ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 июня 2021 года N 111/2021-ОЗ

О порядке установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Московской области

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 29 декабря 2021 года N 294/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2021).

____________________________________________________________________



Принят постановлением
Московской областной Думы
от 10 июня 2021 года N 9/149-П



Статья 1. Общие положения

     

1. Настоящий Закон определяет порядок установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Московской области требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

3) в сфере действия законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Действие обязательных требований и правовое регулирование их установления

     

1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Московской области.

2. Положения нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Московской области, если иное не установлено федеральным законодательством.

3. Положения части 2 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Московской области, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также нормативных правовых актов Московской области, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.

3_1. Положения нормативных правовых актов Московской области, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты Московской области, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 2 настоящей статьи сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.

(Часть дополнительно включена Законом Московской области от 29 декабря 2021 года N 294/2021-ОЗ)

4. Нормативный правовой акт Московской области, устанавливающий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных законами Московской области или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области.

5. По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Московской области, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет в порядке, установленном настоящим Законом, иными законами Московской области или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Московской области.

6. Положения частей 4 и 5 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Московской области, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе на достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Московская область.

7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Московской области разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом Московской области большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Московской области равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

8. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Московской области, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Московской области, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, не подлежат применению на территории Московской области со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Московской области, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Московской области не было установлено иным нормативным правовым актом Московской области.

9. Упразднение (ликвидация), реорганизация уполномоченного на установление обязательных требований органа государственной власти Московской области (далее - Уполномоченный орган), другие организационные изменения, предусматривающие утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, не влекут прекращения действия принятых им нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

10. В случае упразднения (ликвидации), реорганизации Уполномоченного органа, других организационных изменений, предусматривающих утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, соответствующие решения должны содержать положения о правопреемстве в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных Уполномоченным органом.

11. В случае если упразднение (ликвидация), реорганизация Уполномоченного органа, другие организационные изменения, предусматривающие утрату Уполномоченным органом полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных Уполномоченным органом, изменение (отмена) таких обязательных требований осуществляется органом государственной власти Московской области, уполномоченным на установление обязательных требований в той же сфере нормативно-правового регулирования, в какой были установлены соответствующие обязательные требования, либо вышестоящим органом государственной власти Московской области.

Статья 3. Принципы установления и оценки применения обязательных требований

     

1. Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:

1) законность;

2) обоснованность обязательных требований;

3) правовая определенность и системность;

4) открытость и предсказуемость;

5) исполнимость обязательных требований.

2. Принцип законности заключается в том, что:

1) обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности);

2) применение обязательных требований по аналогии не допускается;

3) соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований.

3. Принцип обоснованности обязательных требований заключается в том, что:

1) необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей;

2) обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;

3) оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая Уполномоченным органом при разработке проекта нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;

4) при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

4. Принцип правовой определенности и системности заключается в том, что:

1) содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;

2) обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;

3) обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.

5. Принцип открытости и предсказуемости заключается в том, что:

1) проекты нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению;

2) сроки вступления в силу нормативного правового акта Московской области, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти Московской области, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями, с учетом положений статьи 2 настоящего Закона;

3) не применяются обязательные требования, содержащиеся в неопубликованных нормативных правовых актах Московской области;

4) обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих указанные обязательные требования;

5) перечень нормативных правовых актов Московской области (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) (далее - Контрольно-надзорные органы), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.

6. Принцип исполнимости обязательных требований заключается в том, что:

1) обязательные требования должны быть исполнимыми;

2) при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение, указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;

3) установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;

4) при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

Статья 4. Условия установления обязательных требований

     

1. Установление обязательных требований нормативными правовыми актами Московской области осуществляется в соответствии с принципами, определенными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и настоящим Законом.

2. Нормативный правовой акт Московской области, устанавливающий обязательные требования, должен определить:

1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);

2) лиц, обязанных соблюдать обязательные требования;

3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:

а) осуществляемую деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

б) лиц и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;

в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);

5) Контрольно-надзорные органы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.

Статья 5. Реестр обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Московской области

     

1. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Московской области (далее - реестр обязательных требований).

2. Реестр обязательных требований содержит перечень установленных обязательных требований с указанием информации об установивших их нормативных правовых актах Московской области, сроке действия, Контрольно-надзорных органах, осуществляющих оценку соблюдения обязательных требований, и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Оператором реестра обязательных требований является центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области.

4. Порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, сферы общественных отношений, в отношении которых он ведется, порядок размещения реестра обязательных требований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также порядок взаимодействия оператора реестра обязательных требований с Контрольно-надзорными органами, осуществляющими оценку соблюдения обязательных требований, по формированию, ведению и актуализации реестра обязательных требований устанавливаются Правительством Московской области.

Статья 6. Оценка проектов нормативных правовых актов Московской области, устанавливающих обязательные требования


Проекты нормативных правовых актов Московской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, разработчиками которых являются Уполномоченные органы, подлежат процедуре оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области в соответствии с Законом Московской области N 193/2014-ОЗ "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»