ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2000 года N 431
Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью (загрязненностью) внешней среды, продовольствия радиоактивными, химическими, биологическими (бактериологическими) средствами при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
(УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 18.04.2008 N 154)
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 20.12.2001 N 659;
распоряжение Правительства РС(Я) от 29.12.2006 N 1628-р)
Во исполнение Положения "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации", утвержденного Председателем ГКЧС России, Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министром здравоохранения, Министром сельского хозяйства, Председателем Госкомэпиднадзора, руководителем Госгидромета 30 октября 1993 года, в целях предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) и Положение о порядке представления экстренной информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Саха (Якутия) согласно приложениям N N 1 и 2.
2. Оперативное руководство и координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия).
Пункт 3 УТРАТИЛ СИЛУ - распоряжение Правительства РС(Я) от 29.12.2006 N 1628-р
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 августа 2000 г. N 431
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1.1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля (далее по тексту - СНЛК) гражданской обороны Республики Саха (Якутия) - это составная часть сил и средств наблюдения и контроля республиканской подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
1.2. СНЛК состоит из учреждений и организаций исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
1.3. СНЛК Республики Саха (Якутия) создается в целях:
оперативного руководства и координации деятельности учреждений наблюдения и лабораторного контроля;
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого сырья, продовольствия, фуража, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.
Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после специфической индикации).
Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.
1.4. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля на территории Республики Саха (Якутия).
2. Функционирование и порядок передачи информации
учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
2.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
2.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угроза начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об обнаружении (тенденции к нарастанию) в воздухе, почве, растительности, продовольствии, пищевом сырье, фураже и др. РВ, АХОВ в концентрациях, превышающих фоновые значения ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; в случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия).
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и закрепляются соответствующей инструкцией.
2.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником средств поражения) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом сырье, фураже и в других объектах РВ, АХОВ в концентрациях, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний и поражений людей, животных и сельскохозяйственных растений; о случаях экстремально высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия). (Критерии чрезвычайных ситуаций определяются действующими руководящими документами).
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
3. Организация наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Основу СНЛК республики составляют улусные и городские учреждения, являющиеся на соответствующей территории головными.
Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения - определяют зараженность объектов внешней среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и фуража РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС, осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о РХБ (загрязнении), разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений СНЛК, а также осуществляют методическое руководство подчиненными подразделениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований. Эти учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность в течение 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которых возлагаются функции республиканских учреждений. В качестве дублеров используются: 1-2 улусных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские станции химизации сельского хозяйства, а также гидрометеорологические станции и др.
3.2. Основными задачами академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений, гидрометеорологического, химического, эпидемиологического, микробиологического, гигиенического, токсикологического, радиологического, ветеринарного и фитопатологического профилей являются:
разработка методов оценки радиоактивного заражения (загрязнения) и индикации ОВ, АХОВ и БС в объектах внешней среды, продовольствии, пищевом сырье, питьевой воде, фураже, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных, птиц;
оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК по вопросам индикации ОВ, АХОВ, БС и оценки радиоактивного заражения;
развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации бактериальных средств, гидрометеорологических, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотических центров с возложением на них задач по индикации БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;
участие в оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
подготовка контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
подготовка специалистов головных учреждений СНЛК.
3.3. На территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), комитеты охраны окружающей среды и природных ресурсов возлагается:
измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районе центра контроля за заражением окружающей среды (ЦКЗОС) и метеоплощадок;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ, проведение их окончательной идентификации;
установление границ зон заражения ОВ и АХОВ в районах чрезвычайных ситуаций;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах атмосферного воздуха, воды открытых водоемов, почвы;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
прогнозирование и оценка радиационной и химической обстановки в целях обоснования планируемых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказание методической помощи в работе и подготовке специалистов гидрометеостанций.
3.4. На гидрометеорологические станции и посты возлагается:
измерение мощности доз гамма-излучений на местности в районах метеоплощадок;
установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦКЗОС.
3.5. Основными задачами республиканских, городских, улусных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются:
измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районе расположения учреждений;
определение границ зон заражения (поражающих концентраций) ОВ и АХОВ в районе очага поражения;
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами, создаваемыми на базе ЦГСЭН формирований (групп эпидемиологической разведки, подвижных противоэпидемических отрядов);
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов внешней среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для краевых ЦГСЭН);
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья и питьевой воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме улусных ЦГСЭН);
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды ОВ и АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, пищевого сырья и питьевой воды, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
прогнозирование и оценка радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановки в целях обоснования планируемых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦТ СЭН на подведомственной территории.
3.6. Основными задачами республиканской и улусных ветеринарных лабораторий являются:
измерение мощности доз гамма-излучения на местности в районе расположения лаборатории;
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях в мирное время;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья, фуража, питьевой воды на зараженность РВ, ОВ, АХОВ, БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного и растительного происхождения, фуража и воды РВ, ОВ и АХОВ и осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб продовольствия, пищевого сырья животного и растительного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, павших животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и в сомнительных случаях - доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
3.7. Основной задачей республиканской агрохимической лаборатории является: