ЗАКОН
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 26 декабря 2008 года N 74-РЗ
О республиканской целевой программе "Жилище" на 2008-2012 годы
Принят
Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
13 ноября 2008 года
(утратил силу:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2013 года N 59-РЗ, НГР: RU07000201300221)
(изменения и дополнения:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.04.2010 года N 25-РЗ, НГР: RU07000201000109
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16.12.2011 года N 111-РЗ, НГР: RU07000201100363)
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Жилище" на 2008-2015 годы.
(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.04.2010 года N 25-РЗ, НГР: RU07000201000109)
Правительству Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации республиканской целевой программы "Жилище" на 2008-2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период.
(в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.04.2010 года N 25-РЗ, НГР: RU07000201000109)
Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 января 2003 года N 9-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы "Жилье-2010" (Кабардино-Балкарская правда, 2003, N 19-21; 2005, N 22; 2006, N 334-338).
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
А. Каноков
город Нальчик
26 декабря 2008 года
N 74-РЗ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008-2015 годы
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Жилище" на 2008-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы | Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, |
Цели Программы | формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем |
Сроки реализации Программы | 2008-2015 годы |
Наименование подпрограммы | Обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" республиканской целевой программы "Жилище на 2008-2015 годы" |
Объемы и источники финансирования Программы | прогнозируемый объем средств на реализацию - 26051,4 млн. рублей, из них: Программы бюджетные средства - 2953,31 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 660,01 млн. рублей; |
Перечень мероприятий Программы | выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение жилищных условий населения республики; |
Исполнители Программы и основных мероприятий | Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство фин ансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности, связи и информатизации Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, филиал федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), администрации муниципальных районов и городских округов республики, а также предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
Контроль за ходом реализации Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляется Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по итогам финансового года. |
На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. м общей площади.
Проблема обеспечения жильем населения остается весьма острой. Несмотря на то, что средняя обеспеченность жильем одного жителя республики ежегодно растет, она продолжает оставаться значительно ниже среднероссийского уровня. По состоянию на 1 января 2007 года на одного жителя республики приходилось 16,4 кв. м общей площади (на 0,6 процента больше, чем в 2005 году) против 20,9 кв. м в целом по России за 2005 год.
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, на 1 января 2007 года увеличилось на 0,7 тыс. по сравнению с 2005 годом и составило 13,5 тыс. При этом прослеживается тенденция замедления предоставления им жилья: если в 2000 году получили жилье и улучшили жилищные условия 1,2 тыс. семей, то в 2001 году - 0,7 тыс. семей, в 2005 году - 0,5 тыс. семей.
Более 6,9 тыс. человек (около 1 процента от всего населения республики) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Количество семей, проживающих в указанных домах, составляет 51 процент от общей численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
В республике имеются 66 общежитий (в основном коридорного и блочного типов), в которых проживают около 4,5 тыс. семей. Наиболее острая проблема остается в г. Нальчике, где сосредоточено 76,5 процента общежитий (52 объекта), в которых проживают 3412 семей.
Построенные в 70-е и 80-е годы здания общежитий имеют значительный физический износ, близкий к аварийному состоянию.
В Кабардино-Балкарии с 1999 года отмечается сокращение численности населения, которое происходит за счет отрицательного сальдо миграции на фоне постоянно сокращающегося естественного прироста населения. В 2006 году естественный прирост составил 544 человека (в 1991 году - около 8 тыс. человек). Анализ состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих, свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в республике и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, основные причины, по которым молодые семьи не желали заводить детей, - отсутствие перспективы получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Завершается период так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей. Для наращивания объемов жилищного строительства ограничены возможности использования действующих мощностей. В целях увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Существовавшая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, основанная на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры или выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, должна быть изменена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Это создаст равные конкурентные условия для застройщиков и будет способствовать освоению новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Для участия в данной Программе органы местного самоуправления должны завершить разработку комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В подавляющем большинстве муниципальных образований отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевой подход, что позволит не только сохранить, но и увеличить объемы жилищного строительства, создаст необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.
В ходе реализации республиканской целевой программы "Жилье-2010" в 2002-2006 годах ежегодный рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья составлял 1-3 процента. При этом доля жилищ, построенных индивидуальными застройщиками, составляла более 80 процентов, соответственно прогнозные показатели по ним выполнены на 100,3 процента. Существенно сократился объем незавершенного жилищного строительства. Из 66 объектов общей площадью 259,6 тыс. кв. м, включенных в программу, по состоянию на 1 января 2007 года остаются незавершенными строительством 26 жилых домов общей площадью 133,63 тыс. кв. м.
Прогнозируемые объемы средств на реализацию программы (без индивидуального жилищного строительства) составили всего 12,4 млрд. рублей, из них на 2002-2006 годы - 8,0 млрд. рублей, в том числе бюджетные ассигнования - 1,3 млрд. рублей. При этом ввод многоквартирных жилых домов должен был составить всего 1102,8 тыс. кв. м, в том числе в 2002-2006 годах - 784,3 тыс. кв. м.
Фактическое финансирование жилищного строительства составило в 2002-2006 годах из федерального бюджета 61,4 млн. рублей, из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 165,1 млн. рублей. Введено общей площади жилья в эти же годы 1103,1 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных жилых домов общей площадью 158,1 тыс. кв. м, индивидуальными застройщиками введено жилых домов общей площадью 945 тыс. кв. м.
Низкий процент реализации программы по вводу многоквартирных жилых домов свидетельствует о завышенных бюджетных обязательствах по финансированию жилищного строительства и необоснованных расчетах внебюджетных источников.
В рамках мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", федеральными законами "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и "О вынужденных переселенцах", за счет средств федерального бюджета обеспечено жильем 86 семей.
В состав промышленности строительных материалов республики входят 16 крупных и средних предприятий.
Объем выпуска стеновых материалов отвечает потребностям застройщиков, уровень загрузки производственных мощностей по стеновым материалам составляет 72 процента.
Снижение объемов выпуска сборных железобетонных конструкций связано с тем, что при капитальном строительстве чаще применяется монолитный железобетон. Уровень загрузки производственных мощностей по железобетонным конструкциям составляет 22 процента.
По нерудным материалам выпуск продукции составляет 44 процента от общей мощности по этому виду продукции.
Цели и задачи Программы определяются направлениями приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий для проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
повышение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из трех человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по четырем основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса;