Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 25 октября 2007 года N 52-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл

18 октября 2007 года

{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 12-З}


Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008 - 2010 годы".


Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008 - 2010 годы" начиная с 2008 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л.МАРКЕЛОВ


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл от 25 октября 2007 года N 52-3

ПАСПОРТ

республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 ;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р ;
Закон Республики Марий Эл от 4 апреля 2001 года N 9-3 "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл";
Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 49-3 "О мерах государственной социальной поддержки в области образования";
постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 года N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл"

Государственный заказчик Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Исполнитель основных мероприятий Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл

Цели Программы

- основная стратегическая цель Программы -обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан в Республике Марий Эл в доступном качественном образовании, развитие сети образовательных учреждений республики с учетом социально-экономических, культурных, демографических условий Республики Марий Эл, повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений с целью сохранения жизни и защиты здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности

Задачи Программы

- развитие вариативных форм дошкольного образования детей в возрасте 5-6 лет с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования;
внедрение новых технологий охраны и укрепления здоровья обучающихся, позволяющих снизить уровень общей заболеваемости и утомляемости учащихся;
создание единого информационно-образовательного пространства Республики Марий Эл;
совершенствование республиканской системы оценки качества образования, механизмов мониторинга в образовании;
совершенствование механизма нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений;
создание условий для эффективной социализации и профессиональной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение необходимых условий для развития системы дополнительного образования детей;
реализация принципов федеральной государственной политики в области образования;
исполнение положений законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений;
поддержание в исправном состоянии, укрепление и развитие материально-технической базы, обеспечивающей безопасные условия функционирования образовательных учреждений

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- показатели результатов :удельный вес учащихся общеобразовательных школ, получающих оценки "хорошо" и "отлично" по итогам года;
средний балл по результатам единого государственного экзамена по предметам "математика", "русский язык";

 доля учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах, от общего количества обучающихся 9-11-х классов;

 доступность:
 охват различными формами предшкольного образования детей в возрасте 5-6 лет;

 доля средних общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения;

 охват специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья;

 охват семейными формами устройства детей от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 охват детей дополнительным образованием;

 доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу созданы и действуют органы самоуправления;

ресурсообеспеченность:
 доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса;

 оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой;

 удельный вес педагогических и руководящих работников, охваченных курсовой подготовкой;

 доля общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования;

 среднемесячная номинально начисленная заработная плата учителя в общеобразовательных учреждениях;

 доля образовательных учреждений, отвечающих действующим требованиям норм и правил пожарной безопасности, санитарных правил и нормативов;

 количество несчастных случаев на производстве на 1000 работников в отрасли "Образование";

 количество несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на 1000 обучающихся (воспитанников)

Сроки и этапы реализации Программы

- 2008-2010 годы
 I этап (первое полугодие 2008 года) - подготовительный: организационно-методическое обеспечение реализации Программы, начало реализации ряда мероприятий;

 II этап (второе полугодие 2008 года , 2009 год) - этап реализации: реализация мероприятий по ресурсному обеспечению системы образования, закупка оборудования, модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы;

III этап (2010 год) - заключительный: внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, анализ, обобщение и оценка эффективности реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

- совершенствование содержания и технологий дошкольного и общего образования;
совершенствование системы управления качеством образования;

 поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;

 развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
создание условий для информатизации системы общего образования;

 совершенствование ресурсного обеспечения сети образовательных учреждений Республики Марий Эл;

 модернизация финансово-экономических механизмов функционирования системы образования;

 обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы (в ценах на 1 января 2007 года) составляет 239 102,8 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл

Система организации управления и контроля за выполнением Программы

- контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий Программы, целевым и эффективным использованием выделяемых на выполнение Программы финансовых средств осуществляет Министерство образования Республики Марий Эл. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и Министерство образования Республики Марий Эл представляют информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в Правительство Республики Марий Эл и Государственное Собрание Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- увеличение охвата различными формами предшкольного образования детей в возрасте 5-6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, с 44 до 80 процентов;

 увеличение удельного веса учащихся общеобразовательных школ, получающих оценки "хорошо" и "отлично" по итогам года, с 41,5 до 43,1 процента;

 сохранение среднего балла по результатам единого государственного экзамена по предметам "математика", "русский язык" не ниже 50 баллов;
увеличение доли средних общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, с 40,9 до 50 процентов;
увеличение охвата специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с 80 до 81,5 процента;

 увеличение охвата семейными формами устройства детей от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 53 до 62 процентов;

 увеличение охвата детей дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей с 47 до 48,5 процента, в общеобразовательных учреждениях - с 70 до 71 процента;

 увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу созданы и действуют органы общественного самоуправления, с 55 до 95 процентов;

 доля педагогов, прошедших повышение квалификации по образовательным программам, обеспечивающим реализацию в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов, с 12 до 30 процентов;
увеличение доли образовательных учреждений, отвечающих действующим требованиям норм и правил пожарной безопасности, с 88 до 100 процентов;

 снижение количества несчастных случаев на производстве на 1000 работников в отрасли "Образование" с 0,75 до 0,72;

снижение количества несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на 1000 обучающихся (воспитанников) с 1,50 до 1,47

{Паспорт в редакции: Закона Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 12-З}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности, с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны и регионов в средне- и долгосрочной перспективе. Создание механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан, является целью федеральной образовательной политики начиная с 2000 года. Ее основные направления отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.

