Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2007 года N 291-П

О комплексной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 N 463-П НГР:RU30000200800819)

Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2006 N 288-П "О концепции комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600454), в целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", поддержки личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и субъектов малого предпринимательства Астраханской области Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.):

2.1. Включить Программу в перечень целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета в 2008 году.

2.2. Осуществлять в 2008 году за счет Программы финансирование мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными в рамках реализации комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год".

3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) включить расходы на реализацию Программы отдельной строкой в структуру расходов областного бюджета на 2008 год и в течение всего периода реализации Программы осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

4. Признать утратившим силу с 01.01.2008 постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2006 N 328-П "О комплексной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год" (НГР:RU30000200600533).

5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 17.07.2007 N 291-П

Комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" Паспорт программы


Наименование Программы

- комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год"

Заказчики Программы:

государственный заказчик-координатор

- министерство экономического развития Астраханской области

государственный заказчик

- министерство сельского хозяйства Астраханской области

Разработчик Программы

- министерство экономического развития Астраханской области

Цели Программы

- устойчивое развитие муниципальных образований Астраханской области за счет мобилизации внутренних (местных) ресурсов

Задачи Программы

- формирование региональных многоуровневых отраслевых и межотраслевых систем кооперации

Срок реализации Программы

2008 год

Исполнители мероприятий Программы

российскими, иностранными и международными организациями, содействующими развитию потребительской кооперации

Объемы и источники финансирования Программы

из внебюджетных источников - 125 700 тыс. руб.

Контроль за исполнением Программы

- министерство экономического развития Астраханской области и министерство сельского хозяйства Астраханской области.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- товарооборот ОПК возрастет до 800 млн. руб., объем производственной деятельности - до 400 млн. руб., заготовок сельскохозяйственной продукции - до 500 млн. руб.

1. Введение


Комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" разработана министерством экономического развития Астраханской области в целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - ПНП "Развитие АПК"), во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2006 N 288-П "О концепции комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600454), на основе опыта реализации областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы" (НГР:RU30000200300374) (утверждена постановлением Губернатора Астраханской области от 16.09.2003 N 441), областной целевой программы "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" (НГР:RU30000200400063) (утверждена постановлением Администрации Астраханской области от 10.02.2004 N 3/20) и комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год" (НГР:RU30000200600533) (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 14.09.2006 N 328-П).

Программа предусматривает организационную, финансовую и иную поддержку развития в Астраханской области деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме потребительских кооперативов в соответствии со статьей 116 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральными законами от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (НГР:RU0000R199504930), от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (НГР:RU0000R200101540), от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (НГР:RU0000R200603681).

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки


Деградация крупного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в начале 90-х годов, общероссийский спад в агропродовольственном секторе негативно сказались на доходах и занятости сельского населения. Однако природно-климатические факторы Астраханской области сделали возможным самообеспечение населения путем ведения подсобного производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес ЛПХ и КФХ в агропромышленном комплексе Астраханской области начал увеличиваться с начала 90-х годов. За последние 15 лет ЛПХ и КФХ стали неотъемлемой частью сельской экономики региона. В настоящее время в области около 125 тыс. ЛПХ и 1,9 тыс. КФХ на 994 тыс. жителей. На их долю приходится 90,8% валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области.

В современных условиях ЛПХ, КФХ, СМП выполняют ряд важнейших народно-хозяйственных функций:

- играют значительную роль в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на местном, региональном и общероссийском продовольственных рынках;

- играют важную роль в решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;

- способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал ЛПХ, КФХ, СМП все еще используется недостаточно эффективно. Они испытывают ряд проблем:

- существует дефицит кредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;

- не налажены эффективные системы сбыта продукции, материально-технического снабжения, производственного обслуживания;

- низок уровень механизации производства, ощущается недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

- недостаточны мощности для хранения и переработки продукции;

- существуют трудности в получении консультационных услуг правового, экономического, технологического характера;

- слабо развиты механизмы регулярного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области, с одной стороны, и КФХ, ЛПХ, СМП, с другой, что приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей и малого бизнеса при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Самостоятельно решать вышеуказанные проблемы могут лишь крупные КФХ и часть СМП. Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых предприятий является создание потребительских кооперативов.

