Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 25 октября 2007 года N 52-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

18 октября 2007 года

{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 12-З}


Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008 - 2010 годы".


Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008 - 2010 годы" начиная с 2008 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л.МАРКЕЛОВ


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл от 25 октября 2007 года N 52-3

ПАСПОРТ

республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 ;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р ;
Закон Республики Марий Эл от 4 апреля 2001 года N 9-3 "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл";
Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 49-3 "О мерах государственной социальной поддержки в области образования";
постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 года N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл"

Государственный заказчик Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Исполнитель основных мероприятий Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Цели Программы

- основная стратегическая цель Программы -обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан в Республике Марий Эл в доступном качественном образовании, развитие сети образовательных учреждений республики с учетом социально-экономических, культурных, демографических условий Республики Марий Эл, повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений с целью сохранения жизни и защиты здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности

Задачи Программы

- развитие вариативных форм дошкольного образования детей в возрасте 5-6 лет с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования;
внедрение новых технологий охраны и укрепления здоровья обучающихся, позволяющих снизить уровень общей заболеваемости и утомляемости учащихся;
создание единого информационно-образовательного пространства Республики Марий Эл;
совершенствование республиканской системы оценки качества образования, механизмов мониторинга в образовании;
совершенствование механизма нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений;
создание условий для эффективной социализации и профессиональной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение необходимых условий для развития системы дополнительного образования детей;
реализация принципов федеральной государственной политики в области образования;
исполнение положений законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений;
поддержание в исправном состоянии, укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечивающей безопасные условия функционирования образовательных учреждений

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- показатели результатов :удельный вес учащихся общеобразовательных школ, получающих оценки "хорошо" и "отлично" по итогам года;
средний балл по результатам единого государственного экзамена по предметам "математика", "русский язык";

 доля учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах, от общего количества обучающихся 9-11-х классов;

 доступность:
 охват различными формами предшкольного образования детей в возрасте 5-6 лет;

 доля средних общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения;

 охват специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья;

 охват семейными формами устройства детей от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 охват детей дополнительным образованием;

 доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу созданы и действуют органы самоуправления;

ресурсообеспеченность:
 доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса;

 оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой;

 удельный вес педагогических и руководящих работников, охваченных курсовой подготовкой;

 доля общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования;

 среднемесячная номинально начисленная заработная плата учителя в общеобразовательных учреждениях;

 доля образовательных учреждений, отвечающих действующим требованиям норм и правил пожарной безопасности, санитарных правил и нормативов;

 количество несчастных случаев на производстве на 1000 работников в отрасли "Образование";

 количество несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на 1000 обучающихся (воспитанников)

Сроки и этапы реализации Программы

- 2008-2010 годы
 I этап (первое полугодие 2008 года) - подготовительный: организационно-методическое обеспечение реализации Программы, начало реализации ряда мероприятий;

 II этап (второе полугодие 2008 года , 2009 год) - этап реализации: реализация мероприятий по ресурсному обеспечению системы образования, закупка оборудования, модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы;

III этап (2010 год) - заключительный: внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, анализ, обобщение и оценка эффективности реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

- совершенствование содержания и технологий дошкольного и общего образования;
совершенствование системы управления качеством образования;

 поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

 развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
создание условий для информатизации системы общего образования;

 совершенствование ресурсного обеспечения сети образовательных учреждений Республики Марий Эл;

 модернизация финансово-экономических механизмов функционирования системы образования;

 обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы (в ценах на 1 января 2007 года) составляет 239 102,8 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл

Система организации управления и контроля за выполнением Программы

- контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий Программы, целевым и эффективным использованием выделяемых на выполнение Программы финансовых средств осуществляет Министерство образования Республики Марий Эл. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и Министерство образования Республики Марий Эл представляют информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в Правительство Республики Марий Эл и Государственное Собрание Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- увеличение охвата различными формами предшкольного образования детей в возрасте 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, с 44 до 80 процентов;

 увеличение удельного веса учащихся общеобразовательных школ, получающих оценки "хорошо" и "отлично" по итогам года, с 41,5 до 43,1 процента;

 сохранение среднего балла по результатам единого государственного экзамена по предметам "математика", "русский язык" не ниже 50 баллов;
увеличение доли средних общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, с 40,9 до 50 процентов;
увеличение охвата специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с 80 до 81,5 процента;

 увеличение охвата семейными формами устройства детей от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 53 до 62 процентов;

 увеличение охвата детей дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей с 47 до 48,5 процента, в общеобразовательных учреждениях - с 70 до 71 процента;

 увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу созданы и действуют органы общественного самоуправления, с 55 до 95 процентов;

 доля педагогов, прошедших повышение квалификации по образовательным программам, обеспечивающим реализацию в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов, с 12 до 30 процентов;
увеличение доли образовательных учреждений, отвечающих действующим требованиям норм и правил пожарной безопасности, с 88 до 100 процентов;

 снижение количества несчастных случаев на производстве на 1000 работников в отрасли "Образование" с 0,75 до 0,72;

снижение количества несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на 1000 обучающихся (воспитанников) с 1,50 до 1,47

{Паспорт в редакции: Закона Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 12-З}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности, с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны и регионов в средне- и долгосрочной перспективе. Создание механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан, является целью федеральной образовательной политики начиная с 2000 года. Ее основные направления отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.

