Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области включает в себя более 10 видов деятельности.
Ведущими отраслями являются:
1) жилищное хозяйство;
2) теплоснабжение;
3) водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;
4) электроснабжение;
5) уборка улиц;
6) сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов.
В 25 муниципальных образованиях эксплуатацией и ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства занимаются 220 предприятий с численностью работников 21,2 тысячи человек.
Современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов от 40 до 70%).
Производственная база муниципальной энергетики включает в себя 288 котельных с износом 49%, 1123 км тепловых сетей - с износом 69%, 15 дизельных электростанций, обеспечивающих электроснабжение поселков - 75%. Установленная суммарная мощность дизельгенераторов - 29145 кВт.
В области централизованные системы водоснабжения имеют 18 городов, 30 сел и 36 иных населенных пунктов. Общая протяженность водопроводных сетей в населенных пунктах области составляет 2160,4 км, (с износом 72%), тепловых сетей - 1123,3 км (с износом 69%), канализационных сетей - 918,9 км (с износом 59%), коммунальных электрических сетей - 1729,2 км (с износом 67%), насосных станций водопроводных - 165 ед., (с износам 53%), насосных станций канализационных - 78 ед., (с износам 60%), насосных станций тепловых - 15 ед. (с износом 47%). Общая производственная мощность насосных станций 1-го подъема по области составляет 958,8 тыс. куб. м воды в сутки.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 84,8 тыс. куб. в сутки.
На обслуживании предприятий области находится 11249,4 тыс. кв. м общей площади жилья, 10050,5 тыс. кв. м (89%) оборудовано водопроводом, 9609,4 тыс. кв. м (85%) - канализацией, 10876,0 тыс. кв. м (97%) - центральным отоплением, 4347,6 тыс. кв. м - горячим водоснабжением (38%).
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства обладают устаревшим, неэффективным оборудованием и ветхими сетями. Ощущается острая нехватка специалистов. Нет системы экономического стимулирования для повышения эффективности работы. В результате наблюдаются сверхнормативные потери воды и тепла, повышенная аварийность, низкий КПД работы оборудования и высокое энергопотребление, чрезмерная обеспеченность низкоквалифицированным персоналом. Все это увеличивает затраты на предоставление услуг.
Длительное время тарифы на жилищно-коммунальные услуги оставались фиксированными и не отражали реальных затрат, что привело к высоким темпам их роста начиная с 2000 года. В последние два года их прирост существенно снизился.