Недействующий

О Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года (с изменениями на 27 декабря 2013 года) (утратило силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553)

Приложение 8
к Программе развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 года



Подпрограмма 8. "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"


Паспорт Подпрограммы

Ответственный исполнитель Подпрограммы:

Комитет по здравоохранению

Цели Подпрограммы:

Улучшение обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов

Задачи Подпрограммы:

Организация работы по эффективному обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Совершенствование организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы:

Удовлетворение потребности льготных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также в специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов

Этапы и сроки реализации:

Подпрограмма реализуется в два этапа:
Первый этап: 2013-2015 годы
Второй этап: 2016-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы

Всего: 14631473,88 тыс.руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе:
1. За счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга - 12737723,88 тыс.руб., из них по годам:
2013 г. - 2441213,00 тыс.руб.
2014 г. - 2115268,00 тыс.руб.
2015 г. - 1198643,30 тыс.руб.
2016 г. - 1263370,00 тыс.руб.
2017 г. - 1330328,005 тыс.руб.
2018 г. - 1398175,41 тыс.руб.
2019 г. - 1463889,66 тыс.руб.
2020 г. - 1526836,91 тыс.руб.
Из них: расходы на бесплатные медикаменты и изделия медицинского назначения в рамках целевых программ субъекта в 2013-2014 гг. - 1835726,00 тыс.руб.
2. В 2013 году за счет средств федерального бюджета - 1893750,00 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:

Повышение удовлетворения потребности льготных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также в специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов до 99%


Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Одним из наиболее важных направлений государственной политики обеспечения населения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения является льготное лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий, осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

Анализ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы лекарственного обеспечения с акцентом на увеличение финансирования закупок лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан.

Обеспечение доступности качественной медицинской и лекарственной помощи является целью социальной политики Российской Федерации. Лекарственная помощь - ключевая составляющая медицинской помощи, так как 95% всех врачебных назначений составляет именно лекарственная терапия.

До 2005 года нормативным актом, регулирующим льготное лекарственное обеспечение населения, было постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". С 01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон от 28.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным законом при предоставлении мер социальной поддержки (ранее "льгот") полномочия были распределены между федеральными и региональными органами исполнительной власти, а финансирование этих мер осуществляется соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Меры социальной поддержки, финансируемые за счет федерального бюджета, и категории граждан, отнесенные к "федеральным льготникам", определены в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178 "О государственной социальной помощи". Меры социальной поддержки, финансируемые за счет бюджета Санкт-Петербурга (субъекта РФ), и категории граждан, отнесенные к "региональным льготникам", определены Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2005 N 487-73 "О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга".

Граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, обеспечиваются лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. По проведенному анализу, в 2008 году за счет средств бюджета имели право на получение бесплатных лекарств 289173 чел., в 2009 году - 272191 чел., в 2010 году - 228077 чел., в 2011 году - 203356 чел., в 2012 году - 194522 чел. Данные говорят о том, что с каждым годом возрастает отказ граждан от лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в Санкт-Петербурге имеются категории граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врача бесплатно. Обеспечение лекарственной помощью этой категории граждан не подпадает под действие Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Организация оказания медицинской помощи данным категориям граждан отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации, которые реализуются в Санкт-Петербурге за счет средств регионального бюджета в соответствии с действующими нормативными актами Санкт-Петербурга. К этой категории граждан относятся лица, страдающие такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, инфаркт миокарда, болезнь Паркинсона, сахарный диабет, психические заболевания, злокачественные новообразования, туберкулез. Согласно проведенному анализу, в 2008 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга имели право на получение бесплатных лекарств 318843 чел., в 2009 году - 335997 чел., в 2010 году - 362249 чел., в 2011 году - 384213 чел., в 2012 году - 401652 чел. Согласно данных, имеет место значительный прирост граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета.

Указанная система лекарственного обеспечения функционирует с 2005 года.

