ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 09 октября 2007 года N 784-ЗС
Об Областной целевой программе улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы
Принят
Законодательным Собранием
18 сентября 2007 года
(Изменения и дополнения:
Областной закон от 30.07.2008 N 41-ЗС, НГР:ru61000200800254;
Областной закон от 06.08.2008 N 54-ЗС, НГР:ru61000200800271;
Областной закон от 13.10.2008 N 101-ЗС, НГР:ru61000200800382;
Областной закон от 28.11.2008 N 151-ЗС, НГР:ru61000200800459;
Областной закон от 23.12.2008 N 177-ЗС, НГР:ru61000200800502).
(Действие приостановлено:
Областной закон от 25.12.2008 N 183-ЗС, НГР:ru61000200800508).
Утвердить Областную целевую программу улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы (прилагается).
Администрации Ростовской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать в областном бюджете финансирование Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы.
Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке в соответствии с областным законом об областном бюджете.
Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В. ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
09 октября 2007 года
N 784-ЗС
Приложение
к Областному закону
"Об Областной целевой программе
улучшения демографической ситуации
в Ростовской области на 2008-2010 годы"
Наименование Программы | Областная целевая Программа у лучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственные заказчики Программы | министерство здравоохранения Ростовской области |
министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразования РО); | |
комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области (далее - комитет по молодежной политике РО); | |
министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - минфизкультуры РО); | |
министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области(далее - минархитектуры РО); | |
министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области (далее - минстрой РО) | |
Государственный заказчик - | министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд РО) |
Разработчик Программы | минтруд РО |
Основная цель | постепенное формирование предпосылок стабилизации численности населения и последующего демографического роста, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала |
Основные задачи | укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; |
Сроки реализации Программы | 2008 - 2010 годы |
Структура мероприятий Программы | Программа состоит из разделов: |
Исполнители, соисполнители и участники Программы | минтруд РО; |
минфизкультуры РО; | |
министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры РО; | |
минархитектуры РО; | |
минстрой РО; | |
ГУВД по Ростовской области (далее - ГУВД) - по согласованию; | |
Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - миграционная служба) - по согласованию; | |
управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН); | |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхоз РО); | |
министерство финансов Ростовской области (далее - минфин РО); | |
министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - минэкономики РО); | |
Аппарат уполномоченного по правам человека в Ростовской области; | |
Северо-Кавказское управление внутренних дел на транспорте (далее - Северо-Кавказское УВДТ) - по согласованию; | |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Роспотребнадзор) - по согласованию; | |
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" (далее - центр гигиены и эпидемиологии) - по согласованию; | |
ФГУ "Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ "Ростовский ЦСМ") - по согласованию; | |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) (далее - ЮМТУ (Ростехрегулирование) - по согласованию; | |
департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Ростовской области (далее - департамент по печати); | |
Союз работодателей Ростовской области (далее - союз работодателей); | |
ГАУ РО "Агентство жилищных программ" (далее - агентство); | |
Государственная инспекция труда в Ростовской области (далее - инспекция труда в РО); | |
Федерация профсоюзов Ростовской области (далее - федерация профсоюзов); | |
Главное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Главное бюро МСЭ) - по согласованию; | |
исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов в случае принятия их представительными органами соответствующих решений | |
министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области (далее - минавтодор) | |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы - |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Рост числа родившихся с 9,5 промилле на 1000 человек населения в 2006 году до 10,5 промилле в 2010 году. |
Организация управления Программой и контроль за | минтруд РО осуществляет общее руководство и координацию деятельности исполнителей и соисполнителей Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области |
Формы контроля | проверка исполнения разделов Программы, отчеты исполнителей Программы |
*) Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы.
**) Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В современном демографическом развитии Ростовской области проявляются неблагоприятные тенденции, характерные для всей Российской Федерации: с 1995 года снижается численность населения, последние 3 года ежегодное уменьшение составляет в среднем 29,9 тыс. человек.
Снижение числа жителей Ростовской области происходит за счет:
естественной убыли или превышения числа умерших (в 2006 году - 66,6 тыс.человек) над количеством родившихся (40,9 тыс.человек) в 1,6 раза (Россия - 1,5);
миграционной убыли населения, которая регистрируется с 2003 года. Число выбывших превысило количество прибывших за этот период и составило около 10 тыс. человек.
По итогам 2006 года уровень смертности в расчете на 1000 человек населения составил 15,5 промилле, что выше чем по России (15,2 промилле). Уровень младенческой смертности - 13,2 промилле в расчете на 1000 человек родившихся (Россия - 10,2 промилле).
Высокая смертность населения во многом обусловлена возросшей долей лиц старших возрастов - 22,6 процента (Россия - 20,4). Она предопределяет низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении. В 2005 году он составил 66,9 года для всего населения, в том числе для мужчин - 61 год, женщин - 73,2 года.
Рождаемость в Ростовской области ниже среднероссийской (9,5 промилле против 10,4 промилле в расчете на 1000 населения) и в последние годы нестабильна. Начавшийся в 2000 году ее рост сменился снижением в 2005 году и увеличением в 2006 году на 3,3 процента по сравнению с предыдущим годом. Эти колебания во многом связаны с ростом, а затем снижением числа женщин в активном детородном возрасте, которые рождены в восьмидесятые - девяностые годы. В этот период произошел сначала рост, а потом спад рождаемости.
В целом тенденции рождаемости населения обусловлены социально-экономическими факторами - материальным положением и образом жизни, социальным статусом, жилищными условиями. Кроме того, переходом от многодетной к средне- и малодетной современной семье, как и в развитых европейских странах, нестабильностью браков в связи со снижением ценности семьи.
Следствием низкой рождаемости является демографическое старение населения. Доля детей и подростков (в возрасте 0-15 лет) в структуре численности населения снизилась с 21,4 в 1995 году до 15,3 процента на 1 января 2006 года.
В отличие от предыдущих лет в 2005 году сократилось на 1,5 тыс. человек (на 0,1 процента) число лиц трудоспособного возраста и составило 2672,9 тыс.человек, или 62,1 процента в общей численности населения. Прогнозируется дальнейшее снижение числа жителей этой возрастной категории в связи с миграционными потерями, вступлением в трудоспособный возраст малочисленного контингента граждан, рожденных в начале 90-х годов, и выбытием из него многочисленной категории лиц, рожденных в послевоенные годы.
Отмечается ухудшение показателей здоровья населения Ростовской области. Общая заболеваемость возросла в 2005 году на 3,8 процента по сравнению с 2004 годом, особенно значителен рост болезней системы кровообращения (на 8,7 процента). Кроме этого, показатель общей заболеваемости (1517,2 на 1000 населения) выше среднего по ЮФО (1246,2) и России (1459,7). Аналогична ситуация и с первичной заболеваемостью. В 2006 году ситуация не изменилась. Общая заболеваемость возросла в 2006 году на 1,8 процента по сравнению с 2005 годом и составила 1544,8 на 1000 населения. Значителен рост заболеваемости новообразованиями (на 6,5 процента), болезней эндокринной системы (на 6,2 процента).
Вместе с тем по ряду показателей наметились позитивные изменения. Начиная с 2004 года ежегодно уменьшается число умерших. В 2006 году общее снижение составило 3,2 процента по сравнению с 2005 годом, в том числе детей в возрасте до 1 года - на 9,6 процента.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении невысок, но на 0,9 года выше среднего по России и начиная с 2003 года он увеличивается.
Во многом это достигнуто благодаря принимаемым в Ростовской области мерам. Создана необходимая нормативная правовая база. Реализуется 10 областных законов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, социальной защиты, материнства, детства, молодежной и жилищной политики, образования и воспитания детей и молодежи.
Действуют комплексные программы и целевые мероприятия по профилактике социально обусловленных, онкологических заболеваний, наркомании, дорожно-транспортного травматизма, по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда, содействию занятости населения, развитию сети детских дошкольных образовательных учреждений, обеспечению досуга детей и подростков в свободное время.