ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 2014 года N 52-рп

О Программе внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014 - 2023 годы

(с изменениями на 21 июня 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в Санкт-Петербурге, создания условий для замещения традиционного моторного топлива экологически более чистыми видами моторного топлива и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р:

1. Одобрить Программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы согласно приложению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Албина И.Н.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Санкт-Петербурга

     Г.С.Полтавченко

Приложение
     к распоряжению Правительства
     Санкт-Петербурга
от 25 августа 2014 года N 52-рп


Программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы

(с изменениями на 21 июня 2016 года)

1. Обоснование необходимости внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга



Перевод автотранспортных средств с бензина и дизельного топлива на ГМТ позволит снизить выбросы по основным загрязнителям воздушной среды для Санкт-Петербурга (оксидам азота и взвешенным веществам), а также уменьшить шумовое воздействие на окружающую среду.

     
     Цена ГМТ ниже топлива нефтяного происхождения и составляет в настоящее время 40-60 процентов от стоимости бензина и дизельного топлива. Правительства многих стран стимулируют приобретение автомобилей на ГМТ или переоборудование автомобилей для работы на ГМТ, а также приобретение оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В Евросоюзе в полтора-два раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В Риме транспорт на альтернативном топливе освобожден от уплаты налогов на три года. Во Франции действует запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах. В Швеции автотранспортные средства, работающие на ГМТ, освобождены от сборов на платных стоянках.

Газовые автомобили дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25 процентов, по грузовым автомобилям и спецтехнике от 15 до 80 процентов. В России газовые автобусы дороже дизельных на 10-20 процентов, а спецтехника на 10-30 процентов.

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации дохода на 1,6 млн.руб. больше.

Основные потребители ГМТ (метана) - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы, коммунальная, дорожная и строительная специальная техника.

В Санкт-Петербурге по состоянию на конец 2013 года на государственном учете состояло 1760,9 тыс. автотранспортных средств, в том числе 6,03 тыс. автобусов (0,3 процента от общего количества автотранспорта), 129 тыс. грузовых и специальных автомобилей (7,4 процента) и 1625,9 тыс. легковых автомобилей (92,3 процента от общего количества автотранспорта).

С учетом ежегодного роста автомобильного парка в Санкт-Петербурге в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива целесообразно использование природного газа (метана), в том числе КПГ.

КПГ является доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива. Прежде всего, это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива.

В Санкт-Петербурге существуют предпосылки для развития газификации автотранспорта. Имеется сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления, по состоянию на 01.01.2014 на территории Санкт-Петербурга функционировали 22 автомобильные газозаправочные станции, чего недостаточно для расширения использования ГМТ в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга.

Следует отметить, что вариант переоборудования автобусов, а также грузовых автомобилей и специальной коммунальной техники на использование гибридного двигателя (дизель-метан) ввиду изношенности значительной части подвижного состава не рассматривается из-за больших финансовых затрат и отсутствия существенного экономического и экологического эффектов.

Для нового подвижного состава при переоборудовании существует большая вероятность отказа лизинговых компаний и заводов-изготовителей транспортных средств от исполнения гарантийных обязательств по переоборудованным машинам.

В рамках обновления изношенного подвижного состава целесообразно закупать новую технику с газовыми двигателями заводского производства.

2. Основные цели и задачи Программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы

Целями Программы внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014-2023 годы (далее - Программа) являются:

обеспечение снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;

повышение экономической эффективности автомобильных перевозок в Санкт-Петербурге.

В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается решение следующих задач:

замена автотранспортных средств государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга на подвижной состав, использующий ГМТ;

реконструкция и обеспечение специальным оборудованием производственных площадей автобусных парков, парков хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе механизированных баз хранения уборочной, садово-парковой и строительной техники) государственных предприятий (учреждений) Санкт-Петербурга (далее - автотранспортные предприятия);

строительство и ввод новых АГНКС;

снижение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения;

расширение межрегионального сотрудничества в области использования ГМТ;

организация сотрудничества с производителями газобаллонного оборудования;

организация подготовки кадров в области использования ГМТ;

обеспечение условий для перевода парка грузового автотранспорта частных предприятий и организаций Санкт-Петербурга на использование ГМТ.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р указано о необходимости создания условий для доведения к 2020 году уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах с численностью населения более 1 млн. человек до 50 процентов общего количества единиц техники.