В рамках реализации положений федеральных нормативных правовых актов и с целью развития региона в республике организовано проведение различных экспериментов с учетом региональной социально-культурной политики. Участие Республики Марий Эл в федеральных экспериментах по модернизации общего образования (по обновлению структуры и содержания общего образования, введению единого государственного экзамена, реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности), реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволили сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития.

Сегодня в системе образования Республики Марий Эл наблюдаются:

увеличение охвата дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет до 67,4 процента в 2006 году (в 2005 году - 65,3 процента, в 2004 году -64,8 процента) за счет развития новых форм дошкольного образования;

повышение качества дошкольного образования (инновационные образовательные программы внедрены в 64 процентах дошкольных образовательных учреждений);

стабилизация процесса видовых (статусных) изменений общеобразовательных учреждений (7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и 51 базовая (опорная) школа);

реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (с 2001 года сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 90 учреждений, в том числе в сельской местности - на 81);

осуществление нормативного финансирования общеобразовательных школ, что позволило получить в 2005 году экономию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 22715,0 тыс. рублей, в 2006 году - 18995,0 тыс. рублей (в среднемпо республике стоимость содержания 1 ученика в 2006 году составила 18,5 тыс. рублей);

обновление содержания образования на основе:

введения вариативных программ обучения в начальной школе (из 308 общеобразовательных учреждений 82 (26,6 процента) работают по вариативным программам: "Школа - 2000" и "Школа - 2100" (24,7 процента), Л..В.Занкова (5,3 процента), "Начальная школа XXI века" (3,2 процента), апробируются программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, "Гармония");

перехода образовательных учреждений на новые учебные планы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 21 сентября 2004 года N 7/3, (55,4 процента от общего контингента обучающихся в республике на начало 2006/2007 учебного года обучаются по новым учебным планам);

сохранения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Марийский (родной) язык изучают более 15 тыс. учащихся в 163 образовательных учреждениях, или 22 процента учащихся, марийский (государственный) язык - около 19 тыс. учащихся в 125 общеобразовательных учреждениях, интегрированно с историей и культурой народов более 6,5 тыс. детей в 50 образовательных учреждениях, или 42 процента учащихся;

диверсификации образовательных программ на средней ступени общего образования за счет перехода на профильное обучение (программы повышенного уровня реализуют 77 образовательных учреждений (23,7 процента общего количества образовательных учреждений) с охватом детей 13816 (18,1 процента общего контингента учащихся), профильным обучением охвачено 34,7 процента учащихся 10-11-х классов, предпрофильной подготовкой - 52,9 процента девятиклассников) и осуществления профессиональной подготовки на базе общеобразовательных учреждений;

создания объективной и независимой системы оценки учебных достижений выпускников общеобразовательных учреждений (государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ проходят свыше 98 процентов выпускников 11-х классов, муниципальные экзамены сдают 91 процент выпускников 9-х классов), что позволило повысить уровень доступности высшего образования для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузов мест проживания. Доля выпускников 11-х классов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, выросла с 54,9 процента в 2003 году до 59,5 процента в 2006 году, при этом 17,5 процента выпускников 2006 года обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования за пределами республики;

формирования единого информационно-образовательного пространства Республики Марий Эл (показатель обеспеченности компьютерной техникой - 1 компьютер на 33 учащихся, функционирует образовательный портал Республики Марий Эл, к сети Интернет по технологии ADSL подключены 300 образовательных учреждений, по спутниковому каналу связи - 24 отдаленные сельские школы республики, 18 процентов образовательных учреждений поддерживают свои сайты, прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий свыше 2300 педагогов);

становления системы государственно-общественных форм соуправления образованием (в республике действует Общественный совет по вопросам образования, в состав которого входят лидеры общественных организаций Республики Марий Эл, представители культуры, бизнеса, органов исполнительной власти. Наблюдается рост образовательных учреждений, в уставе которых зафиксированы полномочия органов общественного самоуправления: в 2003 году доля таких учреждений составляла 56,5 процента, в 2004 году - 57,4 процента, в 2005 году -61,6 процента);

совершенствования материально-технической базы общеобразовательных учреждений (70 процентов общеобразовательных учреждений республики - типовые школы, 30 процентов - приспособленные, обеспечены школьными столовыми 98 процентов и медпунктами 48 процентов образовательных учреждений, на 1 сентября 2007 года в Республике Марий Эл нет ветхих и аварийных школ; доля образовательных учреждений, переоснащенных современным оборудованием, составляет 32 процента);

роста расходов на образование в консолидированном бюджете Республики Марий Эл (прирост расходов на образование в 2006 году составил 131 процент, в 2005 году - 104 процента, в том числе на дошкольное образование 143,3 процента (2005 год - 109,7 процента), общее образование - 130,7 процента (2005 год - 101,7 процента).

