ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 2008 года N 837-ПП

О Концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы



В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", наиболее полного обеспечения прав детей на круглогодичный отдых и оздоровление, сохранения и развития детских загородных оздоровительных учреждений, совершенствования управления сферой оздоровления и отдыха детей Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы (прилагается).

2. Областной межведомственной оздоровительной комиссии (Власов В.А.) подготовить в месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы.

3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области, главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в осуществлении мероприятий по реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы, одобренной настоящим постановлением.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.

И.о.председателя Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин

г.Екатеринбург
13 августа 2008 года
N 837-ПП


К постановлению
Правительства Свердловской области
от 13 августа 2008 года N 837-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы

     

Глава 1. Введение


Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. На федеральном уровне предпринимаются шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования, созданию условий дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение сущности понятия "отдых детей и оздоровление", узаконив также понятие "организация отдыха детей и их оздоровление". Кроме этого вышеуказанный закон поставил значимость проблемы детского отдыха в один ряд с проблемами укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Существенным моментом, отраженном в вышеуказанном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление. Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В настоящее время 40 субъектов Российской Федерации приняли законы в сфере защиты прав и законных интересов детей, отдельные положения которых предусматривают вопросы организации отдыха и оздоровления детей, региональные целевые программы, направленные на улучшение положения детей, а также концепции развития отдыха и оздоровления детей.

Глава 2. Актуальность проблемы


Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью региональной социально-демографической политики. Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

В течение последних лет в Свердловской области увеличивается число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. В 2007 году в сравнении со средними многолетними значениями уровень пораженности детей хроническими заболеваниями увеличился от 11,1 до 41,4 процента во всех видах образовательных учреждений.

В структуре хронической патологии у детского населения Свердловской области наблюдается рост числа заболеваний (в сравнении со средним многолетним уровнем) костно-мышечной системы и соединительной ткани, желудочно-кишечного тракта, глаза и его придатков, эндокринной системы, крови и кроветворных органов, почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, психических расстройств.

За время воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях у детей с 3 до 17 лет возрастает уровень заболеваемости гастритом - в 8 раз, сколиозом - в 9,4 раза, миопией - в 9,3 раза, вегетососудистой дистонией - в 16 раз, что связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий и режимов воспитания, обучения и питания.

Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:

1) неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленно развитых городах;

2) проблемы рационального питания детей и подростков;

3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;

4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков, неконтролируемое увлечение компьютерными играми, недостаточное формирование здоровьесберегающего поведения среди детей в образовательных учреждениях;

5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье.

Профилактировать заболевания экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Урала медико-психолого-педагогическая помощь ребенку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных загородных лагерей с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.

В эффективном отдыхе и оздоровлении с использованием базы загородных оздоровительных лагерей в Свердловской области нуждаются 340 тысяч учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно.

Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 2000 детских оздоровительных лагерей различного типа с охватом более 400 тысяч человек. Так, в 2007 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила 435465 человек, при этом в 2085 детских оздоровительных лагерях различного типа отдохнуло 286105 человек, в малозатратных типах лагерей - 45591 человек, в санаторно-курортных учреждениях - 33633 человека, за пределами региона - 54699 человек. Рост числа детей, охваченных организованными формами отдыха, по сравнению с 2006 годом произошел за счет увеличения численности детей, оздоровленных в условиях лечебно-оздоровительных учреждений, а также малозатратных типов лагерей.

В то же время приходится констатировать, что сохранение показателей по итогам лета 2007 года, по сравнению с 2006 годом, удалось достичь за счет увеличения количества лагерей дневного пребывания, на их долю в 2007 году приходилось 67 процентов от общего числа детских оздоровительных учреждений. При этом число загородных стационарных оздоровительных лагерей в 2007 году сократилось на 7. Количество загородных оздоровительных лагерей имеет четко выраженную тенденцию к сокращению (с 2000 по 2007 годы в области закрылись 35 загородных оздоровительных учреждений).

Основными причинами закрытия загородных оздоровительных учреждений являются:

1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям, материальная база загородных оздоровительных лагерей;

2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;

3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности детских оздоровительных лагерей;

4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных оздоровительных лагерей;

5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней.

Большинство загородных оздоровительных лагерей требуют капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Строительство новых детских оздоровительных лагерей не ведется. Из 110 загородных стационарных оздоровительных лагерей, в которых в 2008 году организован отдых детей, 4 построены в 40-е годы прошлого столетия, 8 - в 50-е годы, 30 - в 60-е годы, 39 - в 70-е годы, 24 - в 80-е годы и лишь 5 - после 1990 года. За последние пять лет капитально отремонтированы и восстановлены лишь 12 загородных стационарных оздоровительных лагерей, на проведение ежегодного косметического ремонта и выполнение предписаний надзорных органов ежегодно затрачиваются значительные средства; часть загородных оздоровительных лагерей функционирует неэффективно, организуя отдых детей в одну-две смены. В условиях рыночных отношений продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям материальной финансовой прибыли.

