(с изменениями на 23 марта 2023 года)
(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.2010 798-З N 485-IV, от 26.05.2010 835-З N 561-IV, от 10.11.2010 871-З N 623-IV, от 15.12.2010 878-З N 653-IV, от 14.04.2011 915-З N 731-IV, от 10.11.2011 965-З N 839-IV, от 28.06.2012 1089-З N 1063-IV, от 15.03.2013 1185-З N 1247-IV, от 02.04.2014 1291-З N 137-V, от 10.06.2014 1336-З N 227-V, от 10.10.2014 1354-З N 263-V, от 17.06.2015 1468-З N 493-V, от 17.06.2015 1476-З N 509-V, от 14.03.2016 1597-З N 721-V, от 14.03.2016 1600-З N 727-V, от 18.06.2019 2149-З N 209-VI, от 21.11.2019 2190-З N 291-VI, от 14.09.2020 2254-З N 419-VI, от 30.11.2021 2424-З N 759-VI, от 30.11.2021 2429-З N 769-VI, от 18.04.2022 2464-З N 839-VI, от 25.10.2022 2526-З N 963-VI, от 23.03.2023 2595-З N 1099-VI, от 23.03.2023 2598-З N 1105-VI, с изм., внесенными решением Верховного суда РС(Я) от 05.04.2011 N 3-8/11)
Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16.06.2005 З N 512-III
Настоящий закон устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан, проживающих или находящихся на территории Республики Саха (Якутия) (далее - население), окружающей среды, в том числе земельного, водного, воздушного пространства, в пределах Республики Саха (Якутия) или ее части (далее - территории), а также имущества, включая домашний скот, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Настоящий закон определяет задачи и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом географических и климатических условий региона, а также в связи с нарастанием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
(в ред. Законов РС(Я) от 26.05.2010 835-З N 561-IV, от 14.09.2020 2254-З N 419-VI)
2) - 5) исключены. - Закон РС(Я) от 15.12.2010 878-З N 653-IV;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
(в ред. Закона РС(Я) от 26.05.2010 835-З N 561-IV)
3) ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
(в ред. Закона РС(Я) от 26.05.2010 835-З N 561-IV)
4) зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
5) технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты;
авария - опасное происшествие на производственно-хозяйственных объектах или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей природной среде;
инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонение от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
6) катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде;
7) инфраструктура - совокупность объектов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации, обеспечивающая функционирование институтов государства и жизнедеятельности его граждан;
8) - 9) утратили силу. - Закон РС(Я) от 30.11.2021 2429-З N 769-VI;
10) объект защиты - человек, здание, сооружение, помещение, процесс, технологическая установка, вещество, материал, транспортное средство, изделия, а также их элементы и совокупности;
11) декларация безопасности - документ, предполагающий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(п. 11 в ред. Закона РС(Я) от 14.09.2020 2254-З N 419-VI)
12) стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях - нормативные технические документы, утверждаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
13) собственник - физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности;
14) балансодержатель - физическое или юридическое лицо, у которого соответствующее имущество отражено в бухгалтерском балансе;
15) эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию);
16) специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
(пункт введен Законом РС(Я) от 26.05.2010 835-З N 561-IV)
17) режим функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
(п. 17 введен Законом РС(Я) от 28.06.2012 1089-З N 1063-IV)
18) уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - состояние готовности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
(п. 18 введен Законом РС(Я) от 28.06.2012 1089-З N 1063-IV)
19) оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
(п. 19 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1291-З N 137-V)
20) информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
(п. 20 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1291-З N 137-V)
21) комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
(п. 21 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1291-З N 137-V)
22) зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
(п. 22 введен Законом РС(Я) от 02.04.2014 1291-З N 137-V)
23) органы управления Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(п. 23 введен Законом РС(Я) от 17.06.2015 1468-З N 493-V)
23) территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
(п. 23 введен Законом РС(Я) от 17.06.2015 1476-З N 509-V)
24) быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;