ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2008 года N 1106/48
(с изменениями на 2 ноября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 27 декабря 2013 года N 1158/57
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 24 сентября 2009 года N 778/40 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 10, 30.10.2009);
постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2011 года N 115/4 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 3, 30.03.2011);
постановлением Правительства Московской области от 19 апреля 2011 года N 352/15 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 6, 30.06.2011);
постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 221, 29.11.2011).
____________________________________________________________________
_________________
* Название в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года постановлением Правительства Московской области от 19 апреля 2011 года N 352/15. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии с Бюджетным Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 21.07.2008 N 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере здравоохранения", в целях снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения Московской области от заболеваний социального характера и их осложнений Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы" (прилагается) (пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года постановлением Правительства Московской области от 19 апреля 2011 года N 352/15, - см. предыдущую редакцию).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы"*
(с изменениями на 2 ноября 2011 года)
_________________
* Название в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года постановлением Правительства Московской области от 19 апреля 2011 года N 352/15. - См. предыдущую редакцию.
(Паспорт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года постановлением
Правительства Московской области от 19 апреля 2011 года N 352/15, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Московской области от 21.07.2008 N 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере здравоохранения", |
Государственный заказчик Программы | Министерство здравоохранения Московской области |
Разработчик Программы | Министерство здравоохранения Московской области |
Цели Программы | Снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения от заболеваний социального характера и их осложнений. |
Задачи Программы | Внедрение современных методов раннего выявления, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; |
снижение уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики; | |
Сроки реализации Программы | 2009-2012 годы |
Исполнители Программы | Министерство здравоохранения Московской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственные учреждения здравоохранения Московской области. |
(позиция в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46, - см. предыдущую редакцию) | |
Подпрограмма | "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 годы" (далее - Подпрограмма). |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, составляет 28264107,9 тыс.рублей, в том числе по годам: |
(позиция в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2011 года постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46, - см. предыдущую редакцию) | |
Планируемые результаты Программы | Снижение частоты тяжелых осложнений при сахарном диабете с 9,5 процента до 8,4 процента; увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом с 70,1 года до 71,8 года; |
(позиция дополнена с 10 декабря 2011 года постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46, - см. предыдущую редакцию) |
В Московской области, как и в целом в Российской Федерации, продолжает оставаться напряженной эпидемиологическая ситуация, связанная с высоким уровнем заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, сахарный диабет, артериальная гипертония, инфекционные и венерические заболевания, вирусные гепатиты, психические расстройства и расстройства поведения).
В Московской области на высоком уровне остается заболеваемость сахарным диабетом. По состоянию на 01.01.2007 зарегистрировано 156043 больных сахарным диабетом, из них 9672 человека страдают сахарным диабетом 1 типа. Среди больных сахарным диабетом остается высокой частота развития сосудистых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации. Диабетическая ангиопатия нижних конечностей в сочетании с нейропатией приводят к развитию синдрома диабетической стопы и у 20 процентов больных заканчиваются ампутацией нижних конечностей. Диабетическая нефропатия встречается в 12-15 раз чаще, а слепота в 10 раз чаще, чем среди населения в целом. Смертность среди больных сахарным диабетом от болезней сердца и инсультов в 5-6 раз выше, чем в среднем среди населения.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на обеспечение диабетологической службы средствами для ранней диагностики, профилактики сахарного диабета и его осложнений, обеспечение больных сахарным диабетом современными сахароснижающими препаратами и диагностическими средствами позволит снизить частоту тяжелых осложнений при сахарном диабете до 8,6 процента и увеличить среднюю продолжительность жизни больных сахарным диабетом на 1,4 года.
В 2007 году зарегистрирован 3921 впервые выявленный больной туберкулезом (59,0 на 100 тыс.населения). Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находятся 61227 больных различными формами туберкулеза. Интенсивный показатель первичной инвалидности вследствие туберкулеза составляет 1,3 чел. на 10 тыс.населения. Смертность от туберкулеза жителей Подмосковья в 2007 году составила 15,32 случая на 100 тыс.населения.
Серьезной проблемой остается туберкулез в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где заболеваемость туберкулезом выше в 8 раз, чем среди населения.
Выполнение программных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и профилактику туберкулеза, обеспечение лечебно-профилактических учреждений средствами диагностики, специфического лечения и дезинфекции и оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским, лабораторным, дезинфекционным оборудованием, позволит снизить первичную заболеваемость туберкулезом жителей Московской области до 56,5 случая на 100 тыс.населения, снизить смертность от туберкулеза до 15,26 случая на 100 тыс.населения.
