Подготовка к реализации в Свердловской области комплексного проекта модернизации образования включает в себя введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.
Развитие экономических отношений требует постоянного совершенствования качественного состава трудящихся с высоким уровнем профессиональной подготовки. В связи с этим вопрос повышения уровня оплаты труда работников образования, которые непосредственно осуществляют подготовку профессиональных кадров, продолжает оставаться актуальным. Существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и образовании подтверждают необходимость изменения системы оплаты труда работников образования.
С 1992 года на территории Свердловской области оплата труда работников бюджетной сферы осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", которая основана на принципах сопоставления сложности труда и квалификационного уровня работников различных отраслей бюджетной сферы и содержит 18 разрядов по оплате труда.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления - размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.
В целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 234-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области" ("Областная газета", 2004, 29 декабря, N 356-359) и постановлением Правительства Свердловской области от 24.02.2005 N 127-ПП "Об установлении тарифных ставок (окладов) тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений" ("Областная газета", 2005, 1 марта, N 52) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 624-ПП ("Областная газета", 2005, 12 августа, N 242), от 31.10.2005 N 939-ПП ("Областная газета", 2005, 8 ноября, N 335-336), от 07.02.2006 N 114-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 2-2, ст.217), от 27.04.2006 N 349-ПП ("Областная газета", 2006, 29 апреля, N 131-132), в Свердловской области введена тарифная система оплаты труда в государственных учреждениях бюджетной сферы.
Тарифная система оплаты труда работников образовательных учреждений включает, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей с 1992 года Единой тарифной сетке по оплате труда.
В системе образования Свердловской области функционирует 3,5 тыс. образовательных учреждений с общей численностью обучающихся и воспитанников 1,3 млн.человек. В образовательных учреждениях Свердловской области работает более 93 тыс. педагогических работников.
В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников образования в Свердловской области отстает от аналогичного показателя в промышленности, а средняя заработная плата младшего и обслуживающего персонала образовательных учреждений - от уровня прожиточного минимума, что нарушает социальные права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". В результате происходит интенсивный отток квалифицированных педагогических кадров в другие сферы экономики, потеря привлекательности профессии учителя для молодых специалистов и, как следствие, недостаток и "старение" имеющихся кадров.
Сложившаяся ситуация давно требует создания действенной системы оплаты труда, позволяющей достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и повышение социального статуса работников образования, что предполагает значительное увеличение объема средств, направляемых в образование.
Повышение жизненного уровня работников образования невозможно без отказа от действующей системы оплаты труда и перехода на принципиально новую систему оплаты труда.
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", часть 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
Новая система оплаты труда должна предусматривать дифференциацию оплаты труда в зависимости от качества и результативности деятельности каждого работника и позволит учесть особенности и различия отдельных категорий работников.
Основной особенностью новой системы оплаты труда является формирование фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно в пределах общего объема средств учреждения, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
Подушевой финансовый норматив - это допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях Свердловской области в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.