ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2008 года N 154
О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 20.08.2020 N 262, вступившего в силу со дня опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 24.08.2020).
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 N 385, от 30.07.2015 N 249)
На основании Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", во исполнение Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации от 30 октября 1993 года и Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З N 511-III "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также с целью совершенствования Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Общее руководство по координации использования сил учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) в чрезвычайных ситуациях возложить на Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности Правительства Республики Саха (Якутия).
Текущее руководство возложить на Главное управление Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Непосредственное руководство возложить на руководителей учреждений и организаций, включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) организовать деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия).
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2000 года N 431 "Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) внешней среды, продовольствия радиоактивными, химическими, биологическими (бактериологическими) средствами при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2001 года N 659 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2000 года N 431 "Об утверждении Положения о сети лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) внешней среды, продовольствия радиоактивными, химическими, биологическими (бактериальными) средствами при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2006 года N 1268-р "О составе комиссии по контролю за зараженностью (загрязненностью) внешней среды, продовольствия радиоактивными, химическими, биологическими (бактериологическими) средствами при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".
5. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
6. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.07.2015 N 249.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 N 385, от 30.07.2015 N 249)
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - СНЛК ГО РС(Я)).
1.2. СНЛК ГО РС(Я) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, организаций, лабораторий, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия) и решающих задачи в интересах республики. Выполнение поставленных перед СНЛК ГО РС(Я) задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК ГО РС(Я).
1.3. Общее руководство СНЛК ГО РС(Я) возлагается на Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия) (ГУ МЧС России по РС(Я)).
ГУ МЧС России по РС(Я) организует и координирует деятельность СНЛК ГО РС(Я), руководит ее работой при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК ГО РС(Я), к действиям в условиях мирного и военного времени, организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия).
1.4. Организационно-методическим органом по обеспечению функционирования СНЛК ГО РС(Я) является Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия).
1.5. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК ГО РС(Я) осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства.
1.6. Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Саха (Якутия) в военное время организуется и проводится в целях:
своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической обстановки (далее РХБ-обстановка);
определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами;
принятия управленческих решений и экстренных мер по защите населения и территорий.
1.7. В военное время СНЛК ГО РС(Я) функционирует в составе подсистемы ЕСВОП (Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения).
2.1. Основу СНЛК ГО РС(Я) составляют базовые лаборатории, которые отвечают требованиям для функционирования в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность 6-8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений с условий мирного на условия военного времени.
2.2. Основу СНЛК ГО РС(Я) составляют республиканские, городские и районные учреждения, как наиболее подготовленные к функционированию в военное время, являющиеся на соответствующей территории головными.
СНЛК ГО РС(Я) имеет три уровня: территориальный (республиканский), местный (районный) и объектовый.
Территориальный (республиканский) уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности СНЛК ГО РС(Я) на республиканском уровне осуществляют Комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности Правительства Республики Саха (Якутия) (далее КЧС и ПБ РС(Я)) и Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Местный (районный) уровень формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций, решающих задачи в интересах одного или нескольких городов и районов республики. Координацию СНЛК ГО РС(Я) на местном уровне осуществляют межрайонные центры СНЛК ГО РС(Я), а также соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2012 N 385)
Объектовый уровень СНЛК ГО РС(Я) состоит в основном из производственных лабораторий и постов наблюдения министерств и ведомств, производственных объединений Республики Саха (Якутия). Координацию деятельности СНЛК ГО РС(Я) на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района, города.
2.3. Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, специализированные подразделения министерств привлекаются к работе в интересах СНЛК ГО РС(Я) по решению КЧС и ПБ РС(Я) и Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Основными задачами СНЛК ГО РС(Я) являются:
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;
своевременное выявление и оценка РХБ-обстановки методом наблюдения <*> и лабораторного контроля <**>;
________________
<*> Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
<**> Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических сред - после проведения специфической индикации).
участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
обобщение и передача данных о РХБ-обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
Функционирование СНЛК ГО РС(Я) осуществляется в трех режимах.
4.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Учреждения СНЛК ГО РС(Я) создают и освежают запасы материальных средств, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
4.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК ГО РС(Я), предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК ГО РС(Я) в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК ГО РС(Я).
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО РС(Я) вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК ГО РС(Я) и закрепляются соответствующей инструкцией.
4.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО РС(Я) в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия) и головное учреждение СНЛК ГО РС(Я) по формам согласно приложениям 2, 3, 4 к настоящему Положению.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РС(Я) вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением и закрепляются соответствующей инструкцией.
5.1. Основными задачами Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) как головного учреждения являются:
обеспечение взаимодействия учреждений, министерств и ведомств, входящих в СНЛК ГО РС(Я), по вопросам ее создания и функционирования в условиях мирного и военного времени;
организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК ГО РС(Я) в мирное и военное время;
разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК ГО РС(Я) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
сбор и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия) в мирное и военное время;
организация и проведение совместно с силами СНЛК ГО РС(Я) оперативного радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
организация проведения контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
организация периодического контроля окружающей среды мобильными лабораториями в районах проживания населения, вблизи объектов по хранению и уничтожению химического оружия и в зонах защитных мероприятий в системе общей программы комплексного экологического и санитарно-гигиенического мониторинга;
участие в аккредитации учреждений СНЛК ГО РС(Я) по вопросам проведения контрольных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;
участие в оценке способов и методов определения загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
участие в международных семинарах, программах, симпозиумах, а также мероприятиях по интеркалибровке.
5.2. Основными задачами базовых учреждений и ведомственных лабораторий являются: