от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ
О квотировании рабочих мест
(с изменениями на 17 апреля 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 5 декабря 2008 года N 189/2008-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 271, 13.12.2008);
Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 244, 23.12.2009);
Законом Московской области от 2 апреля 2010 года N 34/2010-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 64, 14.04.2010);
Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 60, 09.04.2011);
Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 110, 21.06.2013);
Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 31.12.2013);
Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.02.2014);
Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 38/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.04.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года);
Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 15/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.02.2015);
Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.04.2018);
Законом Московской области от 27 ноября 2018 года N 195/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.11.2018);
Законом Московской области от 20 декабря 2021 года N 261/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 23.12.2021) (вступил в силу с 1 января 2022 года);
Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2022, N 5000202206150001);
Законом Московской области от 8 февраля 2023 года N 8/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.02.2023);
Законом Московской области от 17 апреля 2024 года N 64/2024-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 19.04.2024).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 17 апреля 2008 года N 4/40-П
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Квота - минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства определенных настоящим Законом категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.
Абзац утратил силу с 16 июня 2022 года - Закон Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Абзац дополнительно включен с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ)
Работодатель - организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории Московской области.
(Абзац дополнительно включен с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ)
Квотирование рабочих мест устанавливается для трудоустройства следующих категорий граждан:
инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года Законом Московской области от 2 апреля 2010 года N 34/2010-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);
лиц, освобожденных из мест лишения свободы (абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2011 года Законом Московской области от 31 марта 2011 года N 42/2011-ОЗ, - см. предыдущая редакция);
выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа), в возрасте до 19 лет;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
лиц в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
ветеранов боевых действий.
(Абзац дополнительно включен с 20 апреля 2024 года Законом Московской области от 17 апреля 2024 года N 64/2024-ОЗ)
1. Для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, для приема на работу категорий граждан, указанных в абзацах третьем - восьмом статьи 3 настоящего Закона (далее - иные категории граждан), - в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2024 года Законом Московской области от 17 апреля 2024 года N 64/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
2. Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения.
3. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Законом Московской области от 27 ноября 2018 года N 195/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2014 года Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 38/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ)
Находящимся на территории Московской области филиалам и представительствам работодателя, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, квота для приема на работу категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, устанавливается в соответствии с настоящим Законом исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя
(Абзац дополнительно включен с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ)
4. Часть утратила силу с 16 июня 2022 года - Закон Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.
5. Для организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области (далее - уполномоченный орган), устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном законодательством Российской Федерации порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
2. Оформление работодателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
3. Квота для приема на работу иных категорий граждан считается выполненной работодателем в случае создания (выделения) работодателем минимального количества рабочих мест для таких категорий граждан, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
(Статья дополнительно включена с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ)
1. Работодатели обязаны в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Рабочие места для инвалидов считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены инвалиды.
Рабочие места для иных категорий граждан считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий, либо они вакантны для приема на работу этих граждан.
(Часть в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Работодатели вправе получать от уполномоченного органа информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного органа, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальных подразделений уполномоченного органа, органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов по работе с молодежью, органов опеки и попечительства, общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2009 года Законом Московской области от 11 декабря 2009 года N 156/2009-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2013 года Законом Московской области от 6 июня 2013 года N 51/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2014 года Законом Московской области от 13 февраля 2014 года N 8/2014-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2018 года Законом Московской области от 2 апреля 2018 года N 27/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. Работодатели обязаны представлять органам службы занятости Московской области:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
ежемесячно информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, установленной частями 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
ежеквартально информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан в соответствии с квотой, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2022 года Законом Московской области от 14 июня 2022 года N 90/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2015 года Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 15/2015-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Оценка соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест осуществляется в форме регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)), привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2023 года Законом Московской области от 8 февраля 2023 года N 8/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2022 года Законом Московской области от 20 декабря 2021 года N 261/2021-ОЗ)
Подготовка и рассмотрение доклада о достижении целей введения обязательных требований, содержащихся в настоящем Законе, а также принятие решения о проведении оценки фактического воздействия настоящего Закона осуществляются в порядке, установленном Законом Московской области N 111/2021-ОЗ "О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области".