Сочетание федеральных и региональных мер поддержки выполнения указанных в настоящем разделе мероприятий позволит создать условия как для расширения спроса, так и для повышения предложения на рынке газомоторного топлива, что, в конечном итоге, приведет к росту эффективности и экологической безопасности автотранспорта.

3. Прогнозируемые объемы и источники финансирования мероприятий Программы

Предполагается, что финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и внебюджетных источников финансирования.

Общий прогнозный объем финансирования мероприятий Программы на приобретение подвижного состава, проектирование и реконструкцию инфраструктуры автотранспортных предприятий, закупку необходимого оборудования и хозяйственного транспорта, обучение персонала, проектирование и строительство АГНКС составляет 41571,4 млн.руб. (из бюджета Санкт-Петербурга - 31414,5 млн.руб., из внебюджетных источников финансирования - 10156,9 млн.руб.).

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)


Выделение бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться после принятия Правительством Санкт-Петербурга решения об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга.

Приобретение подвижного состава за счет средств бюджета Санкт-Петербурга будет осуществляться при условии строительства и ввода в эксплуатацию АГНКС.

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 42-рп)

4. Оценка социальной и экологической эффективности Программы

В настоящее время автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и атмосферного воздуха. На протяжении последних 10 лет в Санкт-Петербурге происходит неуклонный рост количества транспортных средств, вследствие чего увеличивается негативное воздействие данного вида транспорта на атмосферный воздух.

Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха и ухудшению условий проживания населения.

Применение природного газа в качестве моторного топлива позволит обеспечить уровень выбросов вредных веществ двигателями внутреннего сгорания, соответствующий нормам "ЕВРО-4". Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" с 01.01.2013 данному уровню должны удовлетворять все выпускаемые в Российской Федерации автомобили.

По укрупненным расчетам выбросы основных загрязняющих веществ для Санкт-Петербурга от грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, при переводе такого же количества автотранспортных средств на КПГ могут сократиться на 20-30 процентов. С учетом снижения в общем объеме выбросов высокотоксичных и канцерогенных веществ, присутствующих в отработанных газах автотранспортных средств, реализация мероприятий Программы по газификации транспорта может внести весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге.

5. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

сократить потребление дизельного топлива и бензина, что приведет к экономии бюджетных средств, а также будет способствовать сокращению затрат на перевозки. В результате реализации мероприятий Программы в течение 2014-2023 годов по ориентировочным расчетам экономия в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга за счет замены дизельного топлива и бензина на газомоторное при сохранении существующего соотношения цен прогнозируется до 9433,9 млн.руб., в том числе на пассажирском автобусном транспорте общего пользования - 3868,6 млн.руб.;

обеспечить относительное снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу от государственного автотранспорта до 20-30 процентов.

Таким образом, реализация мероприятий Программы окажет положительное влияние на развитие экономики Санкт-Петербурга в целом, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, улучшению экологической обстановки в Санкт-Петербурге, созданию предпосылок для обеспечения высоких темпов развития инновационных технологий, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить условия для перевода подвижного состава предприятий и организаций Санкт-Петербурга на ГМТ.

Ожидаемые результаты выполнения Программы и перечень мероприятий Программы приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

(В редакции, введенной
 в действие распоряжением
 Правительства Санкт-Петербурга
 от 21 июня 2016 года N 42-рп
. -
 См. предыдущую редакцию)


Ожидаемые результаты выполнения Программы


N

Наименование показателя

Исполнитель

Значение показателя

п/п

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Количество автотранспортных средств, использующих КПГ, в том числе (единиц, нарастающим итогом (приобретение по годам):

1.1

Грузовые и специальные автомобили

ЖК

2

-

-

-

-

-

10
(+8)

16
(+6)

23
(+7)

27
(+4)

27

КЭИО

-

-

-

7

33 (+26)

