ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 9 марта 2006 года N 586-ОЗ
О концепции промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Орловской области от 05.09.2015 N 1825-ОЗ, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.09.2015). Есть неопределенность с датой окончания действия документа, связанная с исчислением срока вступления в силу отменяющего документа. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________
Принят
областным Советом
народных депутатов
27 февраля 2006 года
Настоящим Законом в соответствии с Законом Орловской области от 6 августа 1998 год N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области" (в редакции законов Орловской области от 25.06.2003 N 340-ОЗ) утверждается Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года, направленная на развитие современного высокотехнологичного промышленного комплекса, научно-технической и инновационной деятельности, стимулирование создания и производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, оптимизацию использования природного и научно-кадрового потенциала Орловской области.
Утвердить концепцию промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С.Строев
9 марта 2006 года
N 586-ОЗ
Модернизация направлений, методов и механизмов социально-экономических трансформаций в России включает в себя в качестве важнейшей составной части формирование содержания научно-инновационной и промышленной политики в их неразрывной взаимосвязи.
Существовавшая в дорыночной экономике и сохранившаяся до нашего времени разорванность между собственно научной, научно-технической, научно-технологической и промышленной деятельностью приводит к серьезному отставанию России от стран-лидеров мирового развития. Указанная ситуация характерна не только для страны в целом, но и для регионов России.
Упование в части структурных преобразований промышленного комплекса России только на рыночные силы, на рыночную инициативу руководителей предприятий не соответствует имеющемуся опыту мирового развития экономики в целом и промышленности в частности.
Создание и развертывание новых "прорывных" производств как в стране в целом, так и в каждом из регионов требует прежде всего системного видения будущего развития общества и экономики, что невозможно, как правило, в рамках менталитета руководителей существующих производств. Многие руководители, менеджеры эффективно функционирующих предприятий имеют представление только о своей "рыночной нише", о своем настоящем и будущем, но не о развитии, не о прогнозах будущего для общества в целом. При формировании стратегии долгосрочного развития экономики недостаточно надеяться только на локальную инициативу действующих промышленных предприятий, включая и малый бизнес.
Рынок - это "регулятор малых отклонений", но не "регулятор крупных структурных сдвигов".
В свое время в Японии представители бизнеса не проявили инициативы в части развития национальной автомобильной промышленности, зная, что эта рыночная ниша была занята автомобильной промышленностью США. И только государственное вмешательство в эту сферу позволило Японии стать мировым лидером и в автомобилестроении.
В России в целом и в каждом из регионов прежде всего должны быть определены на системной основе с использованием инструментов стратегического инновационного и международного маркетинга стратегические приоритеты научно-инновационной и промышленной политики.
Наличие системы стратегических приоритетов научно-инновационной и промышленной политики позволит органам государственной власти Орловской области и муниципального управления разработать и закрепить законодательно необходимый и достаточный спектр методов и механизмов поддержки создания новых и развития высокоэффективных действующих производств, обеспечивая благоприятный инновационно-инвестиционный климат и деловую активность научных, конструкторско-технологических и промышленных предприятий.
Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года (далее - Концепция) включает в себя систему ключевых положений о важнейших стратегических приоритетах, принципах и поддерживающих механизмах развития промышленности, научно-технической и инновационной деятельности в Орловской области и является комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия государственных и муниципальных органов управления в развитии и функционировании соответствующей сферы деятельности, предприятий всех видов и форм собственности, отдельных граждан.
Данная Концепция разработана в соответствии с законами Орловской области "О промышленной политике в Орловской области" от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ, "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" от 28 ноября 2002 года N 293-ОЗ, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области" от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ, "Об инвестиционной деятельности в Орловской области" от 1 сентября 1997 года N 53-ОЗ и отражает:
критерии выбора приоритетов для государственной поддержки промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
приоритетные направления развития промышленности по социальной значимости, по экономическим и технологическим показателям;
меры государственной поддержки промышленности.
В настоящем Законе использованы следующие термины и определения:
промышленность - отрасль экономики, основывающаяся на предпринимательской деятельности в сфере материального производства;
промышленная политика - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности исходя из социально - экономических интересов области;
инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
государственная инновационная политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности органами государственной власти Орловской области в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники;
целевая инновационная программа Орловской области - инновационная программа по развитию отдельной отрасли экономики Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данной отрасли;
комплексная инновационная программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых инновационных программ по развитию отдельных отраслей экономики области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области;
научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, а именно:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
государственная научно-техническая политика в Орловской области - составная часть социально-экономической политики Орловской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Орловской области в сфере научной, научно-технической деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Орловской области;
целевая научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - научная и (или) научно-техническая программа по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающая в течение заданного периода времени получение запланированного полезного результата в данном направлении;
комплексная научная и (или) научно-техническая программа Орловской области - комплекс взаимосвязанных целевых научных и (или) научно-технических программ по реализации отдельных направлений социально-экономического развития Орловской области, обеспечивающий в течение заданного периода времени получение полезного результата в социально-экономическом развитии Орловской области.