Продолжается рост числа зарегистрированных ВИЧ-инфицированных лиц. В 2007 году был выявлен 2571 новый случай ВИЧ-инфекции (38,7 на 100 тыс.населения). По состоянию на 01.01.2008 общее число инфицированных достигло 23910 человек (360,7 случая на 100 тыс.населения). Среди ВИЧ-инфицированных возрастает доля женщин детородного возраста, что увеличивает риск распространения инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов (риск перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции).
Выполнение программных мероприятий, направленных на проведение профилактических санитарно-просветительных мероприятий среди населения, приобретение диагностических средств и лабораторного оборудования для диагностики СПИДа, в том числе для проведения скрининга и обследования доноров, закупка лекарственных препаратов для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции/СПИДа, оппортунистических, СПИД-ассоциированных и сопутствующих заболеваний позволит предотвратить распространение ВИЧ-инфекции с сохранением заболеваемости на уровне не выше 40 случаев на 100 тыс.населения и обеспечить сохранение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку на уровне не выше 5 процентов.
За последние 10 лет число ежегодно регистрируемых больных злокачественными опухолями возросло на 13,1 процента. На начало 2008 года на диспансерном учете состоит 153961 пациент со злокачественной патологией. Из них живы не менее 5 лет после установления диагноза 84349 человек (54,7 процента). В 2007 году впервые выявлен 22391 больной злокачественными новообразованиями, из них каждый пятый с поздней стадией заболевания. Наиболее часто выявляются опухоли молочной железы, легкого, желудка, злокачественные заболевания толстой кишки, тела матки, предстательной железы. Заболеваемость населения новообразованиями составляет 336,9 случая на 100 тысяч населения.
Высока доля больных, умерших в течение первого года установления диагноза злокачественного новообразования. Общая смертность от новообразований составляет 196,7 случая на 100 тыс.населения. На долю злокачественных новообразований приходится 12 процентов от всех причин смерти населения. Остаются крайне высокими показатели первичного выхода на инвалидность вследствие злокачественных новообразований, впервые в течение года инвалидами признаются 18,9 человек на 10 тысяч взрослого населения.
Реализация программных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению онкологических заболеваний, оснащению медицинским оборудованием государственных учреждений здравоохранения, оказывающих помощь онкологическим больным, издание санитарно-просветительных материалов для населения позволит снизить показатель смертности от злокачественных новообразований до 192,7 случая на 100 тыс.населения и уменьшить долю больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, из числа больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 21,5 процента.
Абзац утратил силу - постановление Правительства Московской области от 11 февраля 2011 года N 115/4. - См. предыдущую редакцию.
Программные мероприятия, направленные на организацию и проведение просветительских мероприятий по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, оснащение кожно-венерологических диспансеров современным медицинским оборудованием позволят улучшить диагностику и снизить заболеваемость сифилисом до 51,1 случая на 100 тыс.населения, а у детей до 2,6 случая на 100 тыс. детского населения, снизить заболеваемость детей гонореей до 0,1 случая на 100 тыс. детского населения.
Отмечается снижение числа случаев острых вирусных гепатитов за счет проводимых профилактических мероприятий. В то же время количество больных хроническими вирусными гепатитами и вирусоносителей неуклонно возрастает. За период с 2000 года по 2007 год число больных хроническим вирусным гепатитом B выросло с 3,4 до 4,2 чел. на 100 тыс.населения, хроническим вирусным гепатитом C - с 11,0 до 13,18.
Рост заболевших вирусными гепатитами в значительной мере связан с увеличением числа инфицированных лиц, которые считаются здоровыми вирусоносителями. Число носителей вирусов гепатита B и C в 2007 году составило соответственно 55,3 и 158,1 чел. на 100 тыс.населения. Около 80 процентов инфицированных составляют лица молодого возраста от 15 до 29 лет. Носительство вируса, как правило, с течением времени трансформируется в хронический вирусный гепатит, который приводит к таким осложнениям, как гепатоцеллюлярная карцинома и цирроз печени с печеночной недостаточностью.
Программные мероприятия, направленные на приобретение современного медицинского оборудования для диагностики вирусных гепатитов и современных лекарственных препаратов для лечения больных вирусными гепатитами, позволят снизить заболеваемость острым вирусным гепатитом B до 3,0 случая на 100 тыс.населения, острым вирусным гепатитом C - до 6,8 случая на 100 тыс.населения.
