Недействующий

ЗАКОН


ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


от 9 марта 2006 года N 586-ОЗ


О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Орловской области от 05.09.2015 N 1825-ОЗ, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.09.2015). Есть неопределенность с датой окончания действия документа, связанная с исчислением срока вступления в силу отменяющего документа. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________

Принят
областным Советом
 народных депутатов
27 февраля 2006 года

Настоящим Законом в соответствии с Законом Орловской области от 6 августа 1998 год N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области" (в редакции законов Орловской области от 25.06.2003 N 340-ОЗ) утверждается Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года, направленная на развитие современного высокотехнологичного промышленного комплекса, научно-технической и инновационной деятельности, стимулирование создания и производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, оптимизацию использования природного и научно-кадрового потенциала Орловской области.

Статья 1


Утвердить концепцию промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Орловской области
Е.С.Строев

9 марта 2006 года

N 586-ОЗ

КОНЦЕПЦИЯ
 промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года

    

Общие положения


Модернизация направлений, методов и механизмов социально-экономических трансформаций в России включает в себя в качестве важнейшей составной части формирование содержания научно-инновационной и промышленной политики в их неразрывной взаимосвязи.

Существовавшая в дорыночной экономике и сохранившаяся до нашего времени разорванность между собственно научной, научно-технической, научно-технологической и промышленной деятельностью приводит к серьезному отставанию России от стран-лидеров мирового развития. Указанная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для регионов России.

Упование в части структурных преобразований промышленного комплекса России только на рыночные силы, на рыночную инициативу руководителей предприятий не соответствует имеющемуся опыту мирового развития экономики в целом и промышленности в частности.

Создание и развертывание новых "прорывных" производств как в стране в целом, так и в каждом из регионов требует прежде всего системного видения будущего развития общества и экономики, что невозможно, как правило, в рамках менталитета руководителей существующих производств. Многие руководители, менеджеры эффективно функционирующих предприятий имеют представление только о своей "рыночной нише", о своем настоящем и будущем, но не о развитии, не о прогнозах будущего для общества в целом. При формировании стратегии долгосрочного развития экономики недостаточно надеяться только на локальную инициативу действующих промышленных предприятий, включая и малый бизнес.

Рынок - это "регулятор малых отклонений", но не "регулятор крупных структурных сдвигов".

В свое время в Японии представители бизнеса не проявили инициативы в части развития национальной автомобильной промышленности, зная, что эта рыночная ниша была занята автомобильной промышленностью США. И только государственное вмешательство в эту сферу позволило Японии стать мировым лидером и в автомобилестроении.

В России в целом и в каждом из регионов прежде всего должны быть определены на системной основе с использованием инструментов стратегического инновационного и международного маркетинга стратегические приоритеты научно-инновационной и промышленной политики.

Наличие системы стратегических приоритетов научно-инновационной и промышленной политики позволит органам государственной власти Орловской области и муниципального управления разработать и закрепить законодательно необходимый и достаточный спектр методов и механизмов поддержки создания новых и развития высокоэффективных действующих производств, обеспечивая благоприятный инновационно-инвестиционный климат и деловую активность научных, конструкторско-технологических и промышленных предприятий.

Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года (далее - Концепция) включает в себя систему ключевых положений о важнейших стратегических приоритетах, принципах и поддерживающих механизмах развития промышленности, научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и является комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия государственных и муниципальных органов управления в развитии и функционировании соответствующей сферы деятельности, предприятий всех видов и форм собственности, отдельных граждан.

Данная Концепция разработана в соответствии с законами Орловской области "О промышленной политике в Орловской области" от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ, "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" от 28 ноября 2002 года N 293-ОЗ, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области" от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ, "Об инвестиционной деятельности в Орловской области" от 1 сентября 1997 года N 53-ОЗ и отражает:

критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;

приоритетные направления развития промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;

меры государственной поддержки промышленности.

В настоящем Законе использованы следующие термины и определения:

промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства;

промышленная политика - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности исходя из социально - экономических интересов области;

инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности;

инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники;

целевая инновационная программа Орловской области - инновационная программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли;

комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области;

научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, а именно:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;

государственная научно-техническая политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области;

целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данном направлении;

комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.

Концепция учитывает специфику социально-экономического развития Орловской области, основывается на выделении наиболее важных направлений стратегии развития, оптимизации использования природного, производственного, научного, кадрового потенциала Орловской области, на основании рационализации системы государственной поддержки промышленности, научных, конструкторско-технологических организаций, активизации и повышении эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности.

При разработке Концепции использовался ряд профильных материалов по соответствующей проблематике, в том числе:

1. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации (Москва, 2003 год).

2. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации (Москва: Торгово-промышленная палата РФ, 2003 год).

3. Об организации в Минпромнауки России работы по участию в развитии научно-технического и инновационного потенциала регионов России (Приказ Минпромнауки Российской Федерации от 14 июля 2003 год N 168).

4. О задаче разработки промышленной политики в России (Москва: ТПП РФ, 2003 год).

5. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Москва: Совет безопасности РФ, 2004 год).

6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (Москва, 20 марта 2002 год).

7. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Москва, 2003 год).

8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме.

Глава 1. Состояние и важнейшие проблемы промышленности Орловской области


Орловская область является индустриально-аграрным регионом. Промышленность играет ведущую роль в его социально-экономическом развитии. На промышленных предприятиях трудятся более 18% занятого населения. Промышленность обеспечивает более 40% доходов консолидированного бюджета области.

В то же время именно промышленность в условиях перехода к рыночным отношениям в наибольшей степени оказалась подверженной кризисным явлениям. Так, за 1992-1998 годы число работающих в промышленности Орловской области сократилось на 61,2 тыс.чел. (44% от общего числа работающих).

Анализ тенденций динамики промышленного производства показал, что Орловская область имела в 1992-1998 года снижение физических объемов производства, что характеризуется данными, приведенными в таблицах 1 и 2.

Характерной особенностью промышленности Орловской области является то, что она формировалась в 1960-е годы в условиях временного отхода от централизованных методов планирования и управления, когда преобладали региональные подходы, приведшие к созданию достаточно многопрофильного производственного потенциала, что в настоящее время является позитивным с точки зрения последующей диверсификации промышленности.

Следует отметить, что в дорыночный период отраслями специализации Орловской области прежде всего являлись:

1) сельское хозяйство;

2) металлообработка и машиностроение (дорожное, транспортное, погрузочно-разгрузочное, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, нефтяной промышленности, стекольной промышленности и т.д.);

3) приборостроение и электроника;

4) перерабатывающая промышленность.

Таблица 1. Индексы физического объема производства по отраслям промышленности

Отрасли

В процентах к предыдущему году

1992 год

1995 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

Промышленность,  Всего

80,2

86,7

93,0

116,3

112,7

118,0

91,6

107,8

105,0

в том числе:  Электроэнергетика

113,4

98,4

106,7

96,2

92,8

100,2

96,2

108,4

95,6

Черная металлургия

65,0

90,1

126,6

108,0

164,1

92,8

74,2

108,5

103,6

Цветная металлургия

50,4

127,7

123,1

103,7

480,9

99,6

77,9

87,9

113,0

Химическая и  нефтехимическая  промышленность

67,2

93,7

75,3

111,9

103,5

108,3

102,3

78,3

77,4

Машиностроение и  металлообработка

89,2

75,7

97,8

118,5

112,4

140,2

76,4

112,1

120,4

Лесная, дерево-
обрабатывающая и целлюлозно-бумажная  промышленность

93,3

70,7

80,7

129,3

104,4

103,5

108,1

79,0

99,7

Промышленность строительных материалов

91,9

79,6

113,2

151,1

130,0

116,1

121,0

110,2

108,9

Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность

103,1

53,5

103,0

122,5

156,8

96,7

73,7

191,9

107,0

Легкая промышленность

96,5

68,1

68,9

111,7

104,8

93,0

77,3

84,9

90,5

Пищевая промышленность

85,8

81,9

91,2

121,8

89,5

104,3

97,5

125,2

92,0

Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность

89,7

103,0

98,8

74,7

106,4

110,1

86,0

58,5

97,9

Полиграфическая  промышленность

103,1

72,0

127,2

161,2

100,2

232,0

140,2

144,3

113,4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»