В 2006/2007 учебном году в республике функционировали 552 учреждения образования, из них 223 (40 процентов) составляли учреждения дошкольного образования с контингентом воспитанников 23832 ребенка. За 2000-2005 годы количество дошкольных образовательных учреждений сократилось на 59 единиц. Реализация республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 5-3, позволит к 2010 году увеличить сеть учреждений дошкольного образования на 1920 мест за счет строительства и возврата в сеть перепрофилированных учреждений. Дошкольные образовательные услуги оказываются и общеобразовательными учреждениями (дошкольные группы организованы при 64 общеобразовательных школах, в которых воспитываются 1663 ребенка, функционируют 23 начальных школы-детских сада (с контингентом воспитанников 653 человека). Ожидаемый к 2010 году охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием составит 70 процентов.

Программы общего образования реализуют 325 общеобразовательных учреждений различного типа и вида с контингентом учащихся и воспитанников 76333 человека, в том числе 302 общеобразовательные школы с количеством учащихся 72957 человек (44 начальные с контингентом учащихся 1162 человека, 76 основных (5137 учащихся), 167 средних (57929 учащихся), 2 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов (1189 учащихся), 7 гимназий (4069 учащихся), 6 лицеев (3371 учащийся), 6 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом обучающихся 1346 человек. Функционируют четыре вечерние (сменные) общеобразовательные школы.

Сегодня в республике сохранена разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей, что позволило увеличить охват учащихся дополнительным образованием с 34,5 процента в 1999 году до 47,7 процента в 2006 году. Большую часть сети составляют многопрофильные учреждения, реализующие разнонаправленные образовательные программы дополнительного образования детей (21), а также спортивные школы (20), учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы технической (6), эколого-биологической (2) и туристско-краеведческой направленности (2), в которых насчитывается 2696 различных объединений (кружков, секций). Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 70 процентов.

Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена 12 учреждениями, из них 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 3 специальные (коррекционные) школы, в которых обучаются 1452 человека. Специальную помощь получают 74 подростка в 1 учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сохранение и реформирование сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие сети специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях, а также учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи являются приоритетными задачами в реализации конституционных прав на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ограниченными возможностями здоровья. С 2007 по 2010 год ожидается незначительное сокращение контингента специальных образовательных учреждений с 1400 в 2007 году до 1333 в 2010 году. В 2007 году планируется сохранить количество первых классов в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах на уровне 2006 года.

Таким образом, за период реализации Программы существующая сеть образовательных учреждений не претерпит изменения в структурном отношении. Предполагается сокращение сети общеобразовательных учреждений на 35 единиц (2001 год - 415 учреждений, 2002 год -397 учреждений, 2003 год - 385 учреждений, 2004 год - 379 учреждений, 2005 год - 348 учреждений, 2006 год - 325 учреждений, 2007 год -310 учреждений, 2008 год - 300 учреждений, 2009 год - 290 учреждений), что будет вызвано продолжающимся снижением контингента учащихся (2001 год - 112900 чел., 2002 год - 104437 чел., 2003 год - 96081 чел., 2004 год - 88525 чел., 2005 год - 81995 чел., 2006 год - 76333 чел., 2007 год -72916 чел., 2008 год - 70794 чел., 2009 год - 69110 чел.). Комплекс мероприятий по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в республике позволит сохранить и несколько превысить значения наполняемости в классах (2001 год - 18,0 чел., 2002 год - 17,9 чел., 2003 год - 17,6 чел., 2004 год - 17,5 чел., 2005 год - 18,0 чел., 2006 год -18,1 чел., 2007 год- 18,5 чел., 2008 год- 19,0 чел., 2009 год-20 чел.).

