ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2012 года N 478

О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

(с изменениями на 20 мая 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 24.05.2016).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения условий для осуществления права граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, на жилище Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева С.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 16 мая 2012 года  N 478

     
Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

(с изменениями на 20 мая 2016 года)

1. Введение

Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в целях создания благоприятных условий для реализации конституционного права граждан на жилище и оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан.

В период с 2005 по 2011 год была разработана нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с реализацией полномочий, предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральными законами субъектам Российской Федерации. Органами государственной власти Санкт-Петербурга приняты правовые акты, предусматривающие условия и содержащие дополнительные способы для улучшения жилищных условий граждан, определены формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - граждане, состоящие на жилищном учете).

В Санкт-Петербурге уже реализуются отдельные мероприятия, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Так, в Санкт-Петербурге приняты правовые акты, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей, в том числе Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге", Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 524 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".

Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.

Концепция определяет основные направления государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы и практические меры по ее эффективной реализации.

2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищной сфере


Санкт-Петербург занимает площадь 1439 кв.км. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 4868,5 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда составляет 112874,8 тыс.кв.м, 20% общей площади которых составляют жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения граждан в Санкт-Петербурге на 01.01.2012 в среднем составляет 23,3 кв.м на человека.

С 2007 года объем строительства объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге за счет всех источников финансирования составил 13813,9 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 1557,1 тыс.кв.м.

С начала реализации Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 N 593, количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сократилось более чем на 262329 человек (105435 семей).

За весь период реализации Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы улучшены жилищные условия более 183763 граждан (84606 семей), в том числе:

переселены из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в другие благоустроенные жилые помещения 31886 человек (14032 семьи);

приняли участие в целевых программах Санкт-Петербурга и улучшили свои жилищные условия 95177 граждан (49574 семьи);

исключены из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включены в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга жилые помещения в общежитиях, ранее переданных в ведение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, что позволило 56,7 тыс. гражданам (21,0 тыс. семей) заключить договоры социального найма жилых помещений и воспользоваться правом на бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе (приватизацию) занимаемых ими жилых помещений.

На протяжении последних лет органами государственной власти Санкт-Петербурга выполнялись государственные обязательства по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете.

В период с 2007 по 2011 год на предоставление участникам целевых программ Санкт-Петербурга социальных выплат и безвозмездных субсидий из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга было выделено 23,1 млрд.руб., что позволило оказать содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий более 27,0 тыс. гражданам, состоящим на жилищном учете.

Кроме того, в указанный период порядка 14 тыс. гражданам (5,4 тыс. семей) было оказано государственное содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий путем предоставления им возможности приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет.

Постоянно осуществлялось предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральным законодательством (ветераны, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане, получающие социальные выплаты, удостоверяемые государственными жилищными сертификатами).

Так, обеспечено выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", с начала действия которого путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда и безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений улучшены жилищные условия 10335 ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2012. Работа в данном направлении будет продолжена.

Жилищная политика в Санкт-Петербурге проводится в соответствии с приоритетами, определенными Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации.

Так, в 2009 году, объявленном Годом молодежи, улучшены жилищные условия 747 молодых семей в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье";

в 2010 году, объявленном Годом учителя, приобрели жилые помещения на условиях беспроцентной рассрочки более 2 тыс. граждан - членов семей учителей (преподавателей) (775 семей) - участников целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы";

в 2011 году в приоритетном порядке жилые помещения (квартиры) предоставлялись многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, и семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, что позволило улучшить жилищные условия порядка 5132 гражданам.

В период с 2008 по 2011 год количество коммунальных квартир сократилось на 11970 квартир, улучшены жилищные условия 46500 граждан (31027 семей), в том числе за счет предоставления социальных выплат 13082 участникам (5763 семьи) целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".

В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 года (в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации) данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору найма специализированного жилого помещения.

На 01.01.2012 в Санкт-Петербурге количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - жилищный учет), составляет 419221 чел. (181962 семьи), в том числе:

375161 чел. (163815 семей) приняты на жилищный учет до 01.03.2005;

44060 чел. (18147 семей) - после 01.03.2005.

Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, составляет 38255 чел. (17760 семей).

3. Задачи государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

Приоритетными направлениями реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы являются:

расселение коммунальных квартир;

предоставление гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, других благоустроенных жилых помещений;

оказание финансовой поддержки гражданам, состоящим на жилищном учете, путем предоставления социальных выплат и безвозмездных субсидий;

государственное содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - государственное содействие) молодых семей, в том числе многодетных семей для создания условий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях;

развитие доступной среды проживания для инвалидов в Санкт-Петербурге;

предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга (далее - коммерческие жилые помещения) по договорам найма и аренды;

развитие механизмов, направленных на приобретение жилых помещений с использованием рассрочки оплаты стоимости жилого помещения, ипотечных жилищных кредитов и зачета стоимости имеющихся в собственности граждан жилых помещений;

разработка и утверждение новых целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на улучшение жилищных условий граждан с использованием различных финансово-правовых механизмов;

реализация действующих целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на поддержку молодых семей, в том числе семей с тремя и более детьми, работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;

разработка финансово-правового механизма передачи в собственность Санкт-Петербурга жилых помещений под выплату ренты в целях государственной поддержки пожилых одиноких граждан.

3.1. Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге

В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 104 тыс. коммунальных квартир (392 тыс. комнат), что составляет 9% жилищного фонда Санкт-Петербурга, из них 137 тыс. - жилые помещения (комнаты) государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

При этом большая часть коммунальных квартир расположена в многоквартирных домах в историческом центре Санкт-Петербурга, в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах Санкт-Петербурга. В коммунальных квартирах проживают 660 тыс. граждан (304 тыс. семей), из них на жилищном учете состоит порядка 231 тыс. граждан (114 тыс. семей).

В ходе реализации действующих целевых программ Санкт-Петербурга ежегодно 3-4 тыс. коммунальных квартир становятся отдельными.

Одной из причин, осложняющих процесс расселения, является незаинтересованность отдельных собственников и нанимателей жилых помещений в переселении в иные жилые помещения, так как принадлежащие им (занимаемые ими) жилые помещения в коммунальной квартире не являются для них единственным жилым помещением, что особенно характерно для жилых помещений, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга.

Оставшиеся в Санкт-Петербурге коммунальные квартиры становятся менее населенными. Так, в трехкомнатных коммунальных квартирах проживают в среднем 2-3 семьи, в четырехкомнатных - 2,9 семьи, в пятикомнатных - 3,6 семьи.

Основными механизмами расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге являются:

продажа гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений (комнат) государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по рыночной стоимости с рассрочкой платежа на срок до пяти лет, а для граждан, состоящих на жилищном учете, - также с применением понижающих коэффициентов;

предоставление социальных выплат для строительства или приобретения жилых помещений для граждан, состоящих на жилищном учете, проживающих в коммунальных квартирах и являющихся участниками целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", при условии, что в результате использования ими таких выплат коммунальная квартира становится отдельной;

привлечение юридических лиц к расселению коммунальных квартир;

перераспределение жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, обмен и мена жилых помещений на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, при которых улучшаются жилищные условия граждан - участников указанной целевой Программы Санкт-Петербурга, состоящих на жилищном учете, при которых указанные граждане в установленном порядке снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей);

предоставление участникам иных целевых программ Санкт-Петербурга, проживающим в коммунальных квартирах, первоочередного права на оказание государственного содействия.

Основные мероприятия по расселению коммунальных квартир будут направлены на расселение коммунальных квартир, жилые помещения в которых занимаются гражданами, состоящими на жилищном учете.

В целях оптимизации используемых механизмов расселения планируется осуществление сбора и анализа информации о коммунальных квартирах, расположенных в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, с последующей их классификацией как по количеству проживающих в них нанимателей и (или) собственников жилых помещений, а также членов семей нанимателей и (или) собственников жилых помещений, состоящих на жилищном учете, так и по соответствию жилых помещений установленным требованиям к жилому помещению.

3.2. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в части решения задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, важным направлением жилищной политики Санкт-Петербурга является выполнение обязательств Санкт-Петербурга по отношению к гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»