В рамках реализации положений федеральных нормативных правовых актов и с целью развития региона в республике организовано проведение различных экспериментов с учетом региональной социально-культурной политики. Участие Республики Марий Эл в федеральных экспериментах по модернизации общего образования (по обновлению структуры и содержания общего образования, введению единого государственного экзамена, реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности), реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволили сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития.

Сегодня в системе образования Республики Марий Эл наблюдаются:

увеличение охвата дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет до 67,4 процента в 2006 году (в 2005 году - 65,3 процента, в 2004 году -64,8 процента) за счет развития новых форм дошкольного образования;

повышение качества дошкольного образования (инновационные образовательные программы внедрены в 64 процентах дошкольных образовательных учреждений);

стабилизация процесса видовых (статусных) изменений общеобразовательных учреждений (7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и 51 базовая (опорная) школа);

реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (с 2001 года сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 90 учреждений, в том числе в сельской местности - на 81);

осуществление нормативного финансирования общеобразовательных школ, что позволило получить в 2005 году экономию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 22715,0 тыс. рублей, в 2006 году - 18995,0 тыс. рублей (в среднемпо республике стоимость содержания 1 ученика в 2006 году составила 18,5 тыс. рублей);

обновление содержания образования на основе:

введения вариативных программ обучения в начальной школе (из 308 общеобразовательных учреждений 82 (26,6 процента) работают по вариативным программам: "Школа - 2000" и "Школа - 2100" (24,7 процента), Л..В.Занкова (5,3 процента), "Начальная школа XXI века" (3,2 процента), апробируются программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, "Гармония");

перехода образовательных учреждений на новые учебные планы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 21 сентября 2004 года N 7/3, (55,4 процента от общего контингента обучающихся в республике на начало 2006/2007 учебного года обучаются по новым учебным планам);

сохранения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Марийский (родной) язык изучают более 15 тыс. учащихся в 163 образовательных учреждениях, или 22 процента учащихся, марийский (государственный) язык - около 19 тыс. учащихся в 125 общеобразовательных учреждениях, интегрированно с историей и культурой народов более 6,5 тыс. детей в 50 образовательных учреждениях, или 42 процента учащихся;

диверсификации образовательных программ на средней ступени общего образования за счет перехода на профильное обучение (программы повышенного уровня реализуют 77 образовательных учреждений (23,7 процента общего количества образовательных учреждений) с охватом детей 13816 (18,1 процента общего контингента учащихся), профильным обучением охвачено 34,7 процента учащихся 10-11-х классов, предпрофильной подготовкой - 52,9 процента девятиклассников) и осуществления профессиональной подготовки на базе общеобразовательных учреждений;

создания объективной и независимой системы оценки учебных достижений выпускников общеобразовательных учреждений (государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ проходят свыше 98 процентов выпускников 11-х классов, муниципальные экзамены сдают 91 процент выпускников 9-х классов), что позволило повысить уровень доступности высшего образования для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузов мест проживания. Доля выпускников 11-х классов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, выросла с 54,9 процента в 2003 году до 59,5 процента в 2006 году, при этом 17,5 процента выпускников 2006 года обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования за пределами республики;

формирования единого информационно-образовательного пространства Республики Марий Эл (показатель обеспеченности компьютерной техникой - 1 компьютер на 33 учащихся, функционирует образовательный портал Республики Марий Эл, к сети Интернет по технологии ADSL подключены 300 образовательных учреждений, по спутниковому каналу связи - 24 отдаленные сельские школы республики, 18 процентов образовательных учреждений поддерживают свои сайты, прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий свыше 2300 педагогов);

становления системы государственно-общественных форм соуправления образованием (в республике действует Общественный совет по вопросам образования, в состав которого входят лидеры общественных организаций Республики Марий Эл, представители культуры, бизнеса, органов исполнительной власти. Наблюдается рост образовательных учреждений, в уставе которых зафиксированы полномочия органов общественного самоуправления: в 2003 году доля таких учреждений составляла 56,5 процента, в 2004 году - 57,4 процента, в 2005 году -61,6 процента);

совершенствования материально-технической базы общеобразовательных учреждений (70 процентов общеобразовательных учреждений республики - типовые школы, 30 процентов - приспособленные, обеспечены школьными столовыми 98 процентов и медпунктами 48 процентов образовательных учреждений, на 1 сентября 2007 года в Республике Марий Эл нет ветхих и аварийных школ; доля образовательных учреждений, переоснащенных современным оборудованием, составляет 32 процента);

роста расходов на образование в консолидированном бюджете Республики Марий Эл (прирост расходов на образование в 2006 году составил 131 процент, в 2005 году - 104 процента, в том числе на дошкольное образование 143,3 процента (2005 год - 109,7 процента), общее образование - 130,7 процента (2005 год - 101,7 процента).

