В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансово-инвестиционное обеспечение подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение
4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствуют.
Нет единых критериев отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному в масштабах Российской Федерации. В республике действует постановление Кабинета Министров Республики Адыгея 10 августа 1998 года N 264 "0 порядке признания жилых помещений, жилых домов аварийными". В то же время, постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 1998 года N 134 "О порядке перевода жилых помещений, жилых домов в нежилой фонд и порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку (реконструкцию и модернизацию) помещений в жилых домах в Республике Адыгея" в редакции постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 ноября 2000 года N 350 определен порядок и критерии отнесения жилых домов к категории непригодных для проживания.
Программой переселения граждан из ветхого и аварийного жилья предусматривается выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или делать это экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, в рамках формирования республиканской программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городах и районах составляются реестры ветхих и аварийных жилых строений (домов), сводный республиканский реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняется объем такого жилья и, соответственно, численность проживающего в нем населения.
4.1.2. Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Реализация программы Республики Адыгея включает формирование республиканской нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Основными смысловыми позициями данных документов должны стать следующие положения:
- при отнесении жилищного фонда к ветхому или аварийному граждане, проживающие в нем, имеют первоочередное право на предоставление жилья;
- граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном ветхом и аварийном жилищном фонде и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений, определенной законом, в муниципальном или государственном жилье социального назначения;
- граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений; возможно также, что граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, будут иметь право передать это жилье в собственность муниципалитетов и получить бесплатное жилье в пределах нормы предоставления жилых помещений на условиях социального найма, с сохранением права на последующую приватизацию этого жилья;
- если граждане, проживающие в ветхом или аварийном жилищном фонде, хотят получить жилье большей площади, они обязаны оплатить разницу между стоимостью желаемого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
- очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется городской (районной) программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного ветхого строения; очередность сноса строений, отнесенных к ветхим, определяется, в первую очередь, требованиями плана развития территории.
4.1.3. Механизмы улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда следует использовать следующие механизмы улучшения жилищных условий:
- предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из законодательно установленных гарантий государства перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде;
- предоставление гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде, жилищного сертификата на сумму, равную нормативной стоимости жилья, определенного на основе обязательств государства.
Первый механизм предполагает, что администрация города (района) представляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предлагаемое жилье может являться:
- жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
- жильем, полученным администрацией города (района) в новом строительстве в виде бартера от застройщика за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
- жильем, приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;