Проблема сохранения и развития сферы отдыха и оздоровления детей в настоящее время весьма актуальна и требует решения как на федеральном, так и региональном уровнях. Полномочия субъектов Российской Федерации в организации отдыха и оздоровления детей уточнены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". К полномочиям субъектов относятся:

1) реализация государственной политики в интересах детей;

2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей;

3) осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам местного значения. Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований в Свердловской области дети, нуждающиеся в оздоровлении, поставлены в неравные условия. Очевидно, что без помощи субъекта Российской Федерации решение задач по организации детского отдыха в муниципальных образованиях в Свердловской области невозможно.

В Свердловской области продолжается процесс дифференциации загородных оздоровительных лагерей по формам собственности:

1) преобладает число лагерей, находящихся в муниципальной собственности;

2) уменьшается число лагерей, находящихся на балансе предприятий, и увеличивается число лагерей, находящихся в частной собственности;

3) создается сеть областных загородных оздоровительных учреждений для оздоровления детей, нуждающихся в особой защите государства.

Несмотря на ежегодный рост областного и муниципального финансирования сферы отдыха и оздоровления детей, ее уровень остается недостаточным. Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на мероприятия по организации детской оздоровительной кампании:

1) рост цен на продукты питания, коммунальные услуги;

2) повышение требований родителей и детей к условиям проживания, качеству предоставляемых услуг;

3) увеличение расходов на содержание и заработную плату персонала детских оздоровительных лагерей.

Загородные оздоровительные лагеря имеются в 25 муниципальных образованиях, в то время как потребность в загородном отдыхе и оздоровлении у родителей и детей, проживающих во всех муниципальных образованиях в Свердловской области, достаточно высока. Сохраняется высокая очередность на оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства. В органах социальной защиты населения Свердловской области состоят на учете 18883 ребенка, имеющих статус "ребенок-инвалид", 420 детей, пострадавших от радиационных катастроф, 16172 ребенка, проживающих в районах Крайнего Севера, 13071 ребенок проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Потребность Свердловской области в обеспечении вышеперечисленных категорий детей детскими оздоровительными путевками удовлетворена в 2008 году менее чем на 40 процентов, в то время как среди них практически нет здоровых детей. В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опекуны (попечители), а также руководители учреждений как государственные опекуны должны обеспечить должное оздоровление подопечных, в том числе и в каникулярный период. Дети, нуждающиеся в защите государства, могли бы оздоравливаться круглогодично на базе областных центров.

Таким образом, представляется целесообразной разумная централизация управления и координации отдыха и оздоровления детей, а также расширение сети оздоровительных круглогодичных организаций с санаторными сменами, позволяющих обеспечить реализацию прав на отдых и оздоровление основной массы детей, в том числе детей, нуждающихся в защите государства.

Одной из проблем сферы отдыха и оздоровления детей и подростков остается несовершенство системы управления детской оздоровительной кампанией. Практически во всех муниципальных образованиях в Свердловской области вся нагрузка в связи с организацией отдыха детей возлагается на городские, районные оздоровительные комиссии и в первую очередь - на председателей и секретарей данных комиссий, осуществляющих работу по организации отдыха и оздоровления детей как дополнение к основной деятельности. Представляется эффективным опыт развития форм централизованного отдыха Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в виде единого управляющего центра, а также муниципальных центров в городах Нижний Тагил, Каменске-Уральском. Актуальной становится задача создания подобных центров, координирующих деятельность всех организаторов детского отдыха и аккумулирующих финансовые средства.

Хорошо зарекомендовала себя в период летней оздоровительной кампании практика проведения спортивно-туристских и культурно-массовых мероприятий для детей и подростков. Активное участие в работе учреждений дополнительного образования для детей обогащает досуг школьников, снижает вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный развивающий и оздоровительно-восстановительный эффект.

На 2009-2011 годы приоритетами в сфере отдыха и оздоровления детей Свердловской области являются:

1) развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей и подростков;

2) организация летних каникул как продолжение образовательно-воспитательного процесса;

3) разработка моделей повышения квалификации педагогов и воспитателей детских оздоровительных учреждений;

4) разработка и внедрение новых образовательных программ в детских лагерях различного типа.

За основу концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы (далее - концепция) взяты:

1) основные положения федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 декабря 2004 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст.726);

2) приоритетные направления в сфере отдыха и оздоровления детей Свердловской области;

3) сложившиеся социально-экономические условия и тенденции;

4) основные проблемы деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей;

5) накопленный опыт развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области и других субъектах Российской Федерации.

Концепция определяет стратегию и основные направления развития сферы отдыха и оздоровления детей, является базовым документом для разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ, а также текущих планов и мероприятий.

Глава 3. Цель, задачи, перспективы Концепции развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на 2009-2011 годы


Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на период до 2011 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»