В 2006/2007 учебном году в республике функционировали 552 учреждения образования, из них 223 (40 процентов) составляли учреждения дошкольного образования с контингентом воспитанников 23832 ребенка. За 2000-2005 годы количество дошкольных образовательных учреждений сократилось на 59 единиц. Реализация республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 5-3, позволит к 2010 году увеличить сеть учреждений дошкольного образования на 1920 мест за счет строительства и возврата в сеть перепрофилированных учреждений. Дошкольные образовательные услуги оказываются и общеобразовательными учреждениями (дошкольные группы организованы при 64 общеобразовательных школах, в которых воспитываются 1663 ребенка, функционируют 23 начальных школы-детских сада (с контингентом воспитанников 653 человека). Ожидаемый к 2010 году охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием составит 70 процентов.

Программы общего образования реализуют 325 общеобразовательных учреждений различного типа и вида с контингентом учащихся и воспитанников 76333 человека, в том числе 302 общеобразовательные школы с количеством учащихся 72957 человек (44 начальные с контингентом учащихся 1162 человека, 76 основных (5137 учащихся), 167 средних (57929 учащихся), 2 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов (1189 учащихся), 7 гимназий (4069 учащихся), 6 лицеев (3371 учащийся), 6 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом обучающихся 1346 человек. Функционируют четыре вечерние (сменные) общеобразовательные школы.

Сегодня в республике сохранена разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей, что позволило увеличить охват учащихся дополнительным образованием с 34,5 процента в 1999 году до 47,7 процента в 2006 году. Большую часть сети составляют многопрофильные учреждения, реализующие разнонаправленные образовательные программы дополнительного образования детей (21), а также спортивные школы (20), учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы технической (6), эколого-биологической (2) и туристско-краеведческой направленности (2), в которых насчитывается 2696 различных объединений (кружков, секций). Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 70 процентов.

Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена 12 учреждениями, из них 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 3 специальные (коррекционные) школы, в которых обучаются 1452 человека. Специальную помощь получают 74 подростка в 1 учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сохранение и реформирование сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие сети специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях, а также учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи являются приоритетными задачами в реализации конституционных прав на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ограниченными возможностями здоровья. С 2007 по 2010 год ожидается незначительное сокращение контингента специальных образовательных учреждений с 1400 в 2007 году до 1333 в 2010 году. В 2007 году планируется сохранить количество первых классов в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах на уровне 2006 года.

Таким образом, за период реализации Программы существующая сеть образовательных учреждений не претерпит изменения в структурном отношении. Предполагается сокращение сети общеобразовательных учреждений на 35 единиц (2001 год - 415 учреждений, 2002 год -397 учреждений, 2003 год - 385 учреждений, 2004 год - 379 учреждений, 2005 год - 348 учреждений, 2006 год - 325 учреждений, 2007 год -310 учреждений, 2008 год - 300 учреждений, 2009 год - 290 учреждений), что будет вызвано продолжающимся снижением контингента учащихся (2001 год - 112900 чел., 2002 год - 104437 чел., 2003 год - 96081 чел., 2004 год - 88525 чел., 2005 год - 81995 чел., 2006 год - 76333 чел., 2007 год -72916 чел., 2008 год - 70794 чел., 2009 год - 69110 чел.). Комплекс мероприятий по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в республике позволит сохранить и несколько превысить значения наполняемости в классах (2001 год - 18,0 чел., 2002 год - 17,9 чел., 2003 год - 17,6 чел., 2004 год - 17,5 чел., 2005 год - 18,0 чел., 2006 год -18,1 чел., 2007 год- 18,5 чел., 2008 год- 19,0 чел., 2009 год-20 чел.).

Анализ основных направлений модернизации и состояния образования республики за 2001-2006 годы наряду с достижениями позволяет выявить ряд проблем, на решение которых нацелена Программа, в том числе:

1. Сегодня 32,6 процента детей дошкольного возраста не посещают дошкольные образовательные учреждения, из них 17,6 процента детей из сельских населенных пунктов, при этом 6,1 процента (1550) детей не охвачены дошкольным образованием в связи с отсутствием в населенных пунктах учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Это создает проблему "неравного старта" для первоклассников и приводит к необходимости организации вариативных форм предоставления "предшкольного образования". Несмотря на увеличение уровня дифференциации образовательных услуг в детских садах более чем в 2 раза, потребности населения в группах компенсирующего вида удовлетворяются в среднем лишь на 20 процентов, в оздоровительных группах -на 37 процентов, в группах кратковременного пребывания детей -на 9,8 процента.

2. Медленно происходит обновление содержания на всех ступенях общего образования, предусматривающего реализацию качественно новой личностно ориентированной модели образования на основе развивающих программ. За 2003-2006 годы не произошло существенного увеличения доли образовательных учреждений, внедряющих программы развивающего обучения. Одна из немаловажных причин -проблема обеспечения учащихся учебниками и учебно-методическими комплектами, соответствующими новым государственным образовательным стандартам. На начало 2006/2007 учебного года обеспеченность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями составляет 87 процентов, из них обеспеченность учащихся из малообеспеченных семей - 82 процента. Объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемых на приобретение учебных изданий, в расчете на одного учащегося увеличился с 51 рубля в 2005 году до 67 рублей в 2006 году, в 2007 году на одного учащегося выделяется 250 рублей. В то же время сохраняется проблема обеспеченности образовательных учреждений учебниками национально-регионального компонента (на одного учащегося приходится 0,7 учебника, изданного с 2000 по 2006 год); за 2005 год издано 11 учебников, в 2006 году - 6.

3. По существующим оценкам особыми умственными, творческими способностями, так называемой одаренностью от рождения обладает около 2 процентов детей. В соответствии с данным подходом одаренных детей в Республике Марий Эл от 1,5 до 2 тысяч. Для того чтобы эти дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности, в том числе и за счет развития сети дополнительного образования детей. Несмотря на ежегодное участие до 30 процентов школьников от общего числа учащихся 9-11-х классов во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном уровне, около 4 процентов - на региональном и 0,26 процента -на федеральном, в республике остается проблематичным решение вопросов, связанных с эффективной организацией конкурсных и научно-практических мероприятий, способствующих развитию интеллектуального творческого потенциала одаренных детей, обеспечением их социальной поддержки и организацией отдыха и обучения в летний период.

4. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий требует создания системы непрерывного повышения квалификации педагогов и руководящих работников в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время только 20 процентов педагогов республики имеют свидетельства о повышении квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, при этом лишь 10 процентов учителей-предметников используют новые компьютерные технологии в профессиональной деятельности, что снижет эффективность образовательного процесса.

Проблемой является недостаточное использование компьютерных технологий для расширения доступа общественности к информационным ресурсам в области образования, а также к ее участию в управлении образованием. В настоящее время лишь 18 процентов общеобразовательных школ и один из 17 муниципальных органов управления образованием имеют свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет.

5. Несмотря на проводимые мероприятия по реструктуризации сети, в сельской местности сохраняется несоответствие удельного веса сельских школ количеству учащихся в них. Доля сельских школ составляет 73,2 процента всех общеобразовательных учреждений республики, в то время как обучается в них только 37,8 процента школьников, что приводит к увеличению затрат бюджета на одного ученика, воспитанника. При этом наблюдается дисбаланс возможностей образовательных учреждений в предоставлении качественных образовательных услуг в различных муниципалитетах, в том числе и по причине неэффективного использования, либо полного игнорирования, возможностей сетевого взаимодействия учреждений.

Недостаточное оснащение базовых (опорных) школ и ресурсных центров учебно-наглядными пособиями и учебно-лабораторным оборудованием не позволяет в массовом порядке перейти на соответствующий новым стандартам уровень обучения как в начальной, так и в старшей школе.

В целях оснащения классов 44-х начальных школ учебно-наглядным оборудованием необходимо приобрести учебно-наглядное оборудование на общую сумму 484 тыс. рублей.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволила ускорить процесс оснащения базовых школ и ресурсных центров. В республику поставлено 92 комплекта оборудования на общую сумму 21499,0 тыс. рублей, среди которых 20 кабинетов физики, 20 кабинетов химии, 19 кабинетов географии, 22 кабинета биологии и 11 интерактивных досок. Оснащение ресурсных центров и базовых (опорных) школ в сельской местности современным лабораторным и учебным оборудованием оценивается на 1 сентября 2007 года в 42 процента и потребует дооснащения 60 комплектами учебно-наглядного оборудования в соответствии с реализуемыми в них профилями на сумму 23446,0 тыс. рублей, в том числе 26 кабинетов химии и биологии на сумму 10500 тыс. рублей, 10 комплектов оборудования кабинетов литературы, истории, русского языка на общую сумму 980 тыс. рублей, 25 кабинетов физики на общую сумму 11966,0 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»