Обеспечение льготных категорий жителей Санкт-Петербурга лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляется за счет двух источников финансирования:

- за счет средств федерального бюджета;

- за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

По проведенному анализу финансирования программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за период с 2008 по 2012 гг. следует отметить крайне низкий прирост финансирования лекарственного обеспечения. Так, в 2008 году на лекарственное обеспечение из федерального бюджета были выделены ассигнования в размере 1915,00 млн руб., в 2009 году - 1993,88 млн руб., в 2010 году - 1946,43 млн руб., в 2011 году - 1995,04 млн руб., в 2012 году - 1999,00 млн руб.

Увеличение финансирования лекарственного обеспечения отмечается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Так, в 2008 году на лекарственное обеспечение из бюджета Санкт-Петербурга были выделены ассигнования в размере 1306,66 млн руб., в 2009 году - 2126,47 млн руб., в 2010 году - 2368,25 млн руб., в 2011 году - 2168,23 млн руб., в 2012 году - 2426,70 млн руб.

Наглядно вышеуказанные данные можно представить в виде таблицы.

2008

2009

2010

2011

2012

ДЛО

кол-во человек

289173

272191

228077

203356

194522

млн руб.

1915,00

1993,88

1946,43

1995,04

1999,00

РЛО

кол-во человек

318843

335997

362249

384213

401652

млн руб.

1306,66

2126,47

2368,25

2168,23

2426,70


ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение.

РЛО - региональное лекарственное обеспечение.

Анализ удовлетворения спроса свидетельствует о недостаточном количестве препаратов как по ассортименту, так и по объему по ряду нозологии, что связано с недостаточным финансированием. Подушевой норматив, установленный федеральным законодательством, не покрывает реальную потребность в лекарственных средствах инвалидов. Решение проблемы возможно только при изменении финансирования программы ОНЛС путем увеличения норматива финансовых средств на одного гражданина.

Недостаток препаратов привел к отказу граждан от социального пакета, и как следствие, к уменьшению выделенных ассигнований на лекарственное обеспечение по программе ОНЛС. Так, в 2008 году имели право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами 289 тысяч человек, а к 2012 году отказались от социального пакета 95 тысяч человек. Следует отметить, что в основном оставили за собой право на лекарственное обеспечение граждане, нуждающиеся в дорогостоящих препаратах.

Для улучшения ситуации привлекаются финансовые средства субъекта. Так, с марта 2008 реализуется программа по онкологии, а с августа 2008 года - программа по психиатрии и программа по туберкулезу, с 2012 года - по диабету. Но и эти меры не позволяют полностью обеспечить реальную потребность в лекарственных препаратах.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является проблема обеспечения пациентов с редкими заболеваниями.

На территории Санкт-Петербурга проживают пациенты с редкими генетическими заболеваниями, лечение которых не предусмотрено законодательством за счет средств федерального бюджета. Пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Учитывая крайне высокую стоимость лечения дорогостоящими препаратами обеспечить реальную потребность пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, в препаратах только за счет средств бюджета Санкт-Петербурга не представляется возможным. Для решения этой проблемы необходимо дополнительное финансирование.

В 2012 году в Комитете по здравоохранению имелась информация о регистрации 156 пациентов, нуждающихся в дорогостоящих лекарственных препаратах. По состоянию на 15.04.2013 в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - Федеральный регистр), включено 479 человек. Пациенты, включенные в Федеральный регистр, нуждаются в лекарственных препаратах и специализированных продуктах лечебного питания. В Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний включено 24 редких (орфанных) заболевания, из них для обеспечения жителей Санкт-Петербурга по 5 заболеваниям граждане нуждаются в специализированных продуктах лечебного питания, по 14 заболеваниям в лекарственных препаратах и по 5 заболеваниям (гемолитико-уремический синдром, дефект в системе комплемента, гомоцистинурия, глюкатарикацидурия, незавершенный остеогенез) потребность в специализированных продуктах лечебного питания и в лекарственных препаратах отсутствует (в Федеральном регистре числится 0 человек). В Санкт-Петербурге ведутся следующие регистры граждан, страдающих орфанными заболеваниями: