ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2009 года N 244/12
Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год (далее - Программа).
2. Определить центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации мероприятий Программы, Комитет по труду и занятости населения Московской области.
3. Министерству по делам печати и информации Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Кошмана С.Н.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год
Наименование Программы | Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2009 год |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Московской области | Комитет по труду и занятости населения Московской области |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы | 2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда Московской области, негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 209993,0 тыс.руб., в том числе: субсидия федерального бюджета 199493,4 тыс.руб.; средства бюджета Московской области 10499,6 тыс.руб. |
Целевой показатель Программы | Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 1,3 процента в среднегодовом исчислении, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы | Прохождение опережающей профессиональной подготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) не менее 1900 работников организаций, находящихся под риском увольнения. Создание не менее 11135 рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. |
Ситуация в экономике Московской области в течение последних лет характеризовалась положительной динамикой в развитии большинства отраслей. Валовой региональный продукт в Московской области в 2007 году составил 1082,5 млрд.рублей. В 2008 году экономический оборот вырос на 37,9 процента к предыдущему году и достиг почти 5 млрд.рублей. Рост валового регионального продукта по сравнению с 2007 годом не снизился и достиг прогнозируемых значений в 1,5 триллиона рублей.
Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2008 года составил 109,0 процента к соответствующему периоду 2007 года.
Динамика промышленного производства в IV квартале 2007 года представлена следующим образом:
октябрь к сентябрю - 100,9 процента;
ноябрь к октябрю - 88,6 процента;
декабрь к ноябрю - 96,9 процента.
Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. Численность постоянного населения области увеличилась за 2007 год на 0,33 процента и на 01.01.2008 составила 6667,9 тыс.человек (прогнозные данные), из них 80,4 процента - городское население. В общей численности населения доля женщин составляет 54,2 процента. Численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась до 4210,8 тыс.человек (прогнозные данные).
Развитие экономики позитивно влияло на ситуацию в сфере занятости, стимулировало рост экономической активности населения. Увеличилась численность граждан, занятых в сфере экономики, снизился уровень общей безработицы. Численность экономически активного населения составила 3755 тыс.человек. Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий за январь-август 2008 года достигла 2365,8 тыс.человек, то есть увеличилась на 2,7 процента к соответствующему периоду 2007 года. На крупных и средних предприятиях было занято 72,0 процента работающих.
Спрос на рабочую силу за январь - август 2008 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 2,9 процента и составил 473,5 тыс.человек. Предложение рабочей силы на рынке труда уменьшилось на 3 процента и составило 542,8 тыс.человек. Общая численность незанятых ищущих работу граждан на конец сентября 2008 года составила 86 тыс.человек (из них 28,5 тыс.человек зарегистрировано в службе занятости), что на 13,6 процента меньше, чем в соответствующем периоде 2007 года.
За период с 1 октября 2007 года по 1 октября 2008 года уровень общей безработицы снизился с 2,7 процента до 2,3 процента. За 9 месяцев 2008 года за предоставлением государственных услуг в государственные учреждения Московской области центры занятости населения (далее - центры занятости) обратились 255,2 тыс.человек, в том числе за содействием в поиске подходящей работы - 105,0 тыс.человек (из них 57,3 процента - женщины), или 109,1 процента к аналогичному периоду 2007 года.
Уровень регистрируемой безработицы с начала года снизился на 0,1 процентного пункта и достиг по состоянию на 1 октября 2008 года минимального значения за весь период статистического наблюдения - 0,5 процента.
Таким образом, ситуация на рынке труда Московской области по итогам 9 месяцев имела четко выраженную положительную динамику.
Мировой финансовый кризис обусловил появление финансово-экономических проблем в целом ряде организаций Подмосковья, привел к дестабилизации ситуации на рынке труда в отдельных видах экономической деятельности. Отсутствие необходимых кредитов, падение спроса на произведенную продукцию, рост дебиторской задолженности по выполненным работам приводят к частичному, а в отдельных случаях и полному свертыванию производства. Многие организации переходят на сокращенную рабочую неделю, на работу в режиме неполного рабочего дня, отправляют работников в вынужденные отпуска.
В октябре-декабре 2008 года активизировался процесс высвобождения работников, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
По состоянию на 14 января 2009 года в службу занятости населения поступили сведения от 143 организаций о планируемом увольнении 11015 работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций.