В 2007 году заболеваемость населения Московской области психическими расстройствами составила 274 случая на 100 тыс.населения. Первичный выход на инвалидность составил 2,1 на 10 тыс.населения. Сохраняется высокая доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов (15,3 процента), доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар (24 процента), средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре 79,0 дня.
Материально-техническая база большинства психиатрических учреждений Московской области развита слабо, особенно в учреждениях, переданных из муниципальной собственности.
Совершенствование методов профилактики психических расстройств, разработка и реализация консультативной помощи, обучающих программ для населения по вопросам охраны психического здоровья и профилактики суицидов, совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств, обеспечение психически больных современными лекарственными средствами, оснащение современным медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием специализированных медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, позволит снизить долю пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 14,1 процента, снизить среднюю продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре до 74 дней, снизить долю повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 20 процентов.
Успехи в иммунопрофилактике, наблюдаемые последние 5 лет, привели к снижению заболеваемости инфекционными болезнями, управляемыми средствами иммунопрофилактики. Однако охват профилактическими прививками взрослого населения не достиг рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения уровня.
Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить поддержание высокого уровня охвата профилактическими прививками детей (не менее 95 процентов) путем приобретения современных медицинских иммунобиологических препаратов для иммунизации населения, подготовку медицинских кадров по вопросам организации и проведения иммунопрофилактики, совершенствование системы информирования населения о роли профилактических прививок в предупреждении инфекционных заболеваний.
В 2007 году в Московской области зарегистрировано 324,1 тыс. больных артериальной гипертонией. Уровень заболеваемости при болезнях системы кровообращения составляет 139,8 случая на 1000 населения, среди которых гипертоническая болезнь занимает ведущее место и составляет 48,8 случая на 1000 населения. На долю цереброваскулярных заболеваний приходится 33 процента, а артериальной гипертонии - 12,6 процента от всех случаев первичной инвалидности вследствие болезней системы кровообращения. Артериальная гипертония является одним из основных факторов риска развития инфаркта миокарда, инсульта и других тяжелых осложнений, приводящих к высокому уровню смертности. Смертность от болезней системы кровообращения традиционно занимает лидирующее место, на ее долю среди всех причин смертности приходится около 60 процентов. Заболевания, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, и ишемическая болезнь сердца занимают основное место среди причин смертности от болезней системы кровообращения.
Оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием, внедрение современных методов диагностики, предусмотренных Программой, позволят увеличить число больных с артериальной гипертонией, состоящих под динамическим наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях, до 27,5 на 1000 населения.
Ранняя диагностика, использование в лечении артериальной гипертензии современных высокоэффективных лекарственных препаратов, обучение больных методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении позволят избежать или замедлить развитие осложнений, сохранить трудоспособность больных.
Абзац утратил силу - постановление Правительства Московской области от 11 февраля 2011 года N 115/4. - См. предыдущую редакцию.
Важность первичной медико-санитарной помощи делает ее одним из приоритетных направлений реформирования системы здравоохранения. Реорганизация системы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики позволяет повысить качество и доступность медицинской помощи, усилить профилактическую направленность в деятельности врача, улучшить преемственность оказания медицинской помощи, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.
Совершенствование систем профессиональной переподготовки по специальности "общая врачебная практика" позволит достигнуть показателя обеспеченности врачами общей практики 0,30 на 10 тыс.населения (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2011 года N 115/4, - См. предыдущую редакцию).
Реализация комплекса мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации при социально значимых заболеваниях на протяжении всего срока действия Программы позволит стабилизировать и снизить уровень заболеваемости, инвалидности и смертности населения от заболеваний социального характера и их осложнений, улучшить качество жизни больных, страдающих этими заболеваниями.
Здания и инженерные системы противотуберкулезной, кожно-венерологической, психиатрической и созданной на ее базе наркологической служб за период длительной эксплуатации пришли в ветхое состояние и требуют капитального ремонта или замены (абзац дополнительно включен с 10 декабря 2011 года постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46).
Включение в Программу затрат на изготовление проектно-сметной документации на проведение капитального и текущего ремонта учреждений здравоохранения Московской области имеет своей целью выполнение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" как обоснование начальной цены контракта и для планирования работ по укреплению материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Московской области (абзац дополнительно включен с 10 декабря 2011 года постановлением Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46).
Государственным заказчиком и разработчиком и исполнителем Программы является Министерство здравоохранения Московской области. Государственный заказчик Программы несет ответственность за подготовку и своевременную реализацию ее мероприятий и обеспечение достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации Программы.
Исполнителями мероприятий Программы являются Министерство здравоохранения Московской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, государственные учреждения здравоохранения Московской области.