Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НА 2008-2010 ГОДЫ"

Основные показатели развития отрасли водоснабжения

Таблица 1

N

Показатели

В разрезе лет

1998 год

2000 год

2004 год

2006 год

1

Отпуск воды потребителям, тыс. куб. м/год

51768

49551

49776,1

53551,7

2

Одиночная протяженность муниципальных сетей, км

1230,5

1392,5

3159,2

3306,2

3

Установленная производственная мощность насосных станций 1 подъема, т. куб. м/сутки

254,4

284,8

336,7

339,8

4

Оборудование муниципального жилищного фонда водопроводом, %

95,9

95,9

89

93

5

Износ основных фондов, %

В пределах нормативов

В пределах нормативов

70

61

Положение с обеспечением населения отвечающей нормативам питьевой водой в Орловской области вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (98% городского и 68% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Многолетние данные социально-гигиенического мониторинга показывают, что из 2201 подземного источника централизованного питьевого водоснабжения пятая часть (22,6%) не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе 18,6% - из-за отсутствия зон санитарной охраны.

Наибольший удельный вес водоисточников, не имеющих зон санитарной охраны, характерен для Болховского (76%), Глазуновского (33,3%), Должанского (70%), Залегощенского (41,7%), Колпнянского (55%) районов. Отмечается наличие солей железа в концентрациях, превышающих допустимые, в источниках централизованного водоснабжения на территории Глазуновского (91,3%), Кромского (75,0%), Орловского (43,1%), Троснянского (46,3%),Урицкого (41,4%) районов при среднеобластном показателе 20,2%. Неудовлетворительное качество воды в местах водозаборов по микробиологическим показателям в 2007 году отмечалось в 15 районах области, в разводящей сети - в 20 районах области.

С каждым годом коммуникации ветшают все больше, но из тех труб, которые находятся в аварийном состоянии, сейчас меняется только половина.

Действующая в регионе система водоснабжения имеет износ более 55%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя. Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды.

Санитарно-техническое состояние большого числа источников водоснабжения и водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях пребывает в нерабочем состоянии. Около 75% водоразборных колонок, установленных на сельских водопроводах, находятся в неисправном состоянии, часть из них снята с сети. Горловины смотровых колодцев полуразрушены, колодцы заполнены поверхностными стоками, что приводит к подсосу загрязненных стоков в водопроводную сеть.

Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют в ряде случаев более 20% от общего объема добываемой воды из скважин, большое количество теряется в жилом фонде из-за утечек в санузлах и приборах водораздачи.

Локальными источниками водоснабжения сельских населенных пунктов являются шахтные колодцы. Санитарно-техническое состояние большинства из них оценивается как неудовлетворительное. Шахтные колодцы не оборудованы глиняными замками, навесами, крышками, бетонными отмостками. Не проводится ежегодная очистка колодцев от ила и грязи.

Существующие проблемы надежного и качественного водоснабжения и водоотведения создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции. Разводящие водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. Высокая аварийность, большой процент утечек воды и вторичное загрязнение транспортируемой воды усугубляют проблемы.

По данным, полученным от администраций муниципальных образований, всего по области требуют замены 1226 километров ветхих аварийных водопроводных сетей от общей протяженности 4698 километров. Из числа сельских населенных пунктов каждый третий населенный пункт имеет частично или не полностью работающую водопроводную сеть.

Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения Орловской области является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.

Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.

Остро стоит вопрос обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

Задача по обеспечению населения области питьевой водой очень сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.

По экспертной оценке, потребность в инвестициях в коммунальное водопроводное хозяйство Орловской области для решения имеющихся проблем по состоянию на 1 января 2007 года составляет около 1,4 миллиарда рублей.

В областном бюджете Орловской области ежегодно предусматриваются капитальные вложения в реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства, однако только применение программно-целевого метода решения возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.

При выполнении инвестиционных мероприятий особенно проблемными вопросами остаются своевременная разработка, согласование и экспертиза необходимой проектно-сметной документации.

На основании анализа фактического состояния централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения можно сделать вывод, что водопроводно-канализационное хозяйство Орловской области находится в неудовлетворительном состоянии. Причин этого сложного положения достаточно много. Не существует отдельно взятой меры, принятие которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач должен быть комплексным и направлен на устранение всех причин одновременно.