По видам экономической деятельности планируемое высвобождение работников из организаций Московской области распределяется следующим образом:
обрабатывающие производства: 68 организаций (списочной численностью 76105 человек) заявили о предполагаемом сокращении 6845 работников (9,1 процента), фактически уволено - 2430 человек;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: 1 организация (списочной численностью 472 человека) заявила о предполагаемом сокращении 246 работников (52,1 процента), фактически уволено - 246 человек;
строительство: 11 организаций (списочной численностью 1473 человека) заявили о предполагаемом сокращении 492 работников (33,4 процента), фактически уволено - 22 человека;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг: 5 организаций (списочной численностью 5681 человек) заявили о предполагаемом сокращении 305 работников (5,4 процента), фактически уволено - 50 человек;
транспорт и связь: 4 организации (списочной численностью 1611 человек) заявили о предполагаемом сокращении 476 работников (29,5 процента), фактически уволено - 47 человек;
здравоохранение и предоставление социальных услуг: 8 организаций (списочной численностью 4802 человека) заявили о предполагаемом сокращении 298 работников (6,2 процента), фактически уволено - 217 человек;
образование: 3 организации (списочной численностью 4356 человек) заявили о предполагаемом сокращении 331 работника (7,6 процента), фактически уволено - 297 человек;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды: 4 организации (списочной численностью 2456 человек) заявили о предполагаемом сокращении 247 работников (10,1 процента), фактически уволено - 218 человек;
добыча полезных ископаемых: 3 организации (списочной численностью 470 человек) заявили о предполагаемом сокращении 362 работников (77,0 процента), фактически уволено - 207 человек;
государственное управление и обеспечение военной безопасности: 9 организаций (списочной численностью 832 человека) заявили о предполагаемом сокращении 484 работников (58,2 процента), фактически уволено - 171 человек;
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: 16 организаций (списочной численностью 2911 человек) заявили о предполагаемом сокращении 614 работников (24,1 процента), фактически уволено - 395 человек;
оптовая и розничная торговля: 3 организации (списочной численностью 123 человека) заявили о предполагаемом сокращении 91 работника (37,3 процента), фактически уволено - 94 человека;
финансовая деятельность: 8 организаций (списочной численностью 357 человек) заявили о предполагаемом сокращении 224 работников (74 процента), фактически уволено - 81 человек.
Таким образом, наибольшие объемы высвобождения отмечаются по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства (6845 человек); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (614 человек); строительство (492 человека), государственное управление (484 человека), транспорт и связь (456 человек).
О наиболее многочисленном массовом увольнении работников в органы службы занятости населения заявили: ОАО "ЭЗТМ", г.Электросталь (высвобождается 452 человека); ОАО ХК "Коломенский завод" (400 человек); ЗАО "Бецема", г.Красногорск (300 человек); ОАО "100 Комбинат железобетонных изделий", Сергиево-Посадский район (246 человек); ООО "Озерский молочный комбинат" (220 человек); ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (208 человек); ОАО "Щелковский металлургический завод", г.Щелково (168 человек); ЗАО "ТРЕК", г.Электросталь (161 человек); ОАО "Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин", Ногинский район, г.Старая Купавна (146 человек); ОАО Металлургический завод "Электросталь", г.Электросталь (106 человек); ОАО "Электростальский химико-механический завод", г.Электросталь (156 чел.); ОАО ЦНИИСМ (Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения), Сергиево-Посадский район, г.Хотьково (160 человек).
Под угрозой массового увольнения находятся 47 организаций Московской области, среднесписочная численность которых составляет более 16 тысяч человек. В этих организациях 4,3 тыс.человек работают неполное рабочее время по инициативе работодателя, 4,6 тыс. работников находятся в простое по вине работодателя, 1,5 тыс.человек находятся в отпусках без сохранения заработной платы.
В связи с массовыми увольнениями работников как из организаций Московской области, так и города Москвы, где работают многие жители Подмосковья, предложение рабочей силы выросло на 0,8 процента и составило 716,2 тыс.человек. Спрос на рабочую силу уменьшился по сравнению с 2007 годом на 3,8 процента и составил 568,9 тыс.человек. К концу 2009 года общая численность безработных граждан по методологии МОТ (Международной организации труда) может достигнуть 135 тыс.человек, уровень общей безработицы - 3,6 процента от экономически активного населения. Эти негативные тенденции повлияют на ход экономических процессов и вызовут усиление напряженности на рынке труда в 2009 году. Прогнозируется, что спрос на рабочую силу продолжит снижаться. Увеличится риск потери работы гражданами в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий.
С октября 2008 года увеличилось число обращений граждан в службу занятости населения, растет численность граждан, признанных в установленном законодательством порядке безработными.
За декабрь 2008 года численность официально зарегистрированных безработных в Московской области увеличилась на 5548 человек (на 26,8 процента) и составила 26262 человека, что на 3902 человека больше, чем на начало 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы на конец декабря 2008 года составлял 0,7 процента от экономически активного населения. На 14 января 2009 года уровень регистрируемой безработицы - 0,75 процента.
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы службы занятости населения с целью поиска работы, может составить 150 тыс.человек (на 40,6 процента больше, чем в 2008 году). Прогноз основных параметров регистрируемого рынка труда Московской области в 2009 году приведен в приложении N 1.
1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
47,3 | 36,1 | 33,5 | 38,4 | 36,1 | 36,9 | 33,3 | 28,7 | 22,4 | 26,3 |
Реализация Ведомственной целевой программы Московской области "Содействие занятости населения Московской области на 2009 год", утвержденной распоряжением Главного управления государственной службы занятости населения Московской области от 29.12.2008 N 11, позволит в 2009 году обеспечить следующее:
Численность граждан, получивших государственную услугу по профессиональной ориентации, чел. | 70000 |
Численность безработных граждан, получивших государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда, чел. | 1700 |
Численность безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан, чел. | 1600 |
Численность граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей после получения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, чел. | 96 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, чел. | 26936 |
Количество организованных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, ед. | 208 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации проведения общественных работ, чел. | 2498 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, чел. | 1032 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, чел. | 313 |
Численность безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, чел. | 6000 |