ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 30 декабря 2008 года N 127-РЗ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НА 2009-2011 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 05.03.2011 N 5-РЗ, НГР:ru02000201100074}
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 22-РЗ; НГР: ru02000200900243;
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 14-РЗ; НГР: ru02000201000135}
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
18 декабря 2008 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Старшее поколение на 2009-2011 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2009-2011 годы"
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 22-РЗ; НГР: ru02000200900243}
Наименование | Республиканская целевая программа "Старшее поколение на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание | Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//conte nt/ngr/RU0000R199904799.html "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социального развития |
Основные разработчики Программы | Министерство труда и социального развития |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан пожилого возраста. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы. |
Перечень основных мероприятий | Мероприятия Программы представлены по следующим направлениям: |
Исполнители Программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 87346,015 тыс. рублей, в том числе: |
{В редакции: | |
{В редакции: | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Организация контроля за исполнением Программы возлагается на: |
Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Предполагаемые участники Программы | Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай); |
Настоящая Программа разработана в целях дальнейшего проведения мероприятий, направленных на реализацию основных направлений государственной политики Республики Алтай в области социальной поддержки граждан пожилого возраста, с учетом имеющихся результатов ранее действующей подпрограммы "Старшее поколение" республиканской целевой программы "Социальная поддержка населения Республики Алтай на 2006-2008 годы", утвержденной Законом Республики Алтай от 13 декабря 2005 года N 93-РЗ (далее - подпрограмма "Старшее поколение").
Программа направлена на комплексное решение проблем в жизни граждан пожилого возраста путем усиления их правовой защиты, предоставления мер социальной поддержки, повышения качества предоставляемых социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности данной категории граждан.
Программа разработана на основе Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Одним из направлений государственной социальной политики Республики Алтай является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп.
По состоянию на 1 января 2008 года численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай составила 32,1 тысячи человек (каждый шестой житель республики).
Старение населения как социально-демографический процесс не является следствием увеличения продолжительности жизни, а проходит одновременно с возрастающей общей смертностью населения. В сравнении с предыдущими годами численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай остается относительно стабильной, доля их в общей структуре населения сохраняется и составляет около 15 процентов. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения Республики Алтай.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Сложное социально-экономическое положение граждан пожилого возраста обусловлено такими показателями, как низкое материальное обеспечение, неудовлетворительное состояние здоровья, различие в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, смертность в результате различных форм заболеваний, имеющая не только возрастной, но и социальный характер.
Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста на основе предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей социальной политики в Республике Алтай.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в республике осуществляют учреждения социального обслуживания, которые призваны оказывать и удовлетворять потребности граждан пожилого возраста (в силу ограниченных возможностей для полноценной жизнедеятельности) в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и других видах социальных услуг. Развитие и совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста свидетельствуют о постоянном спросе и потребности в ней, особенно на современном этапе, в сложных для данной категории граждан социально-экономических условиях.
Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточное материальное обеспечение учреждений социального обслуживания по сравнению с их потребностями. В результате реализации мероприятий подпрограммы "Старшее поколение" значительно улучшилась материально-техническая база стационарных учреждений социального обслуживания. Однако в настоящее время требуется проведение капитального ремонта жилых корпусов, благоустройства территории, а также обновление изношенного оборудования некоторых государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. Решение указанных проблем позволит создать комфортные условия проживания граждан пожилого возраста, обеспечить необходимым объемом реабилитационных услуг, оказываемых данной категории граждан, что в целом повлияет на качество жизни проживающих в них граждан.
Подавляющее большинство граждан пожилого возраста нуждаются в получении социальных услуг в учреждениях социального обслуживания нестационарного типа. На начало 2008 года в Республике Алтай функционирует 11 нестационарных учреждений социального обслуживания, которые оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. О возрастающем спросе на социальные услуги и потребности в получении качественного социального обслуживания свидетельствует рост числа граждан пожилого возраста, впервые и повторно воспользовавшихся различными видами социального обслуживания. Так, в 2005 году численность граждан, воспользовавшихся услугами нестационарных социальных учреждений, составила 12,9 тысяч человек, в 2006 году - 14,7 тысяч человек, в 2007 году - 19,9 тысяч человек.
