ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2007 года N 291-П
О комплексной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 N 463-П НГР:RU30000200800819)
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2006 N 288-П "О концепции комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600454), в целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", поддержки личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и субъектов малого предпринимательства Астраханской области Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.):
2.1. Включить Программу в перечень целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета в 2008 году.
2.2. Осуществлять в 2008 году за счет Программы финансирование мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными в рамках реализации комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год".
3. Министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) включить расходы на реализацию Программы отдельной строкой в структуру расходов областного бюджета на 2008 год и в течение всего периода реализации Программы осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Признать утратившим силу с 01.01.2008 постановление Правительства Астраханской области от 14.09.2006 N 328-П "О комплексной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год" (НГР:RU30000200600533).
5. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 17.07.2007 N 291-П
Комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" Паспорт программы
Наименование Программы | - комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" |
Заказчики Программы: | |
государственный заказчик-координатор | - министерство экономического развития Астраханской области |
государственный заказчик | - министерство сельского хозяйства Астраханской области |
Разработчик Программы | - министерство экономического развития Астраханской области |
Цели Программы | - устойчивое развитие муниципальных образований Астраханской области за счет мобилизации внутренних (местных) ресурсов |
Задачи Программы | - формирование региональных многоуровневых отраслевых и межотраслевых систем кооперации |
Срок реализации Программы | 2008 год |
Исполнители мероприятий Программы | российскими, иностранными и международными организациями, содействующими развитию потребительской кооперации |
Объемы и источники финансирования Программы | из внебюджетных источников - 125 700 тыс. руб. |
Контроль за исполнением Программы | - министерство экономического развития Астраханской области и министерство сельского хозяйства Астраханской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - товарооборот ОПК возрастет до 800 млн. руб., объем производственной деятельности - до 400 млн. руб., заготовок сельскохозяйственной продукции - до 500 млн. руб. |
Комплексная целевая программа "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2008 год" разработана министерством экономического развития Астраханской области в целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - ПНП "Развитие АПК"), во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2006 N 288-П "О концепции комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" (НГР:RU30000200600454), на основе опыта реализации областной целевой программы "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы" (НГР:RU30000200300374) (утверждена постановлением Губернатора Астраханской области от 16.09.2003 N 441), областной целевой программы "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" (НГР:RU30000200400063) (утверждена постановлением Администрации Астраханской области от 10.02.2004 N 3/20) и комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год" (НГР:RU30000200600533) (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 14.09.2006 N 328-П).
Программа предусматривает организационную, финансовую и иную поддержку развития в Астраханской области деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме потребительских кооперативов в соответствии со статьей 116 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральными законами от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (НГР:RU0000R199504930), от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (НГР:RU0000R200101540), от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (НГР:RU0000R200603681).
Деградация крупного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в начале 90-х годов, общероссийский спад в агропродовольственном секторе негативно сказались на доходах и занятости сельского населения. Однако природно-климатические факторы Астраханской области сделали возможным самообеспечение населения путем ведения подсобного производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес ЛПХ и КФХ в агропромышленном комплексе Астраханской области начал увеличиваться с начала 90-х годов. За последние 15 лет ЛПХ и КФХ стали неотъемлемой частью сельской экономики региона. В настоящее время в области около 125 тыс. ЛПХ и 1,9 тыс. КФХ на 994 тыс. жителей. На их долю приходится 90,8% валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области.
В современных условиях ЛПХ, КФХ, СМП выполняют ряд важнейших народно-хозяйственных функций:
- играют значительную роль в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на местном, региональном и общероссийском продовольственных рынках;
- играют важную роль в решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;
- способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни.
Вместе с тем производственный и социальный потенциал ЛПХ, КФХ, СМП все еще используется недостаточно эффективно. Они испытывают ряд проблем:
- существует дефицит кредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;
- не налажены эффективные системы сбыта продукции, материально-технического снабжения, производственного обслуживания;
- низок уровень механизации производства, ощущается недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
- недостаточны мощности для хранения и переработки продукции;
- существуют трудности в получении консультационных услуг правового, экономического, технологического характера;
- слабо развиты механизмы регулярного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области, с одной стороны, и КФХ, ЛПХ, СМП, с другой, что приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей и малого бизнеса при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Самостоятельно решать вышеуказанные проблемы могут лишь крупные КФХ и часть СМП. Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых предприятий является создание потребительских кооперативов.
