Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2006 года N 288-П

О концепции комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы"

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 12.04.2012 N 140-П)

В целях реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", поддержки личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и субъектов малого предпринимательства Астраханской области

Правительство Астраханской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить концепцию комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" (далее - программа) (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком-координатором программы министерство экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.), государственным заказчиком программы министерство сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.).

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Щербаков В.Р.) и министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) разработать комплексную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год" и внести ее на одобрение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 30.08.2006.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 21.08.2006 N 288-П

Концепция комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы"

1. Содержание проблемы


Деградация крупного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в начале 90-х годов, общероссийский спад в агропродовольственном секторе негативно сказались на доходах и занятости сельского населения. Однако природно-климатические факторы Астраханской области сделали возможным самообеспечение населения путем ведения подсобного производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) в агропромышленном комплексе Астраханской области начал увеличиваться с начала 90-х годов. За последние 15 лет ЛПХ и КФХ стали неотъемлемой частью сельской экономики региона. В настоящее время в области около 125 тыс. ЛПХ и 1,9 тыс. КФХ (на 994 тыс. жителей). На их долю приходится около 85% валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области.

В современных условиях КФХ, ЛПХ, сельские предприниматели и малые предприятия (далее - СМП) выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций:

КФХ и ЛПХ играют значительную роль в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на местном, региональном и общероссийском продовольственных рынках;

КФХ, ЛПХ, СМП играют важную роль в решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;

КФХ, ЛПХ, СМП способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал КФХ, ЛПХ, СМП все еще используется недостаточно эффективно. Они испытывают ряд проблем:

- существует острый дефицит кредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;

- не налажены эффективные системы сбыта продукции, материально-технического снабжения, производственного обслуживания;

- низок уровень механизации производства, ощущается недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

- недостаточны мощности для хранения и переработки продукции;

- существуют трудности в получении консультационных услуг правового, экономического, технологического характера;

- слабо развиты механизмы регулярного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области, с одной стороны, и КФХ, ЛПХ, СМП, с другой, что приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей и малого бизнеса при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Самостоятельно решать вышеуказанные проблемы могут лишь крупные КФХ и часть СМП. Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых предприятий является создание потребительских кооперативов.

Следует отметить, что развитие потребительской кооперации позволяет решать задачи, стоящие перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области не только в области развития агропромышленного комплекса, но и в сфере малого бизнеса, общего увеличения экономической активности населения, то есть носит межотраслевой характер.

Развитие кооперации дает положительные эффекты сразу в нескольких социальных плоскостях:

- развитие нового направления бизнеса - переработки сельскохозяйственной продукции

В то же время кооперативное движение и в России, и в Астраханской области развивается достаточно медленно. Основные причины данного факта заключаются в следующем:

- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства;

- недооценка в процессе экономических реформ и приватизации 90-х годов кооперативных форм хозяйственной деятельности;

- ускоренное развитие бизнеса, специализирующегося на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельскохозяйственной продукции;

- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в низкой товарности ЛПХ, психологической неготовности к кооперированию;

- слабый уровень государственной поддержки потребительских кооперативов;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы кооперативного движения;

- отсутствие системы кооперативного образования, информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию потребительских кооперативов и работать в них;

- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений.

Приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - ПНП "Развитие АПК"), реализация которого началась в 2006 году, призван решить ряд вышеуказанных проблем. В специально выделенном в ПНП "Развитие АПК" направлении "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" ключевое значение придается развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Главная цель направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" - увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования. Добиться этой цели предполагается за счет:

- расширения доступа к заемным средствам;

- модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий АПК;

- модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции.

В рамках направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" определены следующие основные механизмы решения проблем КФХ, ЛПХ, сельских предпринимателей и малых предприятий:

- организационный механизм: создание КФХ, ЛПХ, СМП, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кредитных, снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и т.д.);

- финансовый механизм: субсидирование процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным КФХ, ЛПХ, СМП и созданными ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

В рамках реализации ПНП "Развитие АПК" уже осуществлен целый комплекс мероприятий, направленных на развитие кооперации.

Впервые субсидируются процентные ставки по займам, полученным ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, членами которых они являются (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 70), и процентные ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами для приобретения предметов снабжения сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 71).

ОАО "Россельхозбанк" определен одним из основных участников реализации ПНП "Развитие АПК". Ему поручено обеспечить кредитную поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов и оказать содействие созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

В соответствии с планом реализации ПНП "Развитие АПК" разработаны и утверждены концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, концепция развития системы сельской кредитной кооперации, методика составления региональных и муниципальных программ развития системы сельской кредитной кооперации, программа участия ОАО "Россельхозбанк" в создании сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Во всех указанных документах подчеркивается, что средства федерального бюджета и средства ОАО "Россельхозбанк" для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации (в том числе кредитной) должны выделяться только в рамках соответствующих региональных и муниципальных программ. Соответственно, если в регионах (муниципальных образованиях) отсутствуют региональные и муниципальные программы развития кооперации, то исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны до конца 2006 года их разработать и утвердить.