54 (+21)

81
(+27)

88
(+7)

95
(+7)

103
(+8)

103

КБ

-

12

14
(+2)

24
(+10)

177
(+153)

339
(+162)

513
(+174)

703
(+190)

902
(+199)

1102
(+200)

1102

ИТОГО по Исполнителям

2

12

14

31

210

393

604

807

1020

1232

1232

1.2

Автобусы

КТ

-

39

99
(+48)

99
(+0)

213
(+114)

416
(+203)

619
(+203)

823
(+204)

1027
(+204)

1231
(+204)

1231

ВСЕГО по Исполнителям

2

51

113

130

423

809

1223

1630

2047

2463

2463

2

Количество новых АГНКС (единиц, нарастающим итогом)

Инвестор

3

3

3

9

25

26

26

26

26

26

26

3

Объем потребления КПГ (тыс.куб.м, нарастающим итогом)

3.1

Грузовые и специальные автомобили

КЭШ

-

-

-

-

43,0

117,2

182,5

182,5

182,5

182,5

182,5

КБ

-

-

562,1

963,6

7106,6

13610,9

20597,0

28225,5

36215,3

44245,3

44245,3

ИТОГО по Исполнителям

-

-

562,1

963,6

7149,6

13728,1

20779,5

28408,0

36397,8

44427,8

44427,8

3.2

Автобусы

КТ

-

-

2500

3300

5200

10483,3

17250

24033,3

30833,3

37633,3

37633,3

ВСЕГО по Исполнителям

-

-

3062,1

4263,6

12349,6

24211,4

38029,5

52441,3

67231,1

82061,1

82061,1

4

Экономия затрат на моторное топливо при использовании КПГ за счет снижения потребления жидкого моторного топлива (тыс.руб., нарастающим итогом)

4.1

Грузовые и специальные автомобили

КЭИО

-

-

-

-

1002,8

2906,2

4748,8

4748,8

4748,8

4748,8

4748,8

КБ

-

-

5302,7

9090,4

67041,4

128401,3

194306,4

266271,7

341645,9

417398,8

417398,8

ИТОГО по Исполнителям

-

-

5302,7

9090,4

68044,2

131307,5

199055,2

271020,5

346394,7

422147,6

422147,6

4.2

Автобусы

КТ

-

-

21400,96

30424,5

51297,5

110656,2

194827,1

290441,1

398701,9

520696,1

520696,1

ВСЕГО по Исполнителям

-

-

26703,66

39514,9

119341,7

241963,7

393882,3

561461,6

745096,6

942843,7

942843,7

5

Снижение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом (тонн, нарастающим итогом)

5.1

Грузовые и специальные автомобили

КЭИО

-

-

-

-

63,1

125,9

202,5

202,5

202,5

202,5

202,5

КБ

-

-

36,1

61,9

456,7

874,6

1323,5

1813,7

2327,2

2843,2

2843,2

ИТОГО по Исполнителям

-

-

36,1

61,9

519,8

1000,5

1526

2016,2

2529,7

3045,7

3045,7

5.2

Автобусы

КТ

-

-

998,4

1317,9

2076,8

4186,8

6889,3

9598,4

12314,2

15029,9

15029,9

ВСЕГО по Исполнителям

-

-

1034,5

1379,8

2596,6

5187,3

8415,3

11614,6

14843,9

18075,6

18075,6

6

Количество новых рабочих мест (единиц)

Инвестор

-

-

36

72

192

12

-

-

-

-

312

КЭИО

-

-

-

-

-

-

5

-

-

-

5

ВСЕГО по Исполнителям

-

-

36

72

192

12

5

-

-

-

317

7

Количество производственных зон обслуживания автотранспортных средств, использующих КПГ (сервисных центров) (единиц, нарастающим итогом)

Подведом-
ственные КТ предприятия (учреждения)

1

1

3

3

3

3

3

3

3

Подведом-
ственные КБ предприятия (учреждения)

-

-

-

1

2

3

4

4

4

4

4

ВСЕГО по Исполнителям

-

-

1

2

5

6

7

7

7

7

7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»