Модернизация направлений, методов и механизмов социально-экономических трансформаций в России включает в себя в качестве важнейшей составной части формирование содержания научно-инновационной и промышленной политики в их неразрывной взаимосвязи.
Существовавшая в дорыночной экономике и сохранившаяся до нашего времени разорванность между собственно научной, научно-технической, научно-технологической и промышленной деятельностью приводит к серьезному отставанию России от стран-лидеров мирового развития. Указанная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для регионов России.
Упование в части структурных преобразований промышленного комплекса России только на рыночные силы, на рыночную инициативу руководителей предприятий не соответствует имеющемуся опыту мирового развития экономики в целом и промышленности в частности.
Создание и развертывание новых "прорывных" производств как в стране в целом, так и в каждом из регионов требует прежде всего системного видения будущего развития общества и экономики, что невозможно, как правило, в рамках менталитета руководителей существующих производств. Многие руководители, менеджеры эффективно функционирующих предприятий имеют представление только о своей "рыночной нише", о своем настоящем и будущем, но не о развитии, не о прогнозах будущего для общества в целом. При формировании стратегии долгосрочного развития экономики недостаточно надеяться только на локальную инициативу действующих промышленных предприятий, включая и малый бизнес.
Рынок - это "регулятор малых отклонений", но не "регулятор крупных структурных сдвигов".
В свое время в Японии представители бизнеса не проявили инициативы в части развития национальной автомобильной промышленности, зная, что эта рыночная ниша была занята автомобильной промышленностью США. И только государственное вмешательство в эту сферу позволило Японии стать мировым лидером и в автомобилестроении.
В России в целом и в каждом из регионов прежде всего должны быть определены на системной основе с использованием инструментов стратегического инновационного и международного маркетинга стратегические приоритеты научно-инновационной и промышленной политики.
Наличие системы стратегических приоритетов научно-инновационной и промышленной политики позволит органам государственной власти Орловской области и муниципального управления разработать и закрепить законодательно необходимый и достаточный спектр методов и механизмов поддержки создания новых и развития высокоэффективных действующих производств, обеспечивая благоприятный инновационно-инвестиционный климат и деловую активность научных, конструкторско-технологических и промышленных предприятий.
Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года (далее - Концепция) включает в себя систему ключевых положений о важнейших стратегических приоритетах, принципах и поддерживающих механизмах развития промышленности, научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и является комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия государственных и муниципальных органов управления в развитии и функционировании соответствующей сферы деятельности, предприятий всех видов и форм собственности, отдельных граждан.
Данная Концепция разработана в соответствии с законами Орловской области "О промышленной политике в Орловской области" от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ, "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" от 28 ноября 2002 года N 293-ОЗ, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области" от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ, "Об инвестиционной деятельности в Орловской области" от 1 сентября 1997 года N 53-ОЗ и отражает:
критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
приоритетные направления развития промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
меры государственной поддержки промышленности.
В настоящем Законе использованы следующие термины и определения:
промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства;
промышленная политика - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности исходя из социально - экономических интересов области;
инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники;
целевая инновационная программа Орловской области - инновационная программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли;
комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области;
научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, а именно:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
государственная научно-техническая политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области;
целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данном направлении;
комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.