Вместе с тем исполнительными органами государственной власти Астраханской области уже накоплен значительный положительный опыт государственной поддержки и потребительской кооперации.

Уже третий год реализуются областные целевые программы "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы" (утверждена постановлением Губернатора Астраханской области от 16.09.2003 N 441) и "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" (утверждена постановлением Администрации Астраханской области от 10.02.2004 N 3/20).

Областная целевая программа "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы" направлена на развитие традиционной для области системы потребительской кооперации (система Центросоюза), действующей на основании Закона Российской Федерации от 19.06.92 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Являясь наследницей принудительно созданной в 30-е годы советской потребительской кооперации, современная российская потребительская кооперация является своеобразным "гибридом", объединяющим функции и сельскохозяйственной потребительской кооперации, и классической потребительской кооперации, и коммерческих организаций.

Головной организацией в области является Астраханский областной союз рыболовецких потребительских обществ (далее - АОРПС). Система имеет мощную материальную и членскую базу. В области действует 90 организаций потребительской кооперации, объединяющих 94 тыс. пайщиков. В системе потребительской кооперации работает 2,7 тысячи человек.

Объем розничного товарооборота организаций потребительской кооперации в 2005 году составил 583,5 млн. рублей, оборот общественного питания - 37 млн. рублей. У населения закуплено 2,71 тыс. тонн мяса, 4,5тыс. тонн молока, 5,45 млн. штук яиц, 1,6 тыс. тонн картофеля, 2,9 тыс. тонн овощей, 600 т плодов. Суммарная прибыль организаций системы АОРПС в 2005 году - 10 млн. рублей, в том числе 4 организации потребительской кооперации получили прибыль в размере более 1 млн. рублей, а 17 организаций (19%) получили убытки.

Оказание государственной поддержки за счет средств ОЦП "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы" позволило привлечь для развития организаций потребительской кооперации 2,298 млн. рублей, в том числе за счет субсидирования процентных ставок по кредитам - 1,6 млн. рублей, за счет предоставления бюджетных субсидий - 0,698 млн. рублей.

ОЦП "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" направлена на развитие кредитной (кредитно-сберегательной) потребительской кооперации, в том числе сельскохозяйственной. Фактически большая часть реализованных мероприятий ОЦП "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" и средств государственной поддержки направлена на развитие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их инфраструктуры.

При финансовой поддержке ОЦП "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" созданы 6 кредитных кооперативов. В течение срока действия программы в сельскохозяйственную кредитную кооперацию привлечено 33,5 млн. заемных средств с помощью субсидирования процентных ставок по кредитам (займам), привлекаемым районными сельскохозяйственными производственными кооперативами (далее - СКПК), а также с помощью государственных гарантий Астраханской области по заимствованиям муниципальных образований, средства которых направлены на финансирование деятельности СКПК.

В 2004 году при содействии Администрации Астраханской области при АОСКПК "Народный кредит" создан консультационно-методический центр для обучения и повышения квалификации специалистов кредитной кооперации.

В ходе реализации программы выяснилось, что возможности концентрации интересов (потребностей) и ресурсов КФХ и ЛПХ подталкивают сельские кредитные кооперативы к расширению сферы деятельности (предоставление консультаций, информационное обслуживание, организация снабжения и сбыта, обслуживание техники, переработка сельхозпродукции и т.д.). Так, в 2003 году на финансовой и членской базе СПКК "Харабалинский фермер" создан СПК "Фермер", который успешно решает задачу снабжения КФХ и ЛПХ семенами, удобрениями, запасными частями, сельскохозяйственной техникой. В 2006 году по аналогичной схеме уже созданы 3 сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооператива в Володарском, Ахтубинском и Черноярском районах. Работа в данном направлении продолжается.

В то же время указанные выше областные целевые программы не включают в себя мероприятия по поддержке вновь создаваемых сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов, на развитие которых сделан акцент в ПНП "Развитие АПК". Также в областных целевых программах не учитывается такой источник финансирования мероприятий по поддержке кооперации, как федеральный и местные бюджеты.

В связи с изложенным предлагается разработать комплексную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы", учитывающую изменение приоритетов государственной политики. Комплексная целевая программа должна включать мероприятия по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации, традиционной потребкооперации, кредитной потребительской кооперации и т.д.

В случае принятия комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы" целесообразно:

- завершить реализацию областных целевых программ "Развитие кредитной кооперации в Астраханской области на 2004-2007 годы" и "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы";

- перераспределить бюджетные средства, предусмотренные на их реализацию, в пользу комплексной целевой программы "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы";

- включить мероприятия по поддержке традиционной потребкооперации и кредитной потребительской кооперации в комплексную целевую программу "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы".

2. Цели и задачи программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»