Концепция учитывает специфику социально-экономического развития Орловской области, основывается на выделении наиболее важных направлений стратегии развития, оптимизации использования природного, производственного, научного, кадрового потенциала Орловской области, на основании рационализации системы государственной поддержки промышленности, научных, конструкторско-технологических организаций, активизации и повышении эффективности функционирования субъектов хозяйственной деятельности.
При разработке Концепции использовался ряд профильных материалов по соответствующей проблематике, в том числе:
1. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации (Москва, 2003 год).
2. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации (Москва: Торгово-промышленная палата РФ, 2003 год).
3. Об организации в Минпромнауки России работы по участию в развитии научно-технического и инновационного потенциала регионов России (Приказ Минпромнауки Российской Федерации от 14 июля 2003 год N 168).
4. О задаче разработки промышленной политики в России (Москва: ТПП РФ, 2003 год).
5. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Москва: Совет безопасности РФ, 2004 год).
6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (Москва, 20 марта 2002 год).
7. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (Москва, 2003 год).
8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме.
Орловская область является индустриально-аграрным регионом. Промышленность играет ведущую роль в его социально-экономическом развитии. На промышленных предприятиях трудятся более 18% занятого населения. Промышленность обеспечивает более 40% доходов консолидированного бюджета области.
В то же время именно промышленность в условиях перехода к рыночным отношениям в наибольшей степени оказалась подверженной кризисным явлениям. Так, за 1992-1998 годы число работающих в промышленности Орловской области сократилось на 61,2 тыс.чел. (44% от общего числа работающих).
Анализ тенденций динамики промышленного производства показал, что Орловская область имела в 1992-1998 года снижение физических объемов производства, что характеризуется данными, приведенными в таблицах 1 и 2.
Характерной особенностью промышленности Орловской области является то, что она формировалась в 1960-е годы в условиях временного отхода от централизованных методов планирования и управления, когда преобладали региональные подходы, приведшие к созданию достаточно многопрофильного производственного потенциала, что в настоящее время является позитивным с точки зрения последующей диверсификации промышленности.
Следует отметить, что в дорыночный период отраслями специализации Орловской области прежде всего являлись:
1) сельское хозяйство;
2) металлообработка и машиностроение (дорожное, транспортное, погрузочно-разгрузочное, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, нефтяной промышленности, стекольной промышленности и т.д.);
3) приборостроение и электроника;
4) перерабатывающая промышленность.
Отрасли | В процентах к предыдущему году | ||||||||
1992 год | 1995 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | |
Промышленность, Всего | 80,2 | 86,7 | 93,0 | 116,3 | 112,7 | 118,0 | 91,6 | 107,8 | 105,0 |
в том числе: Электроэнергетика | 113,4 | 98,4 | 106,7 | 96,2 | 92,8 | 100,2 | 96,2 | 108,4 | 95,6 |
Черная металлургия | 65,0 | 90,1 | 126,6 | 108,0 | 164,1 | 92,8 | 74,2 | 108,5 | 103,6 |
Цветная металлургия | 50,4 | 127,7 | 123,1 | 103,7 | 480,9 | 99,6 | 77,9 | 87,9 | 113,0 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 67,2 | 93,7 | 75,3 | 111,9 | 103,5 | 108,3 | 102,3 | 78,3 | 77,4 |
Машиностроение и металлообработка | 89,2 | 75,7 | 97,8 | 118,5 | 112,4 | 140,2 | 76,4 | 112,1 | 120,4 |
Лесная, дерево- | 93,3 | 70,7 | 80,7 | 129,3 | 104,4 | 103,5 | 108,1 | 79,0 | 99,7 |
Промышленность строительных материалов | 91,9 | 79,6 | 113,2 | 151,1 | 130,0 | 116,1 | 121,0 | 110,2 | 108,9 |
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность | 103,1 | 53,5 | 103,0 | 122,5 | 156,8 | 96,7 | 73,7 | 191,9 | 107,0 |
Легкая промышленность | 96,5 | 68,1 | 68,9 | 111,7 | 104,8 | 93,0 | 77,3 | 84,9 | 90,5 |
Пищевая промышленность | 85,8 | 81,9 | 91,2 | 121,8 | 89,5 | 104,3 | 97,5 | 125,2 | 92,0 |
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность | 89,7 | 103,0 | 98,8 | 74,7 | 106,4 | 110,1 | 86,0 | 58,5 | 97,9 |
Полиграфическая промышленность | 103,1 | 72,0 | 127,2 | 161,2 | 100,2 | 232,0 | 140,2 | 144,3 | 113,4 |