Следует отметить, что развитие потребительской кооперации позволяет решать задачи, стоящие перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области не только в области развития агропромышленного комплекса, но и в сфере малого бизнеса, общего увеличения экономической активности населения, то есть носит межотраслевой характер.
Развитие кооперации дает положительные эффекты сразу в нескольких социальных плоскостях:
Для сельского бизнеса (ЛПХ, КФХ, СМП) | - развитие нового направления бизнеса - переработка сельскохозяйственной продукции |
Для сельского населения | - возможность участия в управлении кооперативом |
Для органов государственной власти и местного самоуправления | - создание дополнительных источников для пополнения местного бюджета (налоги, арендная плата) |
В то же время кооперативное движение и в России, и в Астраханской области развивается еще медленно. Основные причины данного факта заключаются в следующем:
- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства;
- недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х годов кооперативных форм хозяйственной деятельности;
- ускоренное развитие бизнеса, специализирующегося на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельскохозяйственной продукции;
- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в психологической неготовности к кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- недостаточный уровень государственной поддержки потребительской кооперации (СПК, КПК, ОПК);
- слабое развитие системы кооперативного образования, информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных создавать потребительские кооперативы и работать в них, недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления.
ПНП "Развитие АПК", реализация которого началась в 2006 году, призван решить ряд вышеуказанных проблем. В специально выделенном в ПНП "Развитие АПК" направлении "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" ключевое значение придается развитию СПК.
Главная цель направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" - увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования. Добиться этой цели предполагается за счет:
- расширения доступа к заемным средствам;
- модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий АПК;
- модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции.
В рамках этого направления определены следующие основные механизмы решения проблем КФХ, ЛПХ, сельских предпринимателей и малых предприятий:
- организационный механизм: создание СПК (кредитных, снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и т.д.);
- финансовый механизм: субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным КФХ, ЛПХ, СМП и созданными ими СПК.
В рамках реализации ПНП "Развитие АПК" уже осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на развитие кооперации. Субсидируются процентные ставки по займам, полученным ЛПХ, КФХ и СПК в сельскохозяйственных КПК, членами которых они являются (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 70 (НГР:RU0000R200600250), и процентные ставки по кредитам, полученным СПК для приобретения предметов снабжения сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 71 (НГР:RU0000R200600222).
ОАО "Россельхозбанк" определено одним из основных участников реализации ПНП "Развитие АПК". Ему поручено обеспечить кредитную поддержку СПК и оказать содействие созданию сельскохозяйственных КПК.
В апреле 2007 г. АРФ ОАО "Россельхозбанк" открыта кредитная линия на сумму 10 млн. руб. Астраханскому областному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Народный кредит" для последующего предоставления займов его членам: СПКК "Харабалинский фермер" и СКПК "Лиманский фермер". Оба районных кооператива получили по 5 млн. руб. Также СПКК "Харабалинский фермер" самостоятельно привлек кредит ОАО "Россельхозбанк" в размере 3 млн. руб. В 2008 году АРСКПК "Народный кредит" планирует привлечь кредиты АРФ ОАО "Россельхозбанк" на сумму 15 млн. рублей.
Продолжается работа по кредитным заявкам сельскохозяйственных КПК Ахтубинского, Енотаевского, Лиманского, Черноярского районов. Прорабатывается вопрос о вступлении ОАО "Россельхозбанк" во вновь созданный АРСКПК "Народный кредит" в качестве ассоциированного члена.
В конце 2006 года был принят ряд федеральных законов, непосредственно касающихся потребительской кооперации:
Федеральный закон от 03.11.2006 N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" | - обязательное использование членских книжек и др. |
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" | Закон предусматривает государственную поддержку формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению займов на развитие сельского хозяйства в сельскохозяйственных КПК |
Закон предусматривает возможность создания сельскохозяйственных кооперативных рынков - сельскохозяйственных рынков, управление которыми осуществляется управляющими компаниями, зарегистрированными в форме СПК, и на которых осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции |