Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 09 октября 2007 года N 784-ЗС

Об Областной целевой программе улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы

Принят

Законодательным Собранием

18 сентября 2007 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 30.07.2008 N 41-ЗС, НГР:ru61000200800254;

Областной закон от 06.08.2008 N 54-ЗС, НГР:ru61000200800271;

Областной закон от 13.10.2008 N 101-ЗС, НГР:ru61000200800382;

Областной закон от 28.11.2008 N 151-ЗС, НГР:ru61000200800459;

Областной закон от 23.12.2008 N 177-ЗС, НГР:ru61000200800502).

(Действие приостановлено:

Областной закон от 25.12.2008 N 183-ЗС, НГР:ru61000200800508).

Статья 1


Утвердить Областную целевую программу улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы (прилагается).

Статья 2


Администрации Ростовской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать в областном бюджете финансирование Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы.

Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке в соответствии с областным законом об областном бюджете.

Статья 3


Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области

В. ЧУБ

г. Ростов-на-Дону

09 октября 2007 года

N 784-ЗС

   Приложение
     к Областному закону
     "Об Областной целевой программе
     улучшения демографической ситуации
     в Ростовской области на 2008-2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ

Раздел I ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 -2010 ГОДЫ


Наименование Программы

Областная целевая Программа у лучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Администрации Ростовской области от 19 января 2007 года N 9 "О разработке областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы"

Государственные заказчики Программы

министерство здравоохранения Ростовской области
 (далее - минздрав РО);

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразования РО);

комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области (далее - комитет по молодежной политике РО);

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - минфизкультуры РО);

министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области(далее - минархитектуры РО);

министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области (далее - минстрой РО)

Государственный заказчик -
 координатор Программы

министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд РО)

Разработчик Программы

минтруд РО

Основная цель
 Программы

постепенное формирование предпосылок стабилизации численности населения и последующего демографического роста, достижение оптимальной структуры и качества человеческого потенциала

Основные задачи
 Программы

укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

 стимулирование рождаемости и укрепление института
 семьи;

 улучшение миграционной ситуации

Сроки реализации Программы

2008 - 2010 годы

Структура мероприятий Программы

Программа состоит из разделов:
 I. Нормативное обеспечение
 II. Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения
 III. Стимулирование рождаемости и укрепление института семьи
 IV. Улучшение миграционной ситуации
 V. Информационное обеспечение

Исполнители, соисполнители и участники Программы

минтруд РО;

 минздрав РО;

 минобразования РО;

 комитет по молодежной политике РО;

минфизкультуры РО;

министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры РО;

минархитектуры РО;

минстрой РО;

ГУВД по Ростовской области (далее - ГУВД) - по согласованию;

Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - миграционная служба) - по согласованию;

управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН);

министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - минсельхоз РО);

министерство финансов Ростовской области (далее - минфин РО);

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - минэкономики РО);

Аппарат уполномоченного по правам человека в Ростовской области;

 (в редакции Областного закона от 13.10.2008 N 101-ЗС, НГР:ru61000200800382 ).

Северо-Кавказское управление внутренних дел на транспорте (далее - Северо-Кавказское УВДТ) - по согласованию;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Роспотребнадзор) - по согласованию;

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" (далее - центр гигиены и эпидемиологии) - по согласованию;

ФГУ "Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ "Ростовский ЦСМ") - по согласованию;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) (далее - ЮМТУ (Ростехрегулирование) - по согласованию;

департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Ростовской области (далее - департамент по печати);

Союз работодателей Ростовской области (далее - союз работодателей);

ГАУ РО "Агентство жилищных программ" (далее - агентство);

 (в редакции Областного закона от 30.07.2008 N 41-ЗС, НГР:ru61000200800254 ).

Государственная инспекция труда в Ростовской области (далее - инспекция труда в РО);

Федерация профсоюзов Ростовской области (далее - федерация профсоюзов);

Главное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Главное бюро МСЭ) - по согласованию;

исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

министерство автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области (далее - минавтодор)
 (в редакции Областного закона от 13.10.2008 N 101-ЗС, НГР:ru61000200800382 ).

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы -
 42 734 409,5* тыс. рублей, из них:
 средства федерального бюджета - 9 445 544,4 тыс. руб-лей, в том числе:
 2008 год - 2 672 654,6 тыс. рублей;

 2009 год - 3 394 801,4 тыс. рублей;

 2010 год - 3 378 088,4 тыс. рублей;

 средства областного бюджета - 31 966357,5 тыс. руб-лей, в том числе:
 2008 год - 7 927 411,0 тыс. рублей;

 2009 год - 12 119 649,9 тыс. рублей;

 2010 год - 11 919 296,6 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов** - 1 322 507,6 тыс. руб-лей, в том числе:
 2008 год - 476 812,4 тыс. рублей;

 2009 год - 441 935,4 тыс. рублей;

 2010 год - 403 759,8 тыс. рублей;

 (подраздел в редакции областных законов от 28.11.2008 N 151-ЗС, НГР:ru61000200800459 , от 23.12.2008 N 177-ЗС, НГР:ru61000200800502 ).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Рост числа родившихся с 9,5 промилле на 1000 человек населения в 2006 году до 10,5 промилле в 2010 году.
 2. Уменьшение количества умерших с 15,5 промилле на 1000 человек населения в 2006 году до 15,1 промилле в 2010 году, в том числе детей в возрасте до 1 года с 13,2 промилле на 1000 родившихся в 2006 году до 10,5 промилле в 2010 году.
 3. Снижение естественной убыли с 6 промилле на 1000 человек населения в 2006 году до 4,6 промилле в 2010 году

Организация управления Программой и контроль за
 ее исполнением

минтруд РО осуществляет общее руководство и координацию деятельности исполнителей и соисполнителей Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области

Формы контроля

проверка исполнения разделов Программы, отчеты исполнителей Программы

*) Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы.

**) Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Раздел II Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа


В современном демографическом развитии Ростовской области проявляются неблагоприятные тенденции, характерные для всей Российской Федерации: с 1995 года снижается численность населения, последние 3 года ежегодное уменьшение составляет в среднем 29,9 тыс. человек.

Снижение числа жителей Ростовской области происходит за счет:

естественной убыли или превышения числа умерших (в 2006 году - 66,6 тыс.человек) над количеством родившихся (40,9 тыс.человек) в 1,6 раза (Россия - 1,5);

миграционной убыли населения, которая регистрируется с 2003 года. Число выбывших превысило количество прибывших за этот период и составило около 10 тыс. человек.

По итогам 2006 года уровень смертности в расчете на 1000 человек населения составил 15,5 промилле, что выше чем по России (15,2 промилле). Уровень младенческой смертности - 13,2 промилле в расчете на 1000 человек родившихся (Россия - 10,2 промилле).

Высокая смертность населения во многом обусловлена возросшей долей лиц старших возрастов - 22,6 процента (Россия - 20,4). Она предопределяет низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении. В 2005 году он составил 66,9 года для всего населения, в том числе для мужчин - 61 год, женщин - 73,2 года.

Рождаемость в Ростовской области ниже среднероссийской (9,5 промилле против 10,4 промилле в расчете на 1000 населения) и в последние годы нестабильна. Начавшийся в 2000 году ее рост сменился снижением в 2005 году и увеличением в 2006 году на 3,3 процента по сравнению с предыдущим годом. Эти колебания во многом связаны с ростом, а затем снижением числа женщин в активном детородном возрасте, которые рождены в восьмидесятые - девяностые годы. В этот период произошел сначала рост, а потом спад рождаемости.

В целом тенденции рождаемости населения обусловлены социально-экономическими факторами - материальным положением и образом жизни, социальным статусом, жилищными условиями. Кроме того, переходом от многодетной к средне- и малодетной современной семье, как и в развитых европейских странах, нестабильностью браков в связи со снижением ценности семьи.

Следствием низкой рождаемости является демографическое старение населения. Доля детей и подростков (в возрасте 0-15 лет) в структуре численности населения снизилась с 21,4 в 1995 году до 15,3 процента на 1 января 2006 года.

В отличие от предыдущих лет в 2005 году сократилось на 1,5 тыс. человек (на 0,1 процента) число лиц трудоспособного возраста и составило 2672,9 тыс.человек, или 62,1 процента в общей численности населения. Прогнозируется дальнейшее снижение числа жителей этой возрастной категории в связи с миграционными потерями, вступлением в трудоспособный возраст малочисленного контингента граждан, рожденных в начале 90-х годов, и выбытием из него многочисленной категории лиц, рожденных в послевоенные годы.

Отмечается ухудшение показателей здоровья населения Ростовской области. Общая заболеваемость возросла в 2005 году на 3,8 процента по сравнению с 2004 годом, особенно значителен рост болезней системы кровообращения (на 8,7 процента). Кроме этого, показатель общей заболеваемости (1517,2 на 1000 населения) выше среднего по ЮФО (1246,2) и России (1459,7). Аналогична ситуация и с первичной заболеваемостью. В 2006 году ситуация не изменилась. Общая заболеваемость возросла в 2006 году на 1,8 процента по сравнению с 2005 годом и составила 1544,8 на 1000 населения. Значителен рост заболеваемости новообразованиями (на 6,5 процента), болезней эндокринной системы (на 6,2 процента).

Вместе с тем по ряду показателей наметились позитивные изменения. Начиная с 2004 года ежегодно уменьшается число умерших. В 2006 году общее снижение составило 3,2 процента по сравнению с 2005 годом, в том числе детей в возрасте до 1 года - на 9,6 процента.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении невысок, но на 0,9 года выше среднего по России и начиная с 2003 года он увеличивается.

Во многом это достигнуто благодаря принимаемым в Ростовской области мерам. Создана необходимая нормативная правовая база. Реализуется 10 областных законов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, социальной защиты, материнства, детства, молодежной и жилищной политики, образования и воспитания детей и молодежи.

Действуют комплексные программы и целевые мероприятия по профилактике социально обусловленных, онкологических заболеваний, наркомании, дорожно-транспортного травматизма, по обеспечению жильем, улучшению условий и охраны труда, содействию занятости населения, развитию сети детских дошкольных образовательных учреждений, обеспечению досуга детей и подростков в свободное время.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»