(с изменениями на 1 апреля 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ростовской области от 1 апреля 2011 года N 157.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Областным законом от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области", постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Администрации Ростовской области от 30.04.2010 N 128 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы", решением коллегии Администрации Ростовской области от 07.06.2010 N 59 "О проекте Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы"
постановляю:
1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы" согласно приложению N 1.
2. Утвердить методику оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы" согласно приложению N 2.
3. Министерству финансов области (Сверчкова Н.И.) предусмотреть ассигнования на реализацию Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы" при формировании проекта областного закона об областном бюджете на 2011 год и среднесрочного финансового плана Ростовской области на 2011-2013 годы.
4. Установить, что в ходе реализации Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы" мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей средств областного бюджета.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять аналогичные программы по пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Панова С.П.
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.Ю.Голубев
Постановление вносит
департамент по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Ростовской области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011–2013 годы"
(с изменениями на 1 апреля 2011 года)
Наименование - Программы | Областная долгосрочная целевая программа "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание - | |
Государственный - заказчик - координатор Программы | департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области |
Государственные - заказчики Программы | министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области |
Разработчик - | департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области |
Основные цели - Программы | уменьшение количества пожаров, снижение рисков возникновения и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций; снижение числа травмированных и погибших на пожарах; сокращение материальных потерь от пожаров; создание необходимых условий для обеспечения пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан; сокращение времени реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, поисково-спасательных служб - на происшествия и чрезвычайные ситуации; оснащение учреждений социальной сферы системами пожарной автоматики; снижение числа погибших в результате своевременной помощи пострадавшим, оказанной поисково-спасательными службами; увеличение видов и объемов аварийно-спасательных работ, разрешенных для выполнения поисково-спасательными службами; улучшение работы по предупреждению правонарушений на водных объектах; улучшение материальной базы учебного процесса по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; создание резервов (запасов) материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в особый период; повышение подготовленности к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях |
Основные задачи - Программы | развитие инфраструктуры пожарной охраны, создание системы ее оснащения и оптимизации управления; обеспечение противопожарным оборудованием и совершенствование противопожарной защиты объектов социальной сферы; разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением и работниками учреждений социальной сферы; повышение объема знаний и навыков в области пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов, воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений; приобретение современных средств спасения людей при пожарах в учреждениях социальной сферы; организация работы по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности и правил поведения на воде; дооснащение современной аварийно-спасательной техникой и оборудованием поисково-спасательных служб; повышение квалификации и обучение личного состава спасательных подразделений; улучшение материально-технической базы пожарных, спасательных подразделений, учреждений и учебного процесса по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; информирование населения о правилах поведения и действиях в чрезвычайных ситуациях; создание материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; восполнение по истечении срока хранения индивидуальных средств защиты для населения; хранение имущества гражданской обороны на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и в особый период; организация работ по ликвидации аварийно-опасных гидротехнических сооружений; дооборудование объектов социальной сферы для подготовки к приему и размещению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях |
Сроки реализации - Программы | 2011-2013 годы: 1-й этап - 2011 год; 2-й этап - 2012 год; 3-й этап - 2013 год |
Структура - | структура Программы: паспорт Областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения и территорий Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы". Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели. Раздел III. Система программных мероприятий. Раздел IV. Нормативное обеспечение. Раздел V. Механизм реализации Программы. Раздел VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы. Приложение N 1. Система программных мероприятий. Приложение N 2. Методика расчета и условия предоставления субсидий из фонда софинансирования расходов областного бюджета бюджетам муниципальных образований на выполнение муниципальных долгосрочных программ по пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Приложение N 3. Методика расчета и условия предоставления субсидий из фонда софинансирования расходов областного бюджета бюджетам муниципальных образований на выполнение работ по ликвидации аварийно-опасных гидротехнических сооружений. Программа не содержит подпрограмм. Основные мероприятия Программы: мероприятия по пожарной безопасности; мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организационные мероприятия |
Исполнители - Программы | департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области; Главное управление МЧС России по Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области; подведомственные государственным заказчикам Программы учреждения; органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в случае принятия их представительными органами соответствующих решений |
Объемы и - источники финансирования Программы | ресурсное обеспечение Программы составляют средства из областного бюджета и местных бюджетов, прогнозируемых как возможные источники средств без указания конкретных сумм. Областной бюджет, всего: 616405,5 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 228162,4 тыс. рублей; 2012 год - 203977,4 тыс. рублей; 2013 год - 184265,7 тыс. рублей. Программа финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на ее реализацию областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Средства местных бюджетов, объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются муниципальными правовыми актами |
Ожидаемые - конечные результаты реализации Программы | 1. Дооснащение сил пожарной охраны и поисково-спасательных служб пожарной, автомобильной, инженерной техникой и плавсредствами. 2. Дооборудование пожарной, автомобильной техники и плавсредств. 3. Обеспечение сил пожарной охраны и поисково-спасательных служб специальным оснащением, экипировкой, аварийно-спасательным инструментом, приборами и специальными средствами. 4. Улучшение материальной базы подразделений пожарной охраны, поисково-спасательных служб, учреждений и учебного процесса по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 5. Повышение квалификации специалистов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 6. Повышение защищенности учреждений социальной сферы от пожаров. 7. Выполнение мероприятий по противопожарной пропаганде и пропаганде безопасности в чрезвычайных ситуациях. 8. Обеспечение средствами защиты населения на случай чрезвычайных ситуаций и в особый период. 9. Создание мест размещения для пострадавших в чрезвычайных ситуациях. 10. Ликвидация аварийно-опасных гидротехнических сооружений |
Система - организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах ее полномочий |
В Ростовской области с 2007 по 2009 годы произошло 13360 пожаров. При пожарах погибли 1153 человека, из них 43 ребенка, травмы и ожоги различной степени получили 1636 человек. Пожарами причинен прямой материальный ущерб в размере 280,4 млн. рублей.
Развитию пожаров до крупных и гибели при этом людей способствует позднее сообщение о пожаре в пожарную охрану и удаленность места пожара от ближайшего подразделения пожарной охраны.
Для осуществления действий по тушению пожаров на территории области функционирует:
121 подразделение федеральной противопожарной службы по Ростовской области общей численностью 3530 человек;
2 подразделения муниципальной пожарной охраны численностью личного состава 15 человек;
233 подразделения добровольной пожарной охраны общей численностью 784 человека, из которых круглосуточное дежурство организовано в 116 подразделениях.
Дополнительно создано:
10 казачьих пожарных команд на базе муниципальных казачьих дружин общей численностью 60 человек;
4 мобильных пожарных поста от действующих подразделений противопожарной службы по Ростовской области за счет 20 единиц дополнительной федеральной численности личного состава, выделенной МЧС России для Ростовской области.
Однако этого явно недостаточно для прикрытия в противопожарном отношении всех населенных пунктов в Ростовской области.
В настоящее время остаются неприкрытыми в противопожарном отношении 389 населенных пунктов (16,9 процента от общего числа населенных пунктов на территории Ростовской области).
Основными проблемами пожарной безопасности являются:
несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны к месту вызова из-за удаленности;
низкий уровень защищенности населения, территорий и учреждений социальной сферы от пожаров;
несвоевременное сообщение о пожаре (загорании) в пожарную охрану;
недостаток специальных приборов, осветительного оборудования для выполнения работ в условиях плохой видимости и высоких температур;
низкий уровень улучшения материально-технической базы и капитального ремонта места постоянного размещения подразделений пожарной охраны;
недостаток пожарной техники, многофункционального пожарно-технического оборудования и пожарного снаряжения (с учетом существующего уровня риска пожаров на территории области). Их приобретение позволит расширить тактические возможности подразделений пожарной охраны, повысить эффективность тушения пожаров, тем самым сократить степень вероятности развития пожаров.
На территории Ростовской области существуют угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннее половодье, нагонные явления, паводки, сильные ветры, снегопады, засухи, лесные пожары.
Техногенную угрозу представляют потенциально опасные объекты: 2 радиационно опасных, 4 биологически опасных, 92 химически опасных, 371 взрывопожароопасный и 56 гидродинамически опасных.