Анализ основных направлений модернизации и состояния образования республики за 2001-2006 годы наряду с достижениями позволяет выявить ряд проблем, на решение которых нацелена Программа, в том числе:

1. Сегодня 32,6 процента детей дошкольного возраста не посещают дошкольные образовательные учреждения, из них 17,6 процента детей из сельских населенных пунктов, при этом 6,1 процента (1550) детей не охвачены дошкольным образованием в связи с отсутствием в населенных пунктах учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Это создает проблему "неравного старта" для первоклассников и приводит к необходимости организации вариативных форм предоставления "предшкольного образования". Несмотря на увеличение уровня дифференциации образовательных услуг в детских садах более чем в 2 раза, потребности населения в группах компенсирующего вида удовлетворяются в среднем лишь на 20 процентов, в оздоровительных группах -на 37 процентов, в группах кратковременного пребывания детей -на 9,8 процента.

2. Медленно происходит обновление содержания на всех ступенях общего образования, предусматривающего реализацию качественно новой личностно ориентированной модели образования на основе развивающих программ. За 2003-2006 годы не произошло существенного увеличения доли образовательных учреждений, внедряющих программы развивающего обучения. Одна из немаловажных причин -проблема обеспечения учащихся учебниками и учебно-методическими комплектами, соответствующими новым государственным образовательным стандартам. На начало 2006/2007 учебного года обеспеченность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями составляет 87 процентов, из них обеспеченность учащихся из малообеспеченных семей - 82 процента. Объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемых на приобретение учебных изданий, в расчете на одного учащегося увеличился с 51 рубля в 2005 году до 67 рублей в 2006 году, в 2007 году на одного учащегося выделяется 250 рублей. В то же время сохраняется проблема обеспеченности образовательных учреждений учебниками национально-регионального компонента (на одного учащегося приходится 0,7 учебника, изданного с 2000 по 2006 год); за 2005 год издано 11 учебников, в 2006 году - 6.

3. По существующим оценкам особыми умственными, творческими способностями, так называемой одаренностью от рождения обладает около 2 процентов детей. В соответствии с данным подходом одаренных детей в Республике Марий Эл от 1,5 до 2 тысяч. Для того чтобы эти дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности, в том числе и за счет развития сети дополнительного образования детей. Несмотря на ежегодное участие до 30 процентов школьников от общего числа учащихся 9-11-х классов во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном уровне, около 4 процентов - на региональном и 0,26 процента -на федеральном, в республике остается проблематичным решение вопросов, связанных с эффективной организацией конкурсных и научно-практических мероприятий, способствующих развитию интеллектуального творческого потенциала одаренных детей, обеспечением их социальной поддержки и организацией отдыха и обучения в летний период.

4. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий требует создания системы непрерывного повышения квалификации педагогов и руководящих работников в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время только 20 процентов педагогов республики имеют свидетельства о повышении квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, при этом лишь 10 процентов учителей-предметников используют новые компьютерные технологии в профессиональной деятельности, что снижет эффективность образовательного процесса.

Проблемой является недостаточное использование компьютерных технологий для расширения доступа общественности к информационным ресурсам в области образования, а также к ее участию в управлении образованием. В настоящее время лишь 18 процентов общеобразовательных школ и один из 17 муниципальных органов управления образованием имеют свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет.

5. Несмотря на проводимые мероприятия по реструктуризации сети, в сельской местности сохраняется несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. Доля сельских школ составляет 73,2 процента всех общеобразовательных учреждений республики, в то время как обучается в них только 37,8 процента школьников, что приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника. При этом наблюдается дисбаланс возможностей образовательных учреждений в предоставлении качественных образовательных услуг в различных муниципалитетах, в том числе и по причине неэффективного использования, либо полного игнорирования, возможностей сетевого взаимодействия учреждений.

Недостаточное оснащение базовых (опорных) школ и ресурсных центров учебно-наглядными пособиями и учебно-лабораторным оборудованием не позволяет в массовом порядке перейти на соответствующий новым стандартам уровень обучения как в начальной, так и в старшей школе.

В целях оснащения классов 44-х начальных школ учебно-наглядным оборудованием необходимо приобрести учебно-наглядное оборудование на общую сумму 484 тыс. рублей.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволила ускорить процесс оснащения базовых школ и ресурсных центров. В республику поставлено 92 комплекта оборудования на общую сумму 21499,0 тыс. рублей, среди которых 20 кабинетов физики, 20 кабинетов химии, 19 кабинетов географии, 22 кабинета биологии и 11 интерактивных досок. Оснащение ресурсных центров и базовых (опорных) школ в сельской местности современным лабораторным и учебным оборудованием оценивается на 1 сентября 2007 года в 42 процента и потребует дооснащения 60 комплектами учебно-наглядного оборудования в соответствии с реализуемыми в них профилями на сумму 23446,0 тыс. рублей, в том числе 26 кабинетов химии и биологии на сумму 10500 тыс. рублей, 10 комплектов оборудования кабинетов литературы, истории, русского языка на общую сумму 980 тыс. рублей, 25 кабинетов физики на общую сумму 11966,0 тыс. рублей.