Очередность на надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, с каждым годом увеличивается. В 2008 году очередность увеличилась по сравнению с 2006 годом на 30 процентов.
На обеспечение пожилых людей полноценным социальным обслуживанием оказывает влияние слабая информированность и правовая безграмотность граждан в сфере получения социальных услуг и льгот.
Существует острая необходимость развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных населенных пунктах Республики Алтай. Для них актуальна проблема недоступности широкого спектра социальных услуг. Причины возникновения данной ситуации обусловлены слабо развитой материально-технической базой нестационарных социальных учреждений, в частности, недостаточной социальной инфраструктурой населенного пункта, а также сокращением и удорожанием автоперевозок. Подобные неблагоприятные последствия влияют на качество жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, таких, как инвалиды и пожилые, в том числе ветераны войны. Данные обстоятельства требуют развития мобильных форм социального обслуживания, обеспечивающих равную доступность социальных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов Республики Алтай.
По состоянию на 1 января 2008 года около 20 процентов граждан пенсионного возраста имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Наиболее тяжелым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 61-65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких граждан пожилого возраста. Сокращается численность работающих пенсионеров. Из общего числа граждан пожилого возраста лишь незначительная их часть может улучшить свое материальное положение продолжением трудовой деятельности. Статистика свидетельствует, что только 1/5 часть граждан, достигших пенсионного возраста, продолжает трудиться на прежнем месте работы. У неработающих пенсионеров более выражено чувство социальной незащищенности.
По итогам проведенного Министерством труда и социального развития Республики Алтай мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста республики 73 процента пожилых людей отметили, что их социально-экономическое положение за последние годы не изменилось в позитивную сторону, а в ряде случаев даже ухудшилось.
В значительной мере сохранению социальной активности пожилых людей способствуют общественные объединения ветеранов, клубы по интересам, созданные при центрах социального обслуживания. Поддержка и стимулирование деятельности данных организаций осуществлялись в рамках подпрограммы "Старшее поколение".
Опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении задач по улучшению положения социально-незащищенных слоев населения и особенно граждан пожилого возраста, необходимо продолжить данное направление работы, требующее комплексного подхода по внедрению в практику эффективных моделей социального обслуживания граждан пожилого возраста, форм и методов социальной поддержки и социальных услуг.
Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
Дальнейшее совершенствование механизмов и форм социального обслуживания приведет к динамичному увеличению численности обслуженных граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, удовлетворению их спроса на получение качественных и комплексных социальных услуг.
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан пожилого возраста.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие материально-технической базы государственных учреждений Республики Алтай, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;
обеспечение доступности к социальным услугам граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности Республики Алтай;
создание условий для самореализации граждан пожилого возраста в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;
обеспечение граждан пожилого возраста информацией о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения, о предоставляемых социальных услугах учреждениями социального обслуживания;
оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации программы: 2009-2011 годы.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач по повышению качества и уровня жизни граждан пожилого возраста на территории Республики Алтай.
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение цели Программы, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в приложении 1 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с приложением 2 к настоящей Программе.
Общий объем финансирования Программы составляет 87346,015 тыс. рублей (в ценах 2008 года).
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 14-РЗ; НГР: ru02000201000135}
Объем финансирования за счет средств республиканского бюджета составит 32165,215 тыс. рублей, за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 55180,8 тыс. рублей.
{В редакции:
Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 22-РЗ; НГР: ru02000200900243;
Закон Республики Алтай от 31.05.2010 N 14-РЗ; НГР: ru02000201000135}
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, а также при утверждении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. Для выполнения Программы предусматривается использование средств республиканского бюджета Республики Алтай и средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.