 | 1813,7 | 2327,2 | 2843,2 | 2843,2 | ||
ИТОГО по Исполнителям | - | - | 36,1 | 61,9 | 519,8 | 1000,5 | 1526 | 2016,2 | 2529,7 | 3045,7 | 3045,7 | ||
5.2 | Автобусы | КТ | - | - | 998,4 | 1317,9 | 2076,8 | 4186,8 | 6889,3 | 9598,4 | 12314,2 | 15029,9 | 15029,9 |
ВСЕГО по Исполнителям | - | - | 1034,5 | 1379,8 | 2596,6 | 5187,3 | 8415,3 | 11614,6 | 14843,9 | 18075,6 | 18075,6 | ||
6 | Количество новых рабочих мест (единиц) | Инвестор | - | - | 36 | 72 | 192 | 12 | - | - | - | - | 312 |
КЭИО | - | - | - | - | - | - | 5 | - | - | - | 5 | ||
ВСЕГО по Исполнителям | - | - | 36 | 72 | 192 | 12 | 5 | - | - | - | 317 | ||
7 | Количество производственных зон обслуживания автотранспортных средств, использующих КПГ (сервисных центров) (единиц, нарастающим итогом) | Подведом- | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Подведом- | - | - | - | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
ВСЕГО по Исполнителям | - | - | 1 | 2 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |