ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 марта 2006 года N 65
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2006-2008 ГОДЫ"
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201400017 (от 21.01.2014 N 15)
Изменения: НГР ru04000200700393
В целях обеспечения доступности качественного образования в условиях сельской школы, модернизации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, укрепления материально-технической и учебно-методической базы общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 годы" (далее - Программа).
2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при разработке проекта закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия от 30.03.2005 г. N 1069-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы" предусмотреть включение Программы в Закон.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент, Председатель
Правительства Республики Бурятия
Республиканская целевая программа "Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 годы" |
Основание для разработки Программы | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 172.27.12.11/content/ngr/RU0000R200102378.html ; |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия |
Разработчики Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия |
Исполнители Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия; |
Цель Программы | Обеспечение доступности и повышение качества общего образования в сельской местности. Целевые показатели: - оптимизация сети сельских школ: преобразование средних школ в основные, основных школ - в начальные (2 школы в год); |
Задачи Программы | - создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации его содержания с учетом потребностей развивающегося общества и аграрно-сельского сектора республики; |
- создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей общеобразовательного учреждения и производственных структур муниципального образования, предпрофильной специализации школ; | |
Сроки реализации Программы | 2006-2008 годы: 1 этап - подготовительный; |
Объемы и источники Финансирования 172.27.12.11/content/ngr/RU04DMJ200700393.doc | Всего по Программе - 14 600,0 тыс. рублей, в том числе: - средства республиканского бюджета - 10 300,0 тыс. рублей; |
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации | Управление реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия, которое вносит в Правительство Республики Бурятия проекты законодательных и нормативных документов по реализации программных мероприятий, уточняет механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятий, органов местного самоуправления, республиканских учреждений и учебных заведений системы Министерства образования и науки Республики Бурятия сведения о ходе выполнения Программы. Итоги выполнения Программы представляются в Правительство Республики Бурятия. Министерство образования и науки Республики Бурятия осуществляет постоянный контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств. Министерство образования и науки Республики Бурятия осуществляет постоянный контроль за качеством реализации программных мероприятий |
Перечень основных мероприятий по реализации Программы | 1) Реформирование образовательной инфраструктуры в сельской местности 2) Обеспечение сельских школ автотранспортными средствами 3) Профилизация образовательных учреждений, профессиональная ориентация учащихся сельских школ 4) Совершенствование системы подготовки кадров для сельских школ |
Ожидаемые результаты от реализации Программы | а) качественное образование станет более доступным для учащихся из сельской местности; |
- оптимизирована инфраструктура образовательных учреждений в сельской местности; |
Республиканская целевая программа "Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 годы" (далее - Программа) разработана на основании Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности".
В Программе использованы следующие термины:
- оптимизация сети сельских образовательных учреждений - оптимизация национально-региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации;
- базовая школа - общеобразовательная школа, имеющая сеть малокомплектных начальных, основных общеобразовательных школ и комплексов "школа-детский сад", функционирующих в качестве структурных подразделений (филиалов);
- образовательная программа - нормативный документ, который регламентирует учебную деятельность образовательного учреждения. Образовательная программа является проектом совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Образовательные программы реализуются как за счет средств бюджетного финансирования, так и через платные дополнительные образовательные услуги. К образовательным программам школьного, локального уровня относятся образовательно-воспитательные программы, воспитательные программы, профильные программы, программы кружков и факультативов;
- профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Структура профилизации сельской школы предполагает значительную дифференциацию обучения, с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.
В целях решения этой задачи принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", которым одобрена Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
В 2005/2006 учебном году от общего количества 564 школ сельские составляют 425 (78 %), малокомплектные - 221 (39 %). В структуре сельских школ доля начальных составляет 22 %, основных - 10 %, средних - 67 %. Количество малочисленных школ по контингенту учащихся ежегодно увеличивается. Эта тенденция характерна не только для нашей республики, но и для Российской Федерации в целом. На сегодняшний день каждую третью среднюю и каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малочисленной.