В период с 2007 по 2009 годы произошли 59 чрезвычайных ситуаций (31 техногенная и 28 природных), в чрезвычайных ситуациях погибли 255 человек, пострадали 423 человека, наиболее тяжелыми по последствиям были чрезвычайные ситуации в результате пожаров и дорожно-транспортных происшествий.
Для выполнения аварийно-спасательных работ при происшествиях и возникновении чрезвычайных ситуаций в Ростовской области созданы 22 аварийно-спасательных формирования общей численностью 776 человек, из них за счет областного бюджета - 2 поисково-спасательные службы, за счет местных бюджетов - 20 аварийно-спасательных формирований.
За три года (2007-2009 годы) аварийно-спасательные формирования произвели 19684 выезда, оказали помощь и спасли 16044 человека.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Областные поисково-спасательные службы развиваются хорошими темпами, однако в развитии муниципальных аварийно-спасательных формирований наблюдается отставание.
Причиной отставания являются ограниченные возможности некоторых муниципальных образований в собственных финансовых средствах для дооснащения формирований современной аварийно-спасательной техникой и оборудованием.
Существуют следующие основные проблемы областных поисково-спасательных служб:
зоны ответственности подразделений составляют 3-6 муниципальных образований, для доставки оснащения и спасателей к местам работ необходимы специальные автотранспортные средства и плавсредства;
снаряжение спасателей по истечении срока эксплуатации подлежит обязательной замене;
для выполнения работ в условиях плохой видимости и низких температур необходимы специальные приборы, осветительное оборудование и средства обогрева;
для обеспечения готовности, исходя из уровней угроз чрезвычайных ситуаций, необходимо дооснастить подразделения поисково-спасательных служб средствами для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газоспасательных, пиротехнических, водолазных и других специальных работ;
для профилактической работы необходимы фотоаппараты и видеокамеры для создания доказательной базы правонарушений на водных объектах;
места постоянного размещения подразделений спасателей требуют улучшения материальной базы и ремонта.
Для сохранения темпов развития областных поисково-спасательных служб и повышения готовности к выполнению работ муниципальных спасательных формирований проблемы дооснащения аварийно-спасательных сил необходимо решить программными методами.
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайную ситуацию, уменьшить масштабы ее последствий и решить главную задачу - спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются исходя из прогнозируемых угроз чрезвычайных ситуаций.
Исходя из классификации чрезвычайных ситуаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям рекомендуется рассчитывать объемы своих резервов с учетом обеспечения пострадавших соответственно не менее 500 и 50 человек. В Ростовской области рекомендованные объемы резервов в целом созданы.
Однако исходя из прогнозируемых на территории области угроз чрезвычайных ситуаций этих резервов недостаточно. Соответствующие проблемы обеспечения материальными ресурсами необходимо решить на региональном и муниципальном уровнях.
Наиболее крупномасштабными могут быть чрезвычайные ситуации по последствиям для населения, проживающего в зоне негативного воздействия вод (89,8 тыс. человек), в зоне затопления при гидродинамической аварии на Цимлянской ГЭС (240 тыс. человек), в зоне экстренной эвакуации при радиационной аварии на Ростовской АЭС (216 тыс. человек).
При возникновении крупномасштабной чрезвычайной ситуации из опасных районов потребуется эвакуировать население в пункты временного размещения (далее - ПВР) и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.
В результате планирования эвакуационных мероприятий департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области установлено, что необходимо принять меры по повышению подготовленности к организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.
В муниципальных образованиях области создано 960 ПВР на 142 тыс. мест, что составляет 60 и 66 процентов соответственно от расчетных потребностей для размещения эвакуируемого населения при наихудшем сценарии развития чрезвычайных ситуаций в результате гидродинамической аварии на Цимлянской ГЭС и радиационной аварии на Ростовской АЭС.
Из 960 ПВР оборудованы спальными местами 125 ПВР на 13,6 тыс. мест (10 процентов), имеют пункты питания - 60 процентов, душевые - 20 процентов.
При возникновении крупномасштабной чрезвычайной ситуации 835 ПВР необходимо:
дооборудовать спальными местами 128,4 тыс. мест;