Следует отметить, что развитие потребительской кооперации позволяет решать задачи, стоящие перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области не только в области развития агропромышленного комплекса, но и в сфере малого бизнеса, общего увеличения экономической активности населения, то есть носит межотраслевой характер.

Развитие кооперации дает положительные эффекты сразу в нескольких социальных плоскостях:

Для сельского бизнеса (ЛПХ, КФХ, СМП)

- развитие нового направления бизнеса - переработка сельскохозяйственной продукции

Для сельского населения

- возможность участия в управлении кооперативом

Для органов государственной власти и местного самоуправления

- создание дополнительных источников для пополнения местного бюджета (налоги, арендная плата)

В то же время кооперативное движение и в России, и в Астраханской области развивается еще медленно. Основные причины данного факта заключаются в следующем:

- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства;

- недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х годов кооперативных форм хозяйственной деятельности;

- ускоренное развитие бизнеса, специализирующегося на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельскохозяйственной продукции;

- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в психологической неготовности к кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

- недостаточный уровень государственной поддержки потребительской кооперации (СПК, КПК, ОПК);

- слабое развитие системы кооперативного образования, информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных создавать потребительские кооперативы и работать в них, недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления.

ПНП "Развитие АПК", реализация которого началась в 2006 году, призван решить ряд вышеуказанных проблем. В специально выделенном в ПНП "Развитие АПК" направлении "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" ключевое значение придается развитию СПК.

Главная цель направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" - увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования. Добиться этой цели предполагается за счет:

- расширения доступа к заемным средствам;

- модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий АПК;

- модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции.

В рамках этого направления определены следующие основные механизмы решения проблем КФХ, ЛПХ, сельских предпринимателей и малых предприятий:

- организационный механизм: создание СПК (кредитных, снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и т.д.);

- финансовый механизм: субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным КФХ, ЛПХ, СМП и созданными ими СПК.

В рамках реализации ПНП "Развитие АПК" уже осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на развитие кооперации. Субсидируются процентные ставки по займам, полученным ЛПХ, КФХ и СПК в сельскохозяйственных КПК, членами которых они являются (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 70 (НГР:RU0000R200600250), и процентные ставки по кредитам, полученным СПК для приобретения предметов снабжения сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 71 (НГР:RU0000R200600222).

ОАО "Россельхозбанк" определено одним из основных участников реализации ПНП "Развитие АПК". Ему поручено обеспечить кредитную поддержку СПК и оказать содействие созданию сельскохозяйственных КПК.

В апреле 2007 г. АРФ ОАО "Россельхозбанк" открыта кредитная линия на сумму 10 млн. руб. Астраханскому областному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Народный кредит" для последующего предоставления займов его членам: СПКК "Харабалинский фермер" и СКПК "Лиманский фермер". Оба районных кооператива получили по 5 млн. руб. Также СПКК "Харабалинский фермер" самостоятельно привлек кредит ОАО "Россельхозбанк" в размере 3 млн. руб. В 2008 году АРСКПК "Народный кредит" планирует привлечь кредиты АРФ ОАО "Россельхозбанк" на сумму 15 млн. рублей.

Продолжается работа по кредитным заявкам сельскохозяйственных КПК Ахтубинского, Енотаевского, Лиманского, Черноярского районов. Прорабатывается вопрос о вступлении ОАО "Россельхозбанк" во вновь созданный АРСКПК "Народный кредит" в качестве ассоциированного члена.

В конце 2006 года был принят ряд федеральных законов, непосредственно касающихся потребительской кооперации:

Федеральный закон от 03.11.2006 N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

- обязательное использование членских книжек и др.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"

Закон предусматривает государственную поддержку формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению займов на развитие сельского хозяйства в сельскохозяйственных КПК

Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Закон предусматривает возможность создания сельскохозяйственных кооперативных рынков - сельскохозяйственных рынков, управление которыми осуществляется управляющими компаниями, зарегистрированными в форме СПК, и на которых осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»