Наименование показателя | |||||||||||||||
сельских школ, всего, % | 433 75% | 76477 46,1% | 431 75,9% | 71216 45,6% | 432 76,2% | 66178 45,4% | 427 77,2% | 63309 46,7% | 425 77,7% | 58713 46,5% | |||||
в том числе: | |||||||||||||||
начальных | 108 | 1639 | 105 | 1469 | 105 | 1352 | 94 | 1206 | 95 | 1219 | |||||
основных | 44 | 3262 | 44 | 3122 | 43 | 2665 | 46 | 2596 | 44 | 2495 | |||||
средних | 281 | 71576 | 282 | 66625 | 284 | 62161 | 287 | 59507 | 286 | 54999 |
Учебные годы | Число начальных школ | из них с количеством учащихся | |||||
до 10 | 10-14 | 15-20 | 21-29 | 30-40 | 41-60 | ||
Учебные годы | Число основных школ | из них с количеством учащихся | |||||
40 и менее | 41-100 | 101-200 | 201-280 | 281-400 | 401-640 | ||
Учебные годы | Число средних школ | из них с количеством учащихся | |||||||
100 и менее | 101-200 | 201-280 | 281-400 | 401-640 | 641-880 | 881-1120 | 1121-1360 | ||
Классы | 2001/2002 учебный год | 2002/2003 учебный год | 2003/2004 учебный год | 2004/2005 учебный год |
Процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не всегда эффективен. Расходы на обучение в сельских школах в расчете на одного учащегося в среднем в 2,5 - 4 раза выше аналогичных расходов в городских школах.
Ориентировочная оценка экономического эффекта от реструктуризации сети сельских школ - до 10-12 % экономии бюджетных расходов в течение 3-5 лет. Основной эффект может быть достигнут за счет материально-техни-ческого оснащения сельских школ, внедрения новых образовательных технологий, а также совершенствования моделей и технологий управления образовательным процессом.
Только за счет оптимизации существующей сети (укрупнения, комплексирования) без перехода на новые образовательные технологии не удастся достичь значительной экономии бюджетных средств. На сегодняшний день финансирование общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, находится на минимально допустимом уровне. Как показывает практика, организация интернатов ведет к серьезным негативным социальным последствиям. Организация подвоза учащихся по объему необходимых финансовых расходов фактически сопоставима с расходами на поддержание существующей сети, поэтому значительного экономического эффекта в первые три года достичь не удастся. Эффект от этих мер - повышение качества образования на селе.
Программа позволит определить и внедрить позитивные региональные модели реструктуризации сети сельских школ, обеспечивающие создание условий для устойчивого развития общего образования на основе модернизации содержания и технологий профильного обучения, формирования, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования для сельских школьников с учетом потребностей развивающегося общества и аграрного сектора республики.
Целью модернизации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, является повышение качества образования, его конкурентоспособности путем создания оптимальных моделей организации общего среднего образования в каждом сельском муниципальном образовании.
В основе социальной политики на селе должна быть тенденция к сохранению сети начальных, основных, средних (полных) общеобразовательных учреждений там, где есть молодежь и семьи репродуктивного возраста. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, должна осуществляться за счет структурно-содержательной модернизации деятельности общеобразовательных учреждений.
Оптимизация и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, нацелена на решение следующих задач:
- сохранение и развитие сети сельских школ;
- создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации его содержания с учетом потребностей развивающегося общества и аграрно-сельского сектора республики;
- выравнивание условий для получения учащимися сельской местности полноценного образования путем создания, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования детей в структуре общеобразовательной школы;
- обеспечение доступа сельских школьников к качественным знаниям за счет использования транспортных схем доставки учащихся в базовые школы, интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного и дополнительного образования детей;
- поддержка инновационных образовательных структур, формирующихся в сельской местности;
- создание системы школьных перевозок учащихся в сельской местности, обеспечивающей условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, для учащихся сельских населенных пунктов республики;
- создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей общеобразовательного учреждения и производственных структур данной территории, предпрофессиональной специализации школ;
- модернизация системы подготовки и переподготовки кадров для